112
114
АВТОМОБИЛИСПЕЦТЕСТ ЗИМНИЕ ШИНЫ 195/65R15 и 205/55R16ДЮЙМ АНФАС ИВ ПРОФИЛЬСе р ге йМишинСегодня в моде шины больших размеров, и этому есть вполне логичное объяснение. Скоростному автомобилю нужны хорошие тормоза, а их в маленькие колеса не втиснешь. Вот и получается, что увеличение диаметра колес – мера отчасти вынужденная. Тринадцатидюймовые шины понемногу сдают позиции14-дюймовым. И даже самый популярный в России иномарочный размер 195/65R15 плавно вытесняется наступающим 205/55R16. Мы решили проверить, как влияет на характеристики автомобиля переход с пятнадцати на шестнадцать дюймов в зимних шинах: что выигрывает, а что теряет владелец?Шины одной модели «Нокиан-Хаккапелита 5», автомобиль «Шкода-Октавия А5», для которого оба размера – штатные. Испытания проведены после тщательной обкатки по традиционной методике ЗР. Результаты замеров и оценки приведены в таблицах. Как видим, убедительной победы одних шин над други-ми не получилось. В чем-то впереди оказался «пятнадцатый» размер, зато «шестнадцатый» взял свое в другом. Хорошие шины, летние или зимние, – всегда компромисс. Одновременно улучшить все свойства практически невозможно. Подтягивание одних показателей влечет за собой ухудшение других.112 За рулем 11/2006 АВТОМОБИЛИСПЕЦТЕСТ ЗИМНИЕ ШИНЫ 195/65R15 и 205/55R16ки, лучше плавность хода, а также проходимость в глубоком снегу. А в чем выигрывают 16дюймовые? Совсем немного в боковых сцепных свойствах на льду на грани скольжений, причем при переходе в скольжение преимущество увеличивается. Также они чуть лучше тормозят на асфальте и экономят топливо. Хотя, что такое 100 граммов на 100 километров? Кто заметит сэкономленный литр топлива, когда потрачено сто? Совсем чуть-чуть лучше управляемость, но только на льду и асфальте. Из более заметных отличий – меньше шум и четче курс на асфальте. Зато ценой 16-дюймовая шина существенно превосходит свой 15-дюймовый аналог (в среднем 6200 руб. против 4700 за штуку). Стоят ли таких затрат несколько процентов выигрыша в некоторых упражнениях? Тем не менее тест наглядно показал, как совсем незначительное изменение размера влияет на эксплуатационные характеристики шины одной и той же марки.РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВИспытания проводились при температуре воздуха от -11 до -17°С. Состояние дороги: лед, укатанный и рыхлый снег, сухой асфальт195/65R15 61,1 29,7 24,9 14,7 7,4 47,3 205/55R16 60,8* 30,2 24,2 15,5 7,7 46,0 Разница, % 0,5 1,7 2,9 5,4 4,1 2,8 Комментарии Разница менее 1% – практически одинаковые результаты обеих шин Разница менее 2% – шины одного уровня. Более широкая шина слегка всплывает в снегу Различие более 2% говорит о преимуществах одной шины перед другой. Здесь, наоборот, чем шире – тем лучше Преимущества одного размера перед другим очевидны. Большее удельное давление обеспечивает лучшее сцепление на льду Различие более 2%. Здесь, как и при торможении, широкая шина всплывает на заснеженной дороге Различие более 2%. И здесь причина в расхождениях – разное удельное давление Шины практически одинаковы. В боковом направлении, когда мягкий протектор помогает шипам, более широкая покрышка обеспечивает лучшие сцепные свойства Преимущества одного размера перед другим очевидны. Причина та же, что ив предыдущем упражнении Некоторая экономия объясняется тем, что шины более низкого профиля меньше деформируются при качении Разница менее 2% – шины одного уровня. И здесь разница возникает из-за разной высоты профиля. Не забудем, что широкие шины ухудшают аэродинамику автомобиляПоказатель Тормозной путь на льду (55–5 км/ч), м Тормозной путь на снегу (55–5 км/ч), м Тормозной путь на асфальте (65–5 км/ч), м Время разгона на льду (0–50 км/ч), с Время разгона на снегу (0–50 км/ч), с Скорость при «переставке» на плотном снегу, км/ч Время прохождения ледяного круга внатяг, с Время прохождения ледяного круга с буксованием, с Расход топлива на V передаче при скорости 90 км/ч, л/100 км Расход топлива на V передаче при скорости 120 км/ч, л/100 км21,621,31,422,221,15,26,56,41,68,38,21,2*Цветом выделен лучший результат.ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ*Показатель Управляемость автомобиля Удобство управления торможением Удобство управления разгоном Уровень шума Плавность хода Курсовая устойчивость на заснеженной дороге Курсовая устойчивость на асфальте Проходимость 195/65R15 999799 205/55R16 989888 Комментарии У «Шкоды» на шинах 205/55R16 реакции на льду и асфальте чуть-чуть лучше С шинами 195/65R15 контролировать торможение без ABS удобнее. Впрочем, электроника делает эту разницу несущественной Различий не отмечено 205/55R16 шумит меньше – более широкая резина «прячет» в себе шум шипов 195/65R15 на асфальте и льду мягче. Шины с низким профилем жестче, потому менее комфортны 195/65R15 на заснеженной дороге лучше держит прямую. Более широкие шины заставляют машину слегка рыскать по снегу У 205/55R16 на асфальте курсовая устойчивость лучше. На «узких» шинах «Шкода» слегка плавает по полосе 195/65R15 заметно уверенней движутся в глубоком снегу. У более широких шин большое сопротивление – чувствуется нехватка крутящего момента. Возможно, с более мощным мотором расклад изменитсяНАШИ РЕКОМЕНДАЦИИУ «пятнадцатых» есть некоторое преимущество перед «шестнадцатыми» в снеговых дисциплинах. Потому рекомендуем отдать им предпочтение, если в вашем «дорожном меню» заснеженные дороги – основное блюдо. А тем, кому больше приходится ездить по очищенному и/или обледенелому асфальту, стоит выбрать более широкие «низкопрофильные» покрышки. Если, конечно, вы не уделяете чрезмерного внимания экстерьеру автомобиля. Ведь аргумент «хочу!» не поддается конструктивному анализу.8 99 8*В соответствии с тестами шин (ЗР, 2005, № 3) по 10-балльной шкале.Чем хорош размер 195/ 65R15? У этих шин чуть лучше торможение на снегу, за-метно лучше разгон на снегу и на льду, боковое сцепление при «переставке» наукатанном снегу. Кроме того, более информативно торможение без электрони-114 За рулем 11/2006