274
275
БЕЗОПАСНОСТЬСТРАХОВАНИЕОСАГО: ПЕРВАЯ ПРАВКАСе р ге йСмирновСколько бы ни говорили об успехах обязательного страхования автогражданской ответственности – ОСАГО, о том, что отношения на дорогах стали более цивилизованными, но автомобилистов, полностью довольных работой страховщиков, пока очень мало. Среди основных претензий, к примеру, такая: при определении размера ущерба страховщики учитывают износ по удобной только им схеме. В результате ремонт обходится раза в два дороже, чем заплатила страховая компания. Она ведь считает, что пострадавшее в аварии переднее крыло с учетомтрехлетнего износа стоит столько-то, а в реальной жизни приходится покупать и ставить новое!ЧЕГО НАМ ЖДАТЬ?Не прошло и трех лет, как Министерство финансов предложило поправки к закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Суть в следующем: во-первых, обязать страховщиков платить без учета износа, во-вторых, упростить процедуру урегулирования убытков. Первую поправку, конечно, автовладельцы принялибы на ура. Только вряд ли правительство пойдет на это. Российский автопарк в основном состоит из старых и очень старых машин – более 70% легковых автомобилей старше 7 лет. Стоимость ремонта «ветеранов» поправкой Минфина будет приравнена к починке новых машин. Стало быть, по мнению страховщиков, необходимо будет повышать тарифы; кроме того, полагают они, применять принцип выплаты ущерба без учета износа – значит, нарушать действующее законодательство, и рассматривают восстановление старого автомобиля с исполь-зованием новых запасных частей как «необоснованное обогащение». На наш взгляд, нежелание страховщиков играть по новым правилам – не что иное, как попытка оставить значительную часть прибыли у себя. Судите сами: если установлена максимальная сумма выплаты, то по какому бы принципу ущерб ни определялся, страховщик больше, чем установлено законом, не отдаст! Так о каком «обогащении» тут идет речь? Или всем добывать запчасти «бэу» на свалке? Следующее предложение касается порядка урегулиро-Такую справку отныне должны выдавать в ГАИ для предоставления в страховую компанию. В нижней части указывают данные второго участника аварии. Прежние «формы № 12 и 31» страховщики требовать уже не могут – но вправе попросить протокол о правонарушении, если таковой был составлен ив соответствующем квадратике данной справки стоит галочка…274 За рулем 12/2006 СТРАХОВАНИЕвания убытков. Предлагается, чтобы при столкновении двух транспортных средств и при условии, что при этом не был причинен вред здоровью, а также в случае согласия участников ДТП в оценке ущерба (порог – 25 тыс. рублей), страховой случай можно было оформить самостоятельно, не вызывая сотрудников ГАИ. Только как быть с Правилами дорожного движения? Согласно пп. 2.5 и 2.6 водитель обязан вызвать сотрудников ГИБДД или оформить аварию самостоятельно, но сразу после этого проет продление договора в одной страховой компании. Конечно, проще возложить на автовладельца обязанность доказывать, что он «белый и пушистый», чем создавать единую информационную базу… Зато при утере полиса дубликат можно получить у страховщика бесплатно. Увеличен и срок, в течение которого потерпевший должен собрать документы для страховой компании, – с 5 дней до 15. Кроме того, отныне в страховую компанию необходимо предоставить справку оНа правах рекламыВ ПРАВИЛА ОСАГО С1 ОКТЯБРЯ ВНЕСЕНЫ ПЕРВЫЕ ПОПРАВКИ – ПОКА ТОЛЬКО ТЕХНИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА.ехать в ближайший отдел ГАИ. Кроме того, в Кодексе об административных правонарушениях есть статья, которая устанавливает ответственность за неисполнение обязанностей по оформлению ДТП. В общем, вопросов больше, чем ответов… ДТП (она теперь нового образца) и извещение. Копию же постановления и протокола по делу об административном правонарушении предоставлять необходимо только в том случае, если их составили сотрудники ГИБДД. Увы, это не вполне отменяет волокиту (лишние документы из ГАИ можно ждать месяцами), но уменьшает поводы к ней… Есть небольшое изменение ив определении стоимости ремонта. Потерпевшему предоставлено право самому оценить размер ущерба – путем проведения независимой экспертизы. А вот в Законе об ОСАГО все осталось попрежнему. В связи с этим возникает вопрос: будут ли страховщики принимать во внимание калькуляцию, которую им предоставит пострадавший, или, следуя букве не Правил, но Закона, проводить «свою» экспертизу? Но и на том спасибо! Остается надеяться, что и предложенные Минфином поправки рано или поздно доведут до ума и поддержат наши законодатели...ДОЖДАЛИСЬ!Но есть и реальные сдвиги: 1 октября уже вступили в силу изменения в Правила обязательного страхования. Увы, все ждали серьезных изменений (давно обещали, к примеру, «привязать» коэффициенты «бонус-малус» к водителю, а не к его машине!), но прошли пока только незначительные, чисто технические поправки. Если раньше автовладельцы могли «промолчать» о случившихся за год ДТП, то с1 октября 2006 года при заключении нового договора страхования ОСАГО они обязаны предоставить информацию о страховых случаях. И только тогда им определят коэффициент – повышающий или понижающий. Исключение составля-