226
227
228
РЕМОНТ И СЕРВИСВЫБИРАЕМ СВЕЧИРАЗНОСТЬ ПОТЕНЦИАЛОВЕ в ге нийБори се нков . Ф ото : К онстантинЯкубовСвеча зажигания – едва ли не самая уязвимая часть современного авто. Любое отклонение от нормы, будь то капризы механики, сбои в электрике, контрафактное масло или левый бензин, оставляют на ней неизгладимые следы. Но ив идеальных условиях ее среднестатистический век недолог – что-то около 30 тыс. км. Неудивительно, что свечи прочно обосновались в верхних строках списка расходников – наряду с тормозными колодками и щетками стеклоочистителя. Приобрести вожделенную запчасть не составляет труда – предложение даже опережает спрос. Важно лишь не наделать глупостей при покупке.ОДИНАКОВЫ С ЛИЦАНа первый взгляд, устройство свечи незатейливо, однако это не так. Ведь диапазон ее рабочих температур достигает тысячи градусов! Чтобы выжить в этих условиях, нужны высокие технологии. Так, корпус изготавливают методом холодной ковки, что позволяет сэкономить металл и,главное, обеспечивает равнопрочность конструкции. Резьбу тоже не режут – накатывают, причем с той же целью – получить равномерное упрочнение поверхности. Обнаружив на «фирменном» изделии следы резца, можете не сомневаться – это контрафакт. Боковой электрод припаивают отдельно – изготавливать его зацело крайне нетехнологично. Однако самая сложная в производстве и дорогая часть свечи – изолятор. Делают ее далеко не все – многие известные компании предпочитают отовариваться на стороне. При сборке изолятор завальцовывают в корпус, уплотнив соединение двумя шайбами из красной меди. Внутрь помещают резистор для подавления радиопомех и центральный электрод, а все оставшееся пространство заполняют герметиком. Венчает дело установка контактной клеммы и нанесение логотипа. Однако в двигатель абы какую свечу не поставишь – сперва надо достичь «взаимопонимания». В цифровом виде оно выражается калиль-ным числом – способностью свечи рассеивать теплоту, полученную в камере сгорания. Дело серьезное – слишком холодная свеча быстро покроется токопроводящим нагаром, слишком горячая спровоцирует калильное зажигание (это когда горючая смесь преждевременно воспламеняется от раскаленного электрода). Хрен редьки не слаще: пропуск вспышек – приговор для нейтрализатора, а «калилка» может вообще развалить мотор. Для подбора изготавливают испытательные свечи с термопарой в тепловом конусе. Приемлемым признают диапазон 350–850°С. Другой важный параметр, требующий согласования, – выступание теплового конуса. Варьируя эту величину, конструкторы стараются поместить искру в то место камеры сгорания, где наблюдается наибольшая концентрация топливной смеси. Немаловажную роль играет межэлектродный зазор. С одной стороны, чем он больше, тем лучше – растет мощность искры. С другой – возрастает нагрузка на эле-Рис. 1. Устройство свечи: 1 – контактная клемма; 2 – резистор; 3 – изолятор; 4 – медные шайбы; 5 – герметик; 6 – корпус; 7 – уплотнительное кольцо; 8 – центральный электрод; 9 – тепловой конус; 10 – боковой электрод.226 За рулем 12/2006 ВЫБИРАЕМ СВЕЧИИзолятор – самая хрупкая часть свечи. Основная причина поломки – перекос ключа.Лопнувший корпус – результат излишнего усердия при затяжке.Заводской брак – свеча без части внутренней начинки.менты системы зажигания и увеличивается искровая коррозия (проще говоря, выгорание электродов). Само собой, компромисс для конкретной модели двигателя индивидуален. Есть и другие особенности: тип уплотнения (конус или сминаемое кольцо) и длина резьбовой части. Последняя особенно коварна – лишние нитки резьбы, попав в камеру сгорания, пригорают настолько, что вывернуть свечу удается, только сняв головку! Под конкретный двигатель подгоняют и размер шестигранника – в нынешних многоклапанных конструкциях большим ключом к свече не подлезть! Помимо основных показателей, свечи для одного и того же мотора порой отличаются потребительскими качествами.ЖЕЛАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИСамая, пожалуй, приятная для покупателя новость – это увеличение срока службы изделия. Рецептов долголетия на сегодняшний день несколько. Самый бюджетный– сделать свечу многоэлектродной: по мере выгорания одного бокового электрода искра перемещается к следующему и т.д. Правда, такой частокол затрудняет доступ заряда к рабочей части свечи и ограничивает распространение фронта пламени, однако в обычных моторах потери не столь существенны. Более изощренный подход основан на снижении рабочих температур электродов (разумеется, в пределах установленного калильного числа). Достигают этого подбором материалов. Медь, скажем, в десять раз теплопроводнее никеля: заполнив ею сердечник центрального электрода, удается остудить его аж на 100°С (а износ при этом снижается на треть!). В версии «дабл купер» медь добавляют ив другой, боковой электрод. В итоге вместо обычных 30–40 тыс. км свеча держится 50–60! Сверх того можно напаять на оба электрода стойкую к электроэрозии платину. Ресурс такого изделия достигает 100 тыс. км! К сожалению, на серийных машинах долгожители почти не встречаются.Все дело в цене – не сказать, что она неподъемна, но, увы, в бизнес-планы большинства автопроизводителей не укладывается. Так что поборникам прогресса приходится покупать «хитрые» свечи на вторичном рынке – в супермаркетах, магазинах и палатках.ЧЕРНЫМ ПО БЕЛОМУСделать это порой не так просто, как кажется. Разумеется, покупая запчасть, рекомендованную заводом–изготовителем авто (перечень легко отыскать в инструкции по эксплуатации), владелец может быть более-менее спокоен – родные детали подойдут без проблем. Дела с выбором аналогов обстоят куда хуже. Взять хотя бы таблицы взаимозаменяемости – священную книгу торговцев автоэлектрикой. Доверять напечатанным в них буквам и цифрам, независимо от толщины и солидности издания, нужно с оглядкой, поскольку эта информация – справочная. Данные необходимо перепроверить в другом разделе того же каталога, где приведена «разблюдовка» по моделям автомобилей. Убедившись, что ре-Самый распространенный дефект возникает вследствие падения.Длина резьбовой части свечи соответствует конструкции головки.Степень выступания теплового конуса – итог адаптации свечи к «своему» двигателю. Ошибка чревата серьезными неприятностями.Количество боковых электродов влияет в основном на долговечность свечи. При прочих равных изделия взаимозаменяемы.Коническое уплотнение корпуса способствует лучшему теплоотводу, но более требовательно к состоянию поверхностей. За рулем 12/2006 227 РЕМОНТ И СЕРВИСВЫБИРАЕМ СВЕЧИПятачок на боковом электроде – платиновая напайка. Эти долгоиграющие свечи хороши для моторов с невысокой ремонтопригодностью.Один из вариантов холодной свечи для высокофорсированного мотора. Конструкция обеспечивает хороший теплоотвод.EON – термоэластичные свечи нового поколения. Каждый из шести видов перекрывает интервал в четыре обычных калильных числа.комендации содержат «две большие разницы», постарайтесь придерживаться последней. Здесь же обычно указывают и межэлектродный зазор, величина которого должна совпадать с требованием инструкции. Впрочем, если первоисточник утрачен, можно все оставить как есть – фирма гарантирует!Еще труднее подобрать тюнинговый вариант, прельстившись некой новинкой компании, «непрофильной» для вашего авто. Главное – не пытайтесь сориентироваться по калильному числу: у различных производителей в ходу разные шкалы! Вариантов много – у кого лишь слегка смещена точка отсчета, у ко-го цифры выстроены с точностью до наоборот! Уповать придется на подписи на упаковке, данные каталогов и рекомендации дилеров. Купив вожделенный продукт, не спешите прочь от прилавка – вскройте упаковку и осмотрите приобретение. Тепловой конус должен быть расположен точно по центру, не иметь сколов и тем более трещин. Бывает, при падении он отламывается от изолятора – убедитесь, что это не так (достаточно просто потрясти свечу). Боковой электрод должен находиться строго над центральным, многоэлектродные конструкции обязаны быть симметричными. Речь не о подделках, вероятность их появления нынче невелика – де-фекты случаются иу именитых производителей. Они, впрочем, честь марки берегут, принимая ответственность не только за некондиционный товар, но и за последствия его применения. Проще говоря, коль из-за дефектной свечи у вас вышел из строя двигатель, можете рассчитывать на соответствующую компенсацию. А вот претендовать на бесплатную замену свечей, «кончившихся» по вине некачественного топлива, не стоит – не тот случай. Так что, прежде чем приобретать дорогие долгоиграющие запчасти, крепко подумайте – на нашем бензине, щедро сдобренном различными «полезными ископаемыми», они вряд ли долго протянут.Рис. 2. Температурные зоны работы свечи.Редакция благодарит компанию FEDERAL MOGUL и лично Александра Шашкина за помощь в подготовке материала.На правах рекламы228 За рулем 12/2006