230
231
232
ТЕХНИКАДИЗАЙН ОТ ДЖУДЖАРО ДИЗАЙН ПРАВИТ МИРОМОткинувшись в кресле аэробуса А-321 компании «Алиталия», я принялся обдумывать детали предстоящей встречи с Фабрицио Джуджаро, даже не подозревая, что буквально окружен «предметами разговора» – тем, что за без малого сорок лет создано знаменитым на весь мир дизайнерским ателье. Среди них и это кресло рядом с иллюминатором, и бутылочка минеральной воды «Санпелегрино», которую откупорил пассажир в соседнем ряду, и мои любимые никоновские «зеркалки». Впрочем, всего и не перечислить – после посещения музея фирмы в штаб-квартире компании в Монкальери близ Турина остается ощущение, что весь современный мир создали дизайнеры (и по большей части это правда!). Во всяком случае, «Италдизайн» свое громкое название оправдывает – «дизайном от Джуджаро» щеголяют скоростные поезда и вагоны метро, огнестрельное оружие и бильярдные кии, спортивные тренажеры и профессиональный электроинструмент, кухонная посуда и стиральные машины, телефоны и кассовые аппараты, яхты и, конечно, автомобили. Даже тендер на проекти’ рование нового органа в лозаннском соборе выиграли итальянские дизайнеры. И уж не приходится удивляться пакету макарон на музейной полке – это тоже дизайнерская разработка. Причем весьма функциональная: в сечении короткая макаронина повторяет уплотнитель дверного проема автомобиля, что позволяет удерживать больше соуса. Как говорится, для тех, кто понимает...Дело вкусаПерефразируя авиаконструктора А. Туполева, можно сказать, что хорошо ездить способен лишь красивый автомобиль. Там, где рождаются одни из самых завораживающих и быстрых автомобилей в мире, побывал Анатолий Сухов. Фото автора.СКОЛЬКО СТОИТ СТИЛЬ?Впрочем, понимают итальянцы не только в макаронах, но ивФабрицио Джуджаро – слева (Ital-design-Giugiaro Group) и Джованни Масинелли (AmtelVredestein) представляют совместную разработку, выпущенную к 60-летию компании «Фредештайн», – новую скоростную шину Ultrac Sessanta.230 За рулем 03/2007 Последний громкий успех Italdesign-Giugiaro Group на автомобильном фронте – «Форд-Мустанг», представленный в США. Журналисту «За рулем» показали секретный макет еще до официальной премьеры. Работа над «Люччиолой» началась в 1992–1993 гг. Компактный и стильный городской автомобиль предназначался, в первую очередь, молодежи – очень светлый, радостный и вместе с тем функциональный. Под капотом располагалась гибридная дизель-электрическая установка. К сожалению, в то время этот «экологический» проект не нашел продолжения, но был замечен компанией «Дэу»: «Матиз», ставший мировым бестселлером, во многом повторил внешний облик «Люччиолы».За рулем 03/2007 231 ТЕХНИКАДИЗАЙН ОТ ДЖУДЖАРО МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙОднако первичен все же дизайн – образ, идея. Заказчик задает тон, настроение автомобиля, который стараются передать на бумаге дизайнеры. Затем сотни эскизов проверяются инженерами на жизнеспособность, после чего появляются прототипы – в натуральную величину, в отличие от макетов масштаба 1:5, столь любимого большинством других ателье. Предварительно можно оценить и доработать аэродинамику и силовую структуру кузова. После всесторонних испытаний прототипа (включая продувку в аэродинамической трубе) проект сдается заказчику «под ключ» – вплоть до рекомендаций по технологии производства. В настоящее время собственных мощностей компании достаточно, чтобы ежегодно выпускать полсотни прототипов. Но автомобильное направление не ограничивается собственно автомобилями. Заметных успехов добились дизайнеры и на шинном фронте. Сотрудничество с голландской компанией «Фредештайн», начавшееся в 1997 году, продолжается – помимо уже описанных в журнале скоростных шин Wintrac (ЗР, 2004, № 12) и Wintrac 4х4 (ЗР, 2004, № 12), уже вышло новое поколение Sportrac (ЗР, 2006, № 4). Схема создания – та же, что и для автомобилей. Вначале в ход идут карандаши, потом компьютеры. Большинство рисунков протектора (даже очень привлекательных внешне) безжалостно бракуется уже на стадии компьютерного моделирования. Но порой сумасшедшие идеи оказываются вполне жизнеспособными – так рождаются несимметричные ненаправленные рисунки вроде нового Sessanta. С покупкой «Амтелом» компании «Фредештайн» не исключено, что дизайн шин вскоре всерьез заинтересует и российского потребителя. Может, красивые шины и катиться будут легче?Так выглядел набросок будущего хита продаж Amtel-Vredestein.А это – уже компьютерные модели шин. Рисунки смелые, но даже до прототипов они не дойдут – такие шины работать не будут.автомобилях. Сегодня трудно продать некрасивую модель даже в бюджетном сегменте (неизбалованные цивилизацией страны не в счет). Услуги ателье «Джуджаро» заказывают БМВ (в том числе для «Мини»), «Бугатти», «Дэу», «Сузуки», «Фольксваген», «Форд», «Ягуар», не считая «родных» «Феррари», «Мазерати», «Альфа-Ромео», – список далеко неполный, особенно если обратиться к истории.Многие задаются вопросом: неужели такие гиганты автомобилестроения не могут создать оригинальный продукт без посторонней помощи? Причина – в экономике. Дизайн, подобно многим комплектующим или даже целым системам (безопасности, например), выгоднее заказывать на стороне. Тем более что у «Джуджаро» свой штат инженеров (помимо дизайнерскихподразделений компания имеет и чисто инженерные – в Париже и недавно открывшееся в Китае). По словам Фабрицио Джуджаро, около 80% проекта составляет инженерная подготовка и лишь 15–20% занимает чистый дизайн. Стоимость же услуг ателье составляет порядка одной двухтысячной от всей стоимости разработки автомобиля (на примере последнего «Форда-Мустанг»).Узнаете? «Назад в будущее». Знаменитый «ДеЛорен» DMC-12 – тоже детище Джуджаро (Джорджо, основателя компании). Автомобиль выполнен с острыми гранями, в стиле «сложенная бумага» (folded paper), популярном в начале восьмидесятых. Кстати, мэтр приложил руку ко многим автомобильным бестселлерам того времени, среди которых любимые у нас «Фольксваген-Пассат» и «Гольф».232 За рулем 03/2007