184
185
РЕМОНТ И СЕРВИСЭЛЕКТРИК ИМПУЛЬСНОЕ РЕЛЕАзбука МорзеИмпульсные реле находят все большее применение в автомобильной электротехнике. С ними знакомит Геннадий Непряжин.Вавтомобиле немало потребителей электричества. Преобладают мощные, на жаргоне специалистов – «сильноточные». Когда требуется включатьвыключать прибор, пожирающий ток свыше 3–5 А, от примитивных схем «коммутации напрямую» автопроизводители отказываются. Во-первых, в этом случае пришлось бы по всей машине прокладывать толстые, дорогие провода, во-вторых, выше пожароопасность, в-третьих, большая нагрузка на переключатели (кнопки, клавиши и т.п.) резко сокращает срок их службы: контакты сильно нагреваются, обгорают, пластмассовые детали коробятся либо вообще плавятся. Вот почему все серьезные потребители электроэнергии в современном автомобиле включаются с помощью различных реле, а управляющий ими сигнал – «слаботоч-ный» – поступает с кнопок и клавиш. Но сами эти кнопки – тема серьезная! Даже неспециалист знает, что переключатели бывают надежные и не очень, послушные и строптивые. На отечественных авто ставили и такие, которые ломались под действием рабочих усилий. Какие уж тут шутки! Как правило, такие переключатели – это механические устройства с множеством деталей. И здесь каждый разработчик сталкивается с проблемой: как добиться максимальной работоспособности переключателя, прочности и надежности механики, долговечности контактов и т. д., вписавшись в минимальные габариты и не применяя слишком дорогих материалов. На многих иномарках, например немецких, встретишь изумительные переключатели (вот она – «школа»!). Порой размеры устройства, куда нужно «впи-1 2Собственно электронная часть импульсного реле «Волги» – на микросхеме 1, рядом – силовые исполнительные реле 2. Управляется реле нефиксируемой кнопкой: нажал раз – свет переключился с ближнего на дальний, второй раз – с дальнего на ближний. На корпусе реле света фар обозначения: РС711-01 ТУ 37.459.226-97. Разъем 6-контактный. Схемы подключения этого реле и старого «ножного» во многом схожи, новое при небольшой доработке несложно внедрить в прежнюю конструкцию.231На современных «волгах» применяются импульсные реле, восстанавливающие исходное состояние при выключении зажигания. Здесь 1 – устройство, управляющее головным светом фар, 2 – задним противотуманным светом. Импульсное реле задних противотуманных фонарей не имеет встроенного силового реле. Используют вынесенное, показано рядом – 3. Включение и выключение фонарей – тоже от нефиксируемой кнопки.сать» переключатель, настолько малы, что от механики с фиксированными положениями «вкл–выкл» конструктор вынужден отказываться – система должна управляться нажатием одной кнопки. Об этом мы беседовали в ЗР, 2006, № 12: рассматривая модульный переключатель «Калины», упомянули так называемые импульсные реле. Сегодня рассмотрим их немного подробней. Конечно, сама идея не нова. Первыми были механические переключатели, болееменее отвечавшие требованию «нажал-отпустил». Вспомним «Волгу» ГАЗ-24-10 и ее ножной переключатель света фар со своеобразным «механическим триггером». Переключатель света ГАЗ24-10 работал бесхитростно, но все удовольствие портила одна деталь: если на какое-то время свет был выключен, то при повторном включении не каждый мог сразу сообразить, ближний у него или дальний. Неудобно! Напрашивается вывод: необходимо такое устройство, кото-рое после отключения самостоятельно возвратится в исходное состояние. Например, в положение ближнего света, если речь о фарах, или к выключенному состоянию задних противотуманных фонарей, обогрева заднего стекла и т.п. Это импульсное реле. Любопытно отметить, что импульсные реле задних противотуманных фонарей «Волги» и вазовских машин, если верить их каталожным номерам, якобы чем-то различаются. Сколько мы ни искали, разницы ни в цо-ДЛЯ СПРАВКИПо-английски trigger – спусковое устройство, спусковая схема. Содержит два активных элемента (в электротехнике это, как правило, транзисторы). Может находиться в одном из двух устойчивых состояний, каждое из которых включается под действием сигнала извне, поступающего на входы устройства.184 За рулем 02/2007 Рис. 1. «Адреса» контактов реле головного света «Волги»: 1 – включение головного света (от центрального выключателя света) «+»; 2 – включение дальнего света «+»; 3 – переключение с ближнего на дальний или мигание дальним «–»; 4 – исходное положение, ближний свет «+»; 5 – масса «–»; 6 – аккумуляторная батарея «+».Рис. 2. «Адреса» контактов реле противотуманных фонарей: 1 – нормально разомкнутый с контактом 4; 2 – служебный «+» (можно не использовать); без обозначения «–»; 4 – нормально разомкнутый с контактом 1; 5 – нормально разомкнутая кнопка на «–»; 6 – питание «+» (например, зажигание).колевке, ни в разъемах не нашли. Разве что вариант для «Волги» дороже, хотя комплектующие одни и те же. На наш взгляд, эти реле взаимозаменяемы. Ориентировочные цены реле: головного света «Волги» –около 160 руб., противотуманных фонарей «Волги» – около 150 руб., реле для машин ВАЗ – 100–130 руб. Отечественные импульсные реле, по нашему опыту, надежны и очень функциональны.На автомобилях ВАЗ импульсные реле нынче тоже в почете, а уж о сонмище иномарок и говорить излишне. На некоторых «десятках» задний противотуманный свет включается-выключается нажатием на нефиксируемую кнопку (верный признак наличия импульсного реле). Это же реле применено для заднего противотуманного света (ЗР, 2006, № 12) на «Калине».На правах рекламы