100
101
102
103
ЭКОНОМИКАСДЕЛАНО В РОССИИУдарные стройки капитализмаСколько сейчас в России сборочных производств, действующих и строящихся? Предновогоднее путешествие по ним совершил Игорь Моржаретто. Фото: Александр Батыру.БАЛТИЙСКИЙ ФОРПОСТВ конце 2006-го в прессе одно за другим проходили сообщения, что самый западный российский автосборочный завод – калининградский «Автотор» – находится на грани закрытия. Поэтому первым делом мы отправились туда. «Автотор» вопреки слухам жив и сумел за год увеличить выпуск в три раза! Причем не только благодаря уже прижившимся маркам (КИА, БМВ, «Хаммер», «Кадиллак», вседорожники «Шевроле»; кстати, в день нашего посещения здесь собрали первый «Кадиллак-Эскелейд»); спасибо нужно сказать «народным» автомобилям. По 12 часов в день работали сборочные цеха линейки «Шевроле-DAT» («Лацетти», «Авео», «Реццо»), столько же – производство китайских автомобилей «Чери». Недавно «китайцы» заняли новую территорию на окраине Калининграда. В одном цехе собирают «амулеты», «тигго», новый седан под предполагаемым именем «Фора» (в Китае его индекс А5 – см. отчет о Пекинском автосалоне); другой предназначен для испытаний и окончательной доводки. Но это далеко не все! Полным ходом возводят еще два новых цеха, реконструируют старый корпус, где раньше собирали вседорожник «КИАСпортидж», монтируют окрасочный комплекс. Уже летом здесь начнут массовое производство (со сваркой, окраской, сборкой) двух, а может, и четырех моделей. Названия двух уже известны: это американокорейская «Шевроле-Лацетти» и китайский вседорожник «Чери-Тигго». В первый год работы планируется выпустить 20–30 тысяч штук каждой модели. Суммарно в 2007 году «Автотор» выпустит около 120 тысяч автомобилей: рост еще в три раза! И параллельно, видимо, начнется строительство еще одного «китайского» завода, теперь уже на паритетных началах с компанией «Чери». Она всерьез намерена развернуть в Калининграде полноценное производство 100–120 тыс. автомобилей в год. Земля уже выделена, ведутся проектные работы.ОКНО В ЕВРОПУ. И В АМЕРИКУ. И В ЯПОНИЮ…Санкт-Петербург коллеги-журналисты поспешили переименовать из Северной Пальмиры в Северный Детройт. Кроме завода «Форд» в Ленинградской области, который уже четвертый год выпускает популярные «фокусы» (а очередь на них все не уменьшается), в самом городе на Неве прошлой осенью шли строительные работы сразу на нескольких площадках. Еще бы – на 2007–2008 годы за-На сборке автомобилей «Чери» в Калининграде работают несколько инженеров и наладчиков из Китая. Здесь, на новой площадке «Автотора», уже в этом году начнется полномасштабное производство моделей «Шевроле».1.Калининград (БМВ, КИА, «Шевроле», «Хаммер», «Кадиллак», «Чери»); 2.Всеволожск («Форд»); 3.Санкт-Петербург («Тойота», «Ниссан», «ДжиЭм»); 4.Москва («Рено»); 5.Калуга(«Фольксваген»); 6.Таганрог («Хёндай»); 7.Нижний Новгород («Крайслер»); 8.Ижевск (КИА); 9.Набережные Челны («Саньён», ФИАТ); 10.Елабуга («Грейт Уолл», ФИАТ); 11.Тольятти («Шевроле»); 12.Новоуральск («Джили», «Чжонсин»).100 За рулем 01/2007 Седаны «Чери-А5» готовы к отправке российским дилерам.гатые покупатели в России, как известно, сосредоточены в столице и окрестностях. Но здесь самые дорогие земля, рабочая сила, логистика… В результате из множества проектов в самой столице закрепился лишь один – сборочный завод «Автофрамос» французской компании «Рено». Первоначально он создавался как СП с московским правительством, причем вкладом города стала земля, некоторые корпуса бывшего завода «Москвич» и ряд местных льгот.Теперь и БМВ-Х3 – российской сборки. Качество – не хуже «родного».Остальные претенденты решили обосноваться за пределами не только МКАД, но и Московской области. Главная новость ушедшего года – начало строительства завода «Фольксваген» под Калугой. Всю осень в поле близ села Грабцево шли масштабные земляные работы, параллельно с этим разрабатывался проект будущего завода и городка, где будут жить работники автозавода VW и других предприятий по выпуску комплектующих.ПЛАНИРУЕМЫЙ ВЫПУСК ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ-ИНОМАРОК В РФ В 2010 ГОДУМарка (место производства) «Крайслер» (ГАЗ, Н. Новгород) «Форд» (Всеволожск) «Ниссан» (С.-Петербург) «Рено» (Москва) «Фольксваген» (Калуга) «Джи-Эм» (Калининград, Тольятти, С.-Петербург) «Тойота» (С.-Петербург) «Хёндай» (ТагАЗ) КИА (Калининград, Ижевск) «Грейт-Уолл» (Елабуга) «Чери» (Калининград) «Пежо», «Ситроен» «Джили» (Новоуральск) «Саньён» (ЗМА, Наб. Челны) ФИАТ (ЗМА, Наб. Челны) «Чжонсин» (Новоуральск) Итого План выпуска к 2010 г. 65 000 75 000 55 000 120 000 115 000 140 000 50 000 100 000 70 000 50 000 100 000 50 000 30 000 10 000 40 000 30 000 1 100 000 Год пуска завода 2008 2003 2008 2005 2007 2002, 2007, 2008 2007 2000 1999, 2005 2008 2008 н.д. 2007 2005 2006 2007планирован пуск трех сборочных заводов! Уже в этом году с конвейера «Тойоты» в промзоне Шушары сойдет первая партия седанов «Кэмри». Корпуса готовы к монтажу оборудования, заканчиваются инженерные работы. Буквально через дорогу еще годом позже должен вырасти собственный завод компании «Дженерал моторс». Тут пока заканчивается этап проектировочных работ; активное строительство начнется этой весной. А в другом конце города, в промышленной зоне Каменка,осенью уже начались земляные работы на площадке, где через полтора года откроют завод «Ниссан». Оказывается, это еще не все! По некоторым сведениям, японский концерн «Мицубиси» тоже ищет в этих краях площадку для собственного завода! Так что Питер – и правда почти Детройт. Без всяких шуток.ГРУППА «ЦЕНТР»Теоретически все мировые производители хотели бы жить и работать поближе к основным рынкам сбыта, а самые бо-За рулем 01/2007 101 ЭКОНОМИКАСДЕЛАНО В РОССИИТак в декабре выглядела стройка «Тойоты» в Санкт-Петербурге; в корпуса (на втором плане), где идут монтажные работы, прессу не пускают…По нашим расчетам, в 2010 году в России будет собрано 1,1–1,2 млн. иномарок.БРОСОК НА ЮГЗдесь, в жарком Таганроге, вот уже девятый год работает крупнейший автосборочный завод – ТагАЗ. Правда, зарубежный партнер – корейская компания «Хёндай» – ежегодно срывает поставки машинокомплектов, из-за чего здесь никак не могут достичь намеченных 100 тысяч автомобилей в год. В 2007-м в Таганроге обещают освоить еще одну модель. Может, тогда удастся преодолеть заветную черту? Есть на юге России еще один завод – в Черкесске. Здесь в течение 2005–2006 гг. небольшими партиями пытались собирать самые разные китайские вседорожники. К сожалению, о перспективах этого производства ничего не известно. Зато стала ясна политика Минпромэнерго (нигде, правда, официально не объявленная) – инвестиционные соглашения китайских фирм с небольшими российскими заводами это министерство, мягко говоря, не приветствует. Из-за этого закрыт проект по сборке вседорожников «Чери» в Новосибирске, пикапов «Адмирал» в Бийске; возможно, та же судьба ждет и северокавказский проект.ВНИЗ ПО ВОЛГЕПоволжье в нашей стране – исторический центр автомобилестроения: здесь работали четыре из пяти автомобильных «легковых» заводов. Увы, сегодня они уже не в состоянии удовлетворить растущий спрос, поэтому активно создаются новые сборочные производства. На Горьковском заводе уже монтируют оборудование из Детройта – в 2008 году начнут собирать «Крайслер-Себринг». Впрочем, у нас он будет называться иначе, но имя пока держат в строжайшей тайне. А соседний цех отведен под легкие коммерческие грузовики «Максус». В Ижевске еще в 2005-м отказались от производства собственной модели и сделали ставку на лицензионную сборку КИА. В этом году «Иж-Авто» должен выйти на плановый объем выпуска сборки «Спектры»; параллельно идет наладка линии, где будут собирать «Рио». В планах – запуск корейского вседорожника.Собственный завод «Дженерал моторс» в Санкт-Петербурге еще не построен, но на арендованных площадях завода «Арсенал» идет крупноузловая сборка вседорожника «Шевроле-Каптива».Компания «Северсталь-Авто» в 2004–2005 гг. подписала соглашения о производстве машин в России с двумя зарубежными фирмами – корейской «Саньён» и итальянской ФИАТ. Основной площадкой выбрали бывший Завод малолитражных автомобилей (ЗМА) КамАЗа. С конца 2005 года здесь собирают вседорожники «Рекстон»; в ноябре 2006-го добавилась модель «Кайрон». Впрочем, основную ставку «Северсталь» делает на сотрудничество с ФИАТом. С конца 2006 года на ЗМА выпускают седан «Албеа», создан-ный специально для развивающихся стран; уже прошли ходовые испытания первой пробной партии автомобилей (подробнее об этом проекте мы расскажем в следующем номере). В 2007-м модельный ряд ФИАТов российской сборки будет дополнен еще двумя автомобилями – седаном «Линеа» и фургоном «Добло». Еще одним совместным проектом «Северсталь-Авто» и ФИАТ станет выпуск в России коммерческого автомобиля «Дукато» в нескольких модификациях; он намечен на конец 2007 года. Завод будет распо-102 За рулем 01/2007 ОСТОРОЖНО, ДВЕРИ ЗАКРЫВАЮТСЯ!Видимо, уже с1 января 2008 года Россия станет официальным членом ВТО, поэтому изменятся условия, по которым страна будет подписывать инвестиционные соглашения с иностранными автопроизводителями. Вот и спешат те, кто рассчитывает на льготы, договориться с государством об организации сборки в РФ. По словам главы Минэкономразвития Германа Грефа, сейчас в стадии проработки с инвесторами еще семь соглашений по «промсборке»; они должны быть подписаны до 1 июля. Вероятно, среди них – соглашение с французским концерном PSA о сборке в России с 2009 года 20–25 тыс. автомобилей «Пежо» и «Ситроен» в год. «Мицубиси»? Может быть. Известно еще о достаточно крупном проекте фирмы «Инком-Авто» по сборке уже с этого года на заводе АМУР («Автомобили и моторы Урала», в Но-Завод «Фольксваген» под Калугой официально заложен осенью 2006го, но гораздо раньше развернулись гигантские земляные работы.ложен на территории особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Алабуга» (город Елабуга, Татарстан). Проектная мощность – 75 тыс. автомобилей в год.Здесь же, на территории бывшего ЕлАЗа, собирается разместить производство китайская компания «Грейт Уолл» (см. материал в этом номере).воуральске Свердловской области) китайских автомобилей «Джили» (легковые машины) и «Чжонсин» (вседорожники). Через три года здесь рассчитывают собирать по 30 тыс. шт. каждой марки. Имена других «счастливчиков» пока неизвестны: не исключено, что одним из последних в уходящий вагон запрыгнет АВТОВАЗ; для крупнейшего нашего производителя выпуск лицензионных моделей – лучший способ выживания на изменившемся рынке. В любом случае, по подсчетам ЗР, уже в 2010 году в России будут выпускать более 1 млн. автомобилей иностранных марок. В этом абсолютно уверен и заместитель министра промышленности и энергетики России Андрей Реус. По его прогнозам, с учетом отечественных производителей к 2010 году в России будут собирать около 1,9 млн. легковых машин. А значит, у наших автолюбителей появятся хорошие возможности для выбора. Седаны «Чери-А5» готовы к отправке российским дилерам.гатые покупатели в России, как известно, сосредоточены в столице и окрестностях. Но здесь самые дорогие земля, рабочая сила, логистика… В результате из множества проектов в самой столице закрепился лишь один – сборочный завод «Автофрамос» французской компании «Рено». Первоначально он создавался как СП с московским правительством, причем вкладом города стала земля, некоторые корпуса бывшего завода «Москвич» и ряд местных льгот.Теперь и БМВ-Х3 – российской сборки. Качество – не хуже «родного».Остальные претенденты решили обосноваться за пределами не только МКАД, но и Московской области. Главная новость ушедшего года – начало строительства завода «Фольксваген» под Калугой. Всю осень в поле близ села Грабцево шли масштабные земляные работы, параллельно с этим разрабатывался проект будущего завода и городка, где будут жить работники автозавода VW и других предприятий по выпуску комплектующих.ПЛАНИРУЕМЫЙ ВЫПУСК ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ-ИНОМАРОК В РФ В 2010 ГОДУМарка (место производства) «Крайслер» (ГАЗ, Н. Новгород) «Форд» (Всеволожск) «Ниссан» (С.-Петербург) «Рено» (Москва) «Фольксваген» (Калуга) «Джи-Эм» (Калининград, Тольятти, С.-Петербург) «Тойота» (С.-Петербург) «Хёндай» (ТагАЗ) КИА (Калининград, Ижевск) «Грейт-Уолл» (Елабуга) «Чери» (Калининград) «Пежо», «Ситроен» «Джили» (Новоуральск) «Саньён» (ЗМА, Наб. Челны) ФИАТ (ЗМА, Наб. Челны) «Чжонсин» (Новоуральск) Итого План выпуска к 2010 г. 65 000 75 000 55 000 120 000 115 000 140 000 50 000 100 000 70 000 50 000 100 000 50 000 30 000 10 000 40 000 30 000 1 100 000 Год пуска завода 2008 2003 2008 2005 2007 2002, 2007, 2008 2007 2000 1999, 2005 2008 2008 н.д. 2007 2005 2006 2007планирован пуск трех сборочных заводов! Уже в этом году с конвейера «Тойоты» в промзоне Шушары сойдет первая партия седанов «Кэмри». Корпуса готовы к монтажу оборудования, заканчиваются инженерные работы. Буквально через дорогу еще годом позже должен вырасти собственный завод компании «Дженерал моторс». Тут пока заканчивается этап проектировочных работ; активное строительство начнется этой весной. А в другом конце города, в промышленной зоне Каменка,осенью уже начались земляные работы на площадке, где через полтора года откроют завод «Ниссан». Оказывается, это еще не все! По некоторым сведениям, японский концерн «Мицубиси» тоже ищет в этих краях площадку для собственного завода! Так что Питер – и правда почти Детройт. Без всяких шуток.ГРУППА «ЦЕНТР»Теоретически все мировые производители хотели бы жить и работать поближе к основным рынкам сбыта, а самые бо-За рулем 01/2007 101 ЭКОНОМИКАСДЕЛАНО В РОССИИТак в декабре выглядела стройка «Тойоты» в Санкт-Петербурге; в корпуса (на втором плане), где идут монтажные работы, прессу не пускают…По нашим расчетам, в 2010 году в России будет собрано 1,1–1,2 млн. иномарок.БРОСОК НА ЮГЗдесь, в жарком Таганроге, вот уже девятый год работает крупнейший автосборочный завод – ТагАЗ. Правда, зарубежный партнер – корейская компания «Хёндай» – ежегодно срывает поставки машинокомплектов, из-за чего здесь никак не могут достичь намеченных 100 тысяч автомобилей в год. В 2007-м в Таганроге обещают освоить еще одну модель. Может, тогда удастся преодолеть заветную черту? Есть на юге России еще один завод – в Черкесске. Здесь в течение 2005–2006 гг. небольшими партиями пытались собирать самые разные китайские вседорожники. К сожалению, о перспективах этого производства ничего не известно. Зато стала ясна политика Минпромэнерго (нигде, правда, официально не объявленная) – инвестиционные соглашения китайских фирм с небольшими российскими заводами это министерство, мягко говоря, не приветствует. Из-за этого закрыт проект по сборке вседорожников «Чери» в Новосибирске, пикапов «Адмирал» в Бийске; возможно, та же судьба ждет и северокавказский проект.ВНИЗ ПО ВОЛГЕПоволжье в нашей стране – исторический центр автомобилестроения: здесь работали четыре из пяти автомобильных «легковых» заводов. Увы, сегодня они уже не в состоянии удовлетворить растущий спрос, поэтому активно создаются новые сборочные производства. На Горьковском заводе уже монтируют оборудование из Детройта – в 2008 году начнут собирать «Крайслер-Себринг». Впрочем, у нас он будет называться иначе, но имя пока держат в строжайшей тайне. А соседний цех отведен под легкие коммерческие грузовики «Максус». В Ижевске еще в 2005-м отказались от производства собственной модели и сделали ставку на лицензионную сборку КИА. В этом году «Иж-Авто» должен выйти на плановый объем выпуска сборки «Спектры»; параллельно идет наладка линии, где будут собирать «Рио». В планах – запуск корейского вседорожника.Собственный завод «Дженерал моторс» в Санкт-Петербурге еще не построен, но на арендованных площадях завода «Арсенал» идет крупноузловая сборка вседорожника «Шевроле-Каптива».Компания «Северсталь-Авто» в 2004–2005 гг. подписала соглашения о производстве машин в России с двумя зарубежными фирмами – корейской «Саньён» и итальянской ФИАТ. Основной площадкой выбрали бывший Завод малолитражных автомобилей (ЗМА) КамАЗа. С конца 2005 года здесь собирают вседорожники «Рекстон»; в ноябре 2006-го добавилась модель «Кайрон». Впрочем, основную ставку «Северсталь» делает на сотрудничество с ФИАТом. С конца 2006 года на ЗМА выпускают седан «Албеа», создан-ный специально для развивающихся стран; уже прошли ходовые испытания первой пробной партии автомобилей (подробнее об этом проекте мы расскажем в следующем номере). В 2007-м модельный ряд ФИАТов российской сборки будет дополнен еще двумя автомобилями – седаном «Линеа» и фургоном «Добло». Еще одним совместным проектом «Северсталь-Авто» и ФИАТ станет выпуск в России коммерческого автомобиля «Дукато» в нескольких модификациях; он намечен на конец 2007 года. Завод будет распо-102 За рулем 01/2007 ОСТОРОЖНО, ДВЕРИ ЗАКРЫВАЮТСЯ!Видимо, уже с1 января 2008 года Россия станет официальным членом ВТО, поэтому изменятся условия, по которым страна будет подписывать инвестиционные соглашения с иностранными автопроизводителями. Вот и спешат те, кто рассчитывает на льготы, договориться с государством об организации сборки в РФ. По словам главы Минэкономразвития Германа Грефа, сейчас в стадии проработки с инвесторами еще семь соглашений по «промсборке»; они должны быть подписаны до 1 июля. Вероятно, среди них – соглашение с французским концерном PSA о сборке в России с 2009 года 20–25 тыс. автомобилей «Пежо» и «Ситроен» в год. «Мицубиси»? Может быть. Известно еще о достаточно крупном проекте фирмы «Инком-Авто» по сборке уже с этого года на заводе АМУР («Автомобили и моторы Урала», в Но-Завод «Фольксваген» под Калугой официально заложен осенью 2006го, но гораздо раньше развернулись гигантские земляные работы.ложен на территории особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Алабуга» (город Елабуга, Татарстан). Проектная мощность – 75 тыс. автомобилей в год.Здесь же, на территории бывшего ЕлАЗа, собирается разместить производство китайская компания «Грейт Уолл» (см. материал в этом номере).воуральске Свердловской области) китайских автомобилей «Джили» (легковые машины) и «Чжонсин» (вседорожники). Через три года здесь рассчитывают собирать по 30 тыс. шт. каждой марки. Имена других «счастливчиков» пока неизвестны: не исключено, что одним из последних в уходящий вагон запрыгнет АВТОВАЗ; для крупнейшего нашего производителя выпуск лицензионных моделей – лучший способ выживания на изменившемся рынке. В любом случае, по подсчетам ЗР, уже в 2010 году в России будут выпускать более 1 млн. автомобилей иностранных марок. В этом абсолютно уверен и заместитель министра промышленности и энергетики России Андрей Реус. По его прогнозам, с учетом отечественных производителей к 2010 году в России будут собирать около 1,9 млн. легковых машин. А значит, у наших автолюбителей появятся хорошие возможности для выбора.На правах рекламы