198
199
200
202
ВТОРЫЕ РУКИRENAULT SCENIC IВ ДЕТАЛЯХПЛОД ВООБРАЖЕНИЯА н ат олий Су ховСпустя десять лет после появления модели «Рено-Меган Сценик» однообъемники малого класса уже никого не удивляют. Тогда же она стала открытием, взорвавшим европейский рынок подобно легендарному «Эспасу». Больше всего поражает та легкость, с которой заурядный в общем-то «Меган» превратили в хорошо обставленную уютную квартирку, сохранив «несущие стены» – основные узлы и агрегаты, но полностью «перепланировав помещение». Не изменяя клиренс, высоту автомобиля увеличили на 18 см, в том числе за счет двойного пола с множеством отсеков для мелких вещей (иные владельцы за долгие годы так и не открыли всех тайников!). В топовой версии два крайних задних сиденья – на салазках ис регулируемым наклоном спинок (конечно, все сиденья складные). Сзади места для ног не меньше, чем в представительском классе, вот только три толстяка намнут друг другу бока. И все же дружелюбный и просторный «Сценик» по комфорту не дотягивает до седанов среднего класса; для дальних путешествий можно подыскать авто потише и помягче (впрочем, комфорт – понятие относительное). Но в городе он на высоте: хороший обзор дорогого стоит.Спрос на «сценики» первого поколения, особенно рестайлинговые (см. Историю модели), сегодня превышает предложение, поэтому на рынке они не задерживаются. В Москве семи-восьмилетний экземпляр стоит 200–270 тыс. рублей, пяти-шестилетний – 300–400 тысяч. Расходы же на эксплуата-цию зачастую зависят от грамотности владельца.ЦЕНА ПРОБ И ОШИБОК«Сценик» оснащали целой гаммой бензиновых двигателей объемом от 1,4 до 2,0 л (см. Историю модели), и почти все они встречают-Дорестайлинговый «Сценик» отличите по четырехспицевому рулю и трем циферблатам в комбинации приборов.198 За рулем 10/2006 RENAULT SCENIC IВ ДЕТАЛЯХвдвое чаще предписанного – каждые 7,5 тыс. км вместо 15. Через 60 тыс. км рекомендуем поменять ремни – ГРМ и навесных агрегатов. Обрыв последнего чреват катастрофой: отлетевший на зубчатый шкив кусок поликлинового ремня может вызвать обрыв ремня ГРМ и встречу клапанов с поршнями. Попытка заменить ремень ГРМ в гаражных условиях на шестнадцатиклапанных моторах зачастую заканчивается плачевно. Дело в том, что у них приводные шестерни валов удерживаются в нужном положении лишь за счет трения; прижим достигается затяжкой болтов. Стоит ослабить болт – и шестерня проворачивается на валу. Выставлять ее «на глазок» бессмысленно, для этого есть комплект специальных приспособлений. Но, конечно, лишь в профильном сервисе. Туда и стоит обращаться – это дешевле капитального ремонта двигателя после неудачного эксперимента. Владельцам «одновалок» проще: там привычная шпоночная посадка. Вместе с ремнем обязательно менять ролик и желательно – помпу, она не слишком долговечна. Другой распространенный «гаражный» прием – рассухаривание клапанов ударом молотка. Нанести удар строго по оси удается редко, а небольшого смещения уже достаточно, чтобы на стержне осталась риска – след сухаря. Эта риска потом может спровоцировать сумасшедший расход масла на угар – свыше 1,5 л на 1000 км. Подложить свинью способен богатый смолами бензин. Когда на втулках клапанов накопится вдоволь густой мази, однажды утром при запуске двигателя клапан не сядет в седло, и тонкий стержень согнется от удара поршня. Чтобы этого не произошло, полезно периодически, каждые 30–45 тыс. км, очищать нагар «промывкой инжектора». Не реко-ИСТОРИЯ МОДЕЛИ1996 год. Дебют Renault Megane Scenic, одноообъемника на базе Renault Megane. Двигатели – Р4, 8-клапанные: бензиновые 1,4 л, 55 кВт/75 л.с.; 1,6 л, 55 кВт/75 л.с. и 66 кВт/90 л.с.; 2,0 л, 84 кВт/ 114 л.с.; дизель 1,9 л, 69 кВт/94 л.с. Привод – передний, М5 или А4. 1997 год. Дизели Р4: 1,9 л, 47 кВт/64 л.с. и 1,9 л, 72 кВт/98 л.с. (dTi). 1999 год. Рестайлинг – изменилась приборная панель, фары, передок автомобиля. Начат выпуск полноприводной версии RX4 (вискомуфта) c увеличенным до 210 мм клиренсом. Новые бензиновые 16-клапанные двигатели Р4: 1,4 л, 70 кВт/95 л.с. и 1,6 л, 79 кВт/107 л.с. 2000 год. Новые двигатели Р4: бензиновый 2,0 л, 103 кВт/140 л.с. (для RX4); дизельные 1,9 л, 59 кВт/80 л.с. (dTi) и 75 кВт/102 л.с. (dCi). 2003 год. Представлен Scenic II. ся на российских просторах. Дизелей у нас почти нет, и неспроста: их ремонт и обслуживание требуют особой квалификации, а к надежности моторов с непосредственным впрыском даже на Западе были претензии. Лучший выбор для России – восьмиклапанные моторы (в том числе знакомый по «Москвичу» F3R). Шестнадцатиклапанники в целом не менее надежны, но гораздо дороже в обслуживании. Двигатель 1,4 л откровенно слаб для автомобиля полной массой 1850 кг, а кондиционер отнимает у него последние силы. Оптимум – 1,6–2,0 л. Все моторы способны пройти 200–300, иногда до 500 тыс. км, но при условии правильного обслуживания. Не стоит экономить на свечах и фильтрах, а если изо дня в день стоите в пробках, меняйте маслоДвухвальными двигателями оснащали только рестайлинговые машины. Они мощны, экономичны, но дороги в обслуживании. Самому же можно наломать дров. Вплотную к левой фаре притаился блок управления двигателем: иногда даже при легкой аварии ломаются дорожки платы, хотя заметных внешних повреждений может и не быть.После рестайлинга количество спиц и циферблатов уменьшилось – не в ущерб эргономике. Приятная мелочь – очечник над дверью водителя.Старые восьмиклапанники пока служат верой и правдой. Хотя, бывает, выходит из строя термостат и подтекает ГУР из-за радиального люфта вала. Зато обслужить такой двигатель несложно и самому. Блок управления здесь в безопасном месте, на правом брызговике.НЕКОТОРЫЕ РЕГЛАМЕНТНЫЕ РАБОТЫ (ЗАМЕНА)*Наименование позиции Масло в двигателе (уровень качества не ниже SH), масляный фильтр Топливный фильтр Воздушный фильтр Фильтр вентиляции салона Масло в МКП Tranself TRX или TRZ Масло в АКП Elf Renaultmatic D2 (соотв. Dexron II D) Масло в главной передаче Tranself B (соотв. API GL5) или TRX Жидкость ГУР Elf Renaultmatic D2 Жидкость в тормозной системе DOT-4 Антифриз GlacElf Type D Super (розовый) Периодичность, тыс. км (лет)15 (1) 30 30 30 (1) –** 45*** –** –** 90 (2) 90 (2)*Для бензиновых двигателей. **Только контроль уровня. ***Для AD4. Для DP0 – только контроль уровня.За рулем 10/2006 199 ВТОРЫЕ РУКИRENAULT SCENIC IВ ДЕТАЛЯХ ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ РАБОТ У ОФИЦИАЛЬНОГО ДИЛЕРАРабота Диагностика электронных систем Диагностика состояния ходовой части, подвески, рулевого управления, тормозов/кузова Замена маслоотражательных колпачков/клапанов на двиг. К4М Замена ремня ГРМ с роликами на двиг. К7М/+ помпы Замена ремня ГРМ с роликами на двиг. К4М/+ помпы Замена узла дроссельной заслонки/РХХ на двиг. К7М Замена сцепления на двиг. К7М и К4М Замена сальника-пыльника/ наружного пыльника ШРУСа Замена сальника штока выбора передач (с разборкой КП) Замена карданного вала в сборе (RX4) Замена стоек / втулок стабилизатора поперечной устойчивости (2 шт.) Замена рулевых тяг (2 шт.)/рейки Замена шаровой опоры/+регулировка углов установки колес Стоимость, руб. 7081270/283 12 300/15 000 4670/+1550 5240/+1550 991/566 7800 1560/566 8496 1416Течь масла по сальнику штока выбора передач – пожалуй, единственная проблема МКП «Сценика». Благодаря промежуточной опоре и, соответственно, приводам равной длины автомобиль хорошо держит курс при разгоне и торможении.Задняя подвеска – торсионная (упругие элементы расположены внутри балки). Сильный наклон амортизаторов – виновник стуков при перекладке поршня. При перегрузе они могут и сломаться. А вот потрескавшиеся сайлентблоки рано списывать в утиль.850/850 1982/5380 566/+1557Стальная защита здесь нужна: «нос» низковат. На многих машинах стоит заводская. Зато на днище почти нет выступающих деталей. Кузов оцинкован, но дополнительный антикор не помешает.формулой 4х4 скрывается не более чем легковой автомобиль для активного отдыха, которому грязь и овраги противопоказаны, как и быстрая, с резкими ускорениями езда. Опорного подшипника карданного вала у нас хватает примерно на 30 тыс. км, а менять придется дорогущий вал в сборе. Кроме того, при неработающей системе курсовой устойчивости (например, отказе датчика ABS) велик риск на скользкой дороге не справиться с управлением: подключение задней оси резко меняет поведение автомобиля. Поэтому разумнее остановиться на более распространенном переднеприводном варианте.мендуем заливать очищающие составы в бак. Сигналом того, что «поднятая муть» дошла до мотора, становятся перебои первой форсунки – ей достаются наибольшие порции грязи. Не стоит увлекаться и мойкой двигателя под давлением, особенно типа К4М, где катушки соединены попарно. Влага вызывает короткое замыкание, выводя их из строя. Заводятся, даже на морозе, бензиновые двигатели хорошо. Причин отказов немного. Иногда нарушается контакт в колодках датчиков положения коленчатого вала и температуры двигателя (достаточно обжать контакты), иногда (на F3R) обламываются провода последнего, к 100 тыс. км наверняка забьется грязью неразборный топливный насос. Нестабильный холостой ход на F3R порой удается вылечить легким ударом по клапану (регулятору) холостого хода. Но такой клапан долго не протянет – готовьте замену. На К7М постепенно изнашивается пластмассовый дроссель. Если при отпускании педали газаобороты мотора стали проваливаться ниже допустимых, возможно, узел пора менять.ПЕРЕДНИЙ ИЛИ ПОЛНЫЙ?Сцепление на «сцениках» служит довольно долго, до 180 тыс. км. Надежны и КП, если не считать возникающей со временем течи масла через сальник штока выбора передач. Менять уплотнения по заводской технологии – дорого, но надежно. Склеивать из кусочков – «предпродажный вариант». Некоторые разрезают и потом сращивают муфтой шток – результат зависит от квалификации мастера. Масло из коробки может уходить и через сальник-пыльник левого ШРУСа (60–120 тыс. км). Его менять несложно. А вот наружные чехлы придется надевать через ШРУС или менять привод в сборе – недешевое удовольствие. Берегите их и помните: «Сценик» – не раллийная машина, даже в полноприводном варианте. Конечно, RX4 выглядит заманчиво, в том числе благодаря пластиковому обвесу, но заВ передней подвеске главное внимание – втулкам стабилизатора и верхним опорам стоек. Не забывайте и про подшипники ступиц – нередко к 100 тыс. км в них уже ощутимый люфт.200 За рулем 10/2006 RENAULT SCENIC IВ ДЕТАЛЯХСтарый «Сценик» внешне очень похож на «Меган». В России таких машин заметно меньше, чем рестайлинговых.КТО ГРЯЗИ БОИТСЯВыбирая автомобиль, присмотритесь к тормозам: закрыты ли диски с внутренней стороны тормозными щитами? Если нет, внутренние колодки придется менять при каждом ТО, да и диски песок не щадит. Для установки щитов придется заменить и поворотные кулаки (на те, что с отверстиями) – проще поискать «правильный» автомобиль. Не забудьте, что на RX4 дисковые тормоза встречались и сзади. Рулевое управление надежно, а стуки в механизме – обычно следствие порванных пыльников и попавшей грязи. Причем бывает, что поврежден левый пыльник, а стучит более нагруженная правая опора, поэтому смотрите в оба. Если стал потеть ГУР, не спе«Овальная табличка» на современных машинах – внизу на правой центральной стойке (убедитесь, что она на месте – иначе восстановить все данные непросто!). В ней зашифрованы технические особенности автомобиля, тип подвески, климатические условия региона, наличие дополнительного фильтра и т.п. Но самая главная буква – последняя в последней строке: NRTV обозначает автомобиль без ABS, NRTW – с ABS. Подробную расшифровку таблички с VIN-кодом см. в ЗР, 2002, № 1, с. 200. VIN также продублирован лазерной гравировкой в нише запасного колеса.шите менять сальник. Скорее всего, причина – в износе подшипника скольжения и перекосе вала. Выход один – подливать жидкость по мере расхода. И не перетягивайте ремень – это причина досрочного износа. Подвеска – не самое слабое место «Сценика». Спереди чаще всего изнашиваются недорогие втулки стабилизатора, постукивают опоры стоек. Стук сзади свидетельствует либо об износе сайлент-блоков, либо амортизаторов (они здесь работают не в самом благоприятном положении – под наклоном), либо подшипника внутри балки, где проходят торсионы. Переборка балки – операция дорогая, поэтому многие годами просто «доезжают» подвеску, благо запаса надежности у торсионов хватает.ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ ОРИГИНАЛЬНЫХ ЗАПЧАСТЕЙЗапчасть Стоимость, руб. Ремень ГРМ с комплектом роликов (К7М)/(К4М)/(F3R) 1215/2455/2080 Комплект маслоотражательных колпачков/клапанов на двиг. К4М 565/3240 Помпа 1970 Термостат 975 Узел дроссельной заслонки/ РХХ на двиг. К7М 11 500/1540 Комплект сцепления на двиг. К7М/К4М/F3R 4510/4320/5695 Сальник-пыльник ШРУСа 865 Сальник штока выбора передач 380 Карданный вал в сборе (RX4) 37 880 Комплект передних колодок/ дисков 2945/6615x2 Комплект для установки передних тормозных щитов (2 поворотных кулака, 2 щита, крепеж) 16 360 Рулевая тяга в сборе/рейка 2130/32 020 Амортизатор передний/задний 2645/2215 Стойки / втулки стабилизатора поперечной устойчивости (2 шт.) 350x2/420x2 Крыло переднее дорест./ рестайлинг 5725/5780 Капот дорест. / рестайлинг 15 875/11 230 Бампер передний неокрашенный дорест./рестайлинг 7535/11 095 Фара дорест./рестайлинг 3595/5185Благодарим компанию «АВТОМИР» – официального дилера «Рено» за помощь в подготовке материала.