104
105
ЭКОНОМИКАСМЕНА СОБСТВЕННИКАРоссийский протекторатВ августе 2006 года над административным корпусом LDV – одного из старейших в Великобритании заводов по производству коммерческих автомобилей – взвился российский флаг. Полюбоваться триколором в Бирмингеме довелось Игорю Моржаретто.Англичане давно свыклись с тем, что иностранцы скупают их промышленные предприятия. Увы, в условиях современной конкуренции многие не в состоянии соревноваться со странами, где рабочая сила дешевле, налоги ниже, а социальные программы еще не стали неподъемным грузом для работодателя. Поэтому британские компании следом за другими переносят производствов страны «третьего мира»… а свои заводы в метрополии без боя отдают иностранцам. Которых в первую очередь интересует высочайший уровень технологии и высокий престиж британских марок. Не стал исключением и завод LDV в Бирмингеме. Основанный в 1896-м как велосипедный, он с 1919 года выпускает легкие коммерческие грузовики. Неоднократно менял название – свое и продукции(но не профиль!). В послевоенной Англии развозные фургоны «Моррис», по сути, вытянули экономику страны; потом здесь делали не менее популярные машины под марками «Лейланд», DAF… Не так давно было представлено новое семейство легких коммерческих грузовиков «Максус». Два года подряд они признаются лучшими в Британии в своем классе, что – увы! – не спасло предприятие от уг-розы банкротства. Поэтому, по словам генерального директора Стива Юнга, он обрадовался, узнав, что его завод покупает автомобилестроительный холдинг из России. «Группу ГАЗ» интересует не просто 35 гектаров земли и не заводские корпуса LDV; она сохраняет профиль предприятия – к обоюдной выгоде. И первые 100 дней, с тех пор как над административным корпусом взвился российский флаг, не дали англичанам повода для разочарований. Русские не только взяли на себя обязательства по долгам предприятия, но и сумели увеличить выпуск продукции в полтора раза, даже – небывалый для Бирмингема случай – начали набирать рабочих! Большая часть предприятий города как раз озабочена сокращением кадров…104 За рулем 01/2007 Автомобиль – британский, двигатель – итальянский, хозяин – русский!Развозной фургончик «Моррис» после войны вытянул малый бизнес в Британии. В 90-е годы в России такая судьба досталась «Газели».НАША СПРАВКАЗавод в Бирмингеме производит грузовые и пассажирские фургоны полной массой от 2,8 до 3,5 т (две платформы, три варианта высоты крыши, 150 (!) исполнений). Двигатели – дизельные, 2, 5 л (95 или 120 л.с.), производства VM Motori (Италия). В базовой комплектации – гидроусилитель руля, подушка безопасности водителя электричеcкие стеклоподъемники и зеркала. Гарантия в Великобритании – 5 лет или 100 тыс. миль.Коллектив на нашем заводе интернациональный.Собственно, никто не делает тайны из причин, побудивших российский концерн к покупке британского завода. Пусть не самого большого, но вполне современного. – Согласно стратегическим планам, мы должны в ближайшие два-три года полностью обновить семейство коммерческих грузовиков «Газель», – объясняет председатель правления «Группы ГАЗ» Эрик Эберхардсон. Собственная разработка обошлась бы примерно в1 млрд. долларов и заняла четыре-пять лет. Поэтому, когда появилась возможность приобрести современное предприятие (по нашим данным, за 150 млн. долл. – И. М.), где есть оригинальная новая и при этом уже ставшая успешной модель, мы поняли: это наш шанс. Не забудем, ведь мы покупали еще и долю завода на британском рынке! Словом, есть шанс быстро преодолеть техническое отставание… Каковы планы русских хозяев? Существующий завод постепенно наращивает выпуск машин – через пару лет будут собирать уже 20 тыс. шт. в год (в 2006-м должны были выпустить около 10 тыс.). Эти автомобили будут продавать в первую очередь в Великобритании, но в ближайшее времяначнется экспорт ив другие страны Европы. Весной 2007го линейка автомобилей расширится. В этом году начнется экспорт ив Россию, правда, планы скромные: не более 1000 штук. Стоить машина пока будет от 23 тыс. долл. Пока… Пока не развернется полноценное производство «максусов» на Горьковском автозаводе. Это случится уже в 2008-м; в перспективе проектная мощность сборочного предприятия составит 50 тыс. машин в год. По расчетам маркетологов, с учетом локализации волжский фургон станет значительно дешевле – от 17 тыс. долл. При этом его появление не означает окончания истории семейства «Газель». – «Максус» и «Газель» – совершенно разные автомобили, не только по технологическому уровню, качеству сборки и цене, – объясняет Эрик Эберхардсон. – Английский фургон – переднеприводный, с несущим кузовом общей массой до 3,5 т; «Газель» – заднеприводный рамный автомобиль полной массой до 5,5 т. Хотя, конечно, будущая «Газель2» будет создаваться с учетом технологий LDV. …Двадцать второго ноября 2006 года из Бирмингема в Россию отправилась первая партия фургонов.За рулем 01/2007 105