172
173
ЭКОНОМИКАНАШИ СОСЕДИСКОЛЬКО ЭМБЛЕМ У ЗАВОДА?И горьМоржаретто . Ф ото : А лександрБ ат ыруород Запорожье трудно назвать красивым – просто большой промышленный город, заново отстроенный по единому советскому лекалу после войны. Но вот бедным он никогда не был – еще бы, тут сосредоточено свыше 150 крупных предприятий! Тем более странно он выглядел пять лет назад. В 2001 году большая часть заводов не работала, широкие проспекты по вечерам не освещались, а зашедшие ко мне в номер лучшей местной гостиницы местные коллеги были потрясены тем, что в номере есть… горячая вода! «Понимаете, – объяснили они, – у нас в городе в жилом секторе ее нет уже почти 10 лет!» Запорожский автозавод в том году произвел чуть больше 6 тысяч машин.ГНА РОДИНЕ «ГОРБАТОГО»Тем приятнее я почувствовал себя в Запорожье в конце 2006-го: город разительно изменился. Фонари по вечерам горят, полно новых магазинов, кафе; а Запорожский автозавод в прошлом году выпустил автомобилей больше, чем в лучший советский год, – 148 163 штуки, причем ежегодный прирост составляет 40–60 тысяч! – Год 2005-й вообще стал для нас очень удачным, – рассказывает Николай Евдокименко, председатель правления ЗАО «Запорожский автомобилестроительный завод» (он и ведет экскурсию по предприятию). – В цехахпроведены масштабные работы по модернизации оборудования (только собственных средств вложено 25 млн. долл.), введены в эксплуатацию конвейерная линия подачи и сборки дверей автомобиля «Ланос», новый цех окраски пластмассовых деталей, завершили модернизацию и создание площадок для хранения и отгрузки готовой продукции. В прошлом году конструкторы ЗАЗа разработали фургон на базе «Ланоса»; завод начал выпускать автобусы на индийском шасси «Тата». И самое главное – в течение года сумели значительно повысить уровень локализации производства «Ланоса». Во-первых, это позволило снизить стоимость готовых автомобилей, а во-вторых – с ноября мы их беспошлинно экспортируем в Россию и другие страны СНГ. Собственно, «возвращение запорожцев» в Россию – новый этап в жизни завода. С помощью прежних моделей сделать это не удалось (начиная с 2002 года в РФ ежегодно поставляется 5–7 тыс. автомобилей «Таврия» и «Славута») – у ЗАЗа нет в нашей стране серьезных партнеров, следовательно – ни сбытовой, ни сервисной сети. А вот вместе с «Дженерал моторс», у которого все это есть, – получилось! В результате «Ланос» «made in Ukraine» сразу стал очень популярным. В прошлом году их продали в РФ чуть больше 2,3 тыс., а за 8 месяцев нынешнего – уже 21 469; модель вышла натретье место в своем классе, обогнав такие бестселлеры прошлых лет, как «Хёндай-Гетц», «Рено-Символ» и «Пежо-206». А в планах на этот год – продать в России не менее 40 500 украинско-корейско-американских седанов! Видимо, планы будут выполнены, залог чему – устойчивые очереди (один-три месяца) на эти машины. На главном конвейере Запорожского автозавода мирно соседствуют автомобили трех, казалось бы, совершенно несовместимых семейств – традиционные украинские «таврии» и «славуты», тольяттинские «семерки» и «девятки», а также корейско-американские «ланосы». На соседней нитке собирают «Опель-Астра»; обе линии сливаются в цеху окраски. – Не могу сказать, что таким образом мы сумели выровнять потребительские качества автомобиля «Ланос» и «девяносто девятой» модели, но наша цель – чтобы самая дешевая «Таврия» (меньше 5 тыс. долл.) и самая дорогая «Астра» (свыше 20 тыс. долл.) соответствовали самым высоким современным требованиям качества, – объясняет Евдокименко. – На все выпущенные ЗАЗом автомобили мы даем одинаковую гарантию от сквозной коррозии металла – 6 лет. Для внутреннего рынка ЗАЗ выпускает те же «ланосы» в двух кузовах (седан и хэтчбек), с тремя вариантами двигателя – 1,3; 1,5; 1,6 л (с нового года будет и 1,4 л), с большим набо-Неполный ассортимент Запорожского автозавода: марки ЗАЗ, «Лада», «Дэу», «Шевроле»… Есть и другие!172 За рулем 11/2006 ЗАПОРОЖСКИЙ АВТОЗАВОД РАБОТАЕТ В УДАРНОМ ТЕМПЕ – В ТРИ СМЕНЫ БЕЗ ВЫХОДНЫХ.СДЕЛАНО НА УКРАИНЕУровень украинской локализации в цене «Ланоса» составляет ныне 53%. Сюда входят работы по штамповке, сварке, окраске, сборке, а также стоимость ряда материалов (например, металла) и комплектующих (колеса, боковые стекла, жгуты проводки, обивка салона, метизы, резинотехнические и пластмассовые изделия).ром опций, а вот в Россию поставляется только седан в трех вариантах комплектаций. Причем на Украине самый дешевый «Сенс» («Ланос» с двигателем 1,3 л) стоит от 7 тыс. долл., а к нам приходит только с мотором 1,5 л (от 9 тыс. долл.). Почему такая несправедливость? – Мы поставили жесткое условие – под маркой «Шевроле» и через нашу дилерскую сеть будем продавать только автомобиль с импортным силовым агрегатом, – объясняет брендменеджер «Шевроле» в России и СНГ Янош Ендрусак. – В этом случае мы готовы поручиться за качество автомобиля; оно полностью соответствует стандартам «Джи-Эм». Машины с силовыми агрегатами Мелитопольского моторного продаются только на Украине через собственную дилерскую сеть корпорации «УкрАвто» (ЗАЗ входит в эту структуру) под маркой «Дэу».ДОГНАТЬ И ПЕРЕГНАТЬ «ЛОГАН»!Каждый час с конвейеров ЗАЗа сходит 30 автомобилей; за этот год планируют выпустить 205 тысяч штук. Но спрос и на родине, и в соседних странах значительно превышает предложение. Поэтому вовсю строится новый завод (под модель, название которой пока держится в секрете). Сам «Ланос» уже в середине будущего года должен пережить серьезный рестайлинг: над этим трудятся специали-сты ателье «Италдизайн». Недолго осталось «Таврии» – выпуск трехдверной модификации прекратится уже в январе 2007 года, а пятидверная и фургон проживут еще пару лет. «На смену придет автомобиль собственной разработки, но на платформе «Джи-Эм»; работы такие уже идут» – председатель правления Евдокименко не скрывает своих планов. Продолжат собирать на ЗАЗе тольяттинские автомобили – во всяком случае, пока на Украине на них неплохой спрос (сегодня – до 40 тысяч в год трех моделей). Возможно, в будущем возьмутся и за китайские «чери» – переговоры идут. А если вспомнить, что на входящем в ЗАО «ЗАЗ» Ильичевском заводе автомобильных агрегатов (ИЗАА) давно налажена сборка легковых и грузовых автомобилей «Мерседес», «Тата» и «Дунфен», то понятно, что если ведущее украинское предприятие будет развиваться такими темпами, как сейчас (ежегодно – плюс 25–30%), то, глядишь, скоро бросит вызов бессменному лидеру автопрома СНГ – АВТОВАЗу. Украинский завод сумел найти серьезных партнеров, занимает почти половину национального рынка и все активнее выходит на рынки соседних стран. Где на новые «запорожцы» разных марок – большой спрос.На правах рекламы