170
171
172
173
174
ВТОРЫЕ РУКИFORD MONDEO В ДЕТАЛЯХДитя виртуального мира«Мондео» образца 2000-го спроектирован всего за два года без единого бумажного чертежа. Особенности модели, зачатой электронным способом, изучал Игорь Козлов. Фото: Константин Якубов.НАРИСУЕМ – БУДЕМ ЖИТЬБлагодаря стараниям стилистов во главе с Крисом Бердом «Мондео» третьего поколения не стал «серой мышкой». Силуэт утвердили без привычного пластилинового макета. В отличие от «Фокуса» и «Ка», облик в том же стиле new edge (новая грань) получился более сдержанным, как и подобает машине D-класса. Подтверждением стали продажи: в лучшие годы «Мондео» уступал лишь «Пассату» и «Авенсису». Да и на вторичном рынке цены на него немногим ниже: на авто первых партий они начинаются с $12 000, за двухтрехлетки просят не менее $17 000. Увы, компьютерное моделирование не позволило полностью учесть нюансы деформации кузова при столкновении. Четыре звезды по результатам крэш-теста (см. Историю модели) в целом неплохо, но основные баллы (18 – высшая оценка!) заработаны за стойкость к боковому удару. А вот 10 баллов за фронтальный – для авто нового тысячелетия маловато. И это при наличии в базовой комплектации системы IPS (Intelligent Protection System), отвечающей за преднатяг ремней и степень раскрытия четырех подушек и двух боковых шторок в зависимости от скорости столкновения и даже роста водителя! Однако говорить о слабости кузова в штатных режимах не приходится, на неровностях он не скрипит (значит, не дышит), да и коррозии противостоит получше, чем предшественники. Хотя поначалу были проблемы с отслоением мастики и коррозией нижних кромок дверей, но на более поздних «мондео» ржа – редкость. Заводская гарантия: от сквозной коррозии – 12 лет (при условии регулярных осмотров у дилера), на лакокрасочное покрытие – год (как и на АКБ, амортизаторы, переднюю и заднюю оптику, элементы отделки кузова и интерьера), на автомобиль в целом – 2 года или 100 тыс. км. Гарантию у «Форда» можно170 За рулем 03/2007 На правах рекламыИСТОРИЯ МОДЕЛИ2000 г. Представлено третье поколение Ford Mondeo. Кузова: седан, хэтчбек, универсал. Двигатели: бензиновые (серии Duratec HE), Р4, 1,8 л, 81 кВт/110 л.с; Р4, 1,8 л, 92 кВт/125 л.с.; Р4, 2,0 л, 107 кВт/145 л.с.; Duratec V6, 2,5 л, 125 кВт/170 л. с.; дизельные (серии Duratorq DI), Р4, 2,0 л, 66 кВт/90 л.с.; Р4, 2,0 л, 85 кВт/116 л.с. Привод передний, М5 или А4. 2001 г. Крэш-тест EuroNCAP, 4 звезды, 10 баллов за фронтальный удар, 18 – за боковой. 2002 г. Модификация ST-220 с бензиновым двигателем Duratec ST, V6, 3,0 л, 166 кВт/226 л.с. Новая КП А5 (Durashift 5-Tronic). 2003 г. Рестайлинг: изменились наружные зеркала (стали больше), решетка радиатора, проемы боковых стекол, ручки дверей и бамперы стали с хромированной окантовкой. Трапециевидные противотуманки взамен круглых. Иное оформление центральной консоли и обивки дверей. Вентилируемые передние кресла, задний диван с подогревом. Новые двигатели: бензиновый с непосредственным впрыском Duratec SCi, Р4, 1,8 л, 96 кВт/130 л.с.; дизельный Duratorq TDCi, Р4, 2,0 л, 96 кВт/130 л.с. Трехвальная М6. 2004 г. Дизельный двигатель Duratorq TDCi: Р4, 2,2 л, 110 кВт/150 л.с. 2006 г. Презентация четвертого поколения.Спинка заднего дивана складывается в пропорции 40:60, для этого надо потянуть из багажника одну из двух ручек (около петель крышки). Увы, пол получается неровным.За рулем 03/2007 171 ВТОРЫЕ РУКИFORD MONDEO В ДЕТАЛЯХКнопки стеклоподъемников без рельефа неудобны для осязания. Стеклоомыватель включается кнопкой в торце рычага, к этому придется привыкать. Двухлитровый дизель Duratorq TDCi неплох, да и солярку нашу переваривает без крупных поломок. Фильтр вентиляции салона – за пластиковой накладкой-жабо (стрелка). На бензиновом двигателе (на фото Duratec HE, 2,0 л) очищайте форсунки через ТО. Для снятия решетки радиатора освободите два пистона крепления (стрелки) и потяните ее на себя и вверх.продлить (докупить) до 4-х лет (подробнее об этом – в ближайших номерах журнала).ТАНКИ ГРЯЗИ БОЯТСЯБензиновые двигатели с непосредственным впрыском Duratec SCi (Smart Charge injection – интеллектуальная системавпрыска) у нас большая редкость. «Мондео» с ними официально в Россию не поставляли, а со вторичных рынков других стран попадали к нам случайно, чаще изза некомпетентности «перегонщика». Такие машины лучше не брать: на нашем топливе мотор капризен, а его обслужива-ние дорого. Обидно – высокотехнологичный агрегат, способный работать на сверхбедных смесях (благодаря послойному смесеобразованию), будет радовать экономичностью европейцев, но не нас. «Официалы» Duratec HE – проще: здесь обычный распределенный впрыск, а мо-172 За рулем 03/2007 На правах рекламыДетали задней «многорычажки» на седане и универсале разные. Тормозные суппорты и привод ручника очищайте при каждом ТО. Двигаясь задним ходом, колено выпускной системы легко повредить.тор V6 2,5 л – и вовсе проверенный временем агрегат, его ставили еще на прежние «мондео». Самый мощный в гамме – V6 3,0 л (только на ST-220) перекочевал с небольшими изменениями с «Маверика», где зарекомендовал себя неплохо. Но и эти моторы недолюбливают бензин, богатый ферроценами и грязью. Из-за первого страдают свечи – редкий комплект доживает до 30 тыс. км, обычно служат 15–20. А взвесью грязи к 80–100 тыс. забивается сетка топливоприемника насоса: двигатель хуже заводится, работает с перебоями на повышенных оборотах, загорается Check Engine (ошибка «бедная смесь»). Чистить сетку – полумера, часто от повышенных нагрузок моторчик успевает подгореть, так что надежнее сменить насос целиком. Тем более что добраться до него непросто, надо снимать бак (и уж коли сняли – вычистите осадок). Хотя завод и сменил поставщика топливных насосов (теперь они без внешней сетки), проблема полностью не исчезла и часто обсуждается в интернете. Очевидно, надо бороться с причиной, а не следствием. Кстати, у «Мондео» насос не перегревается при малом количестве топлива в баке, поскольку стоит в отдельном стакане, где бензина – до краев. От грязи и смол страдают и форсунки. Первый симптом загрязнения – сигнал Check Engine (ошибка та же – «бедная смесь») проявляется задолго до того, как водитель почувствует перебои в работе двигателя, так что среди поля не встанете. Но лучше промывать форсунки профилак-тически, через одно ТО (40 тыс. км). Чистку ультразвуком не рекомендуем, можно повредить хрупкий керамический распылитель. Помните, что зачастую потушить корректно Check Engine можно лишь диагностическим мотор-тестером (в специализированном сервисе). На первых «мондео» нередко подводили блоки управления двигателем. Их безоговорочно меняли по гарантии, так что вероятность купить машину с дефектным мала. К высоковольтной части претензий нет (кроме свеч), провода и катушки сохраняют работоспособность до 150 тыс. км. Живуч и выпускной тракт с нейтрализатором, на многих машинах из первых партий эти детали еще родные. Дизельные «мондео» у нас продавались официально, их доля на вторичном рынке заметна (около 12%), а значимых отказов нет. На форумах встречались жалобы на плохой пуск зимой, но винили в этом топливо. Более высокая цена авто с дизелем (7–10%, в зависимости от комплектации) при больших пробегах компенсируется экономичностью. Привод ГРМ у всех моторов – цепной, в дополнительном обслуживании не нуждается. Некачественное масло может вызвать проблемы с гидронатяжителем и гидрокомпенсаторами, так что экономить на нем – себе дороже. Случались отказы генератора, который дилер менял в сборе, хотя, как правило, из-за пустяка: отпаивался провод одного из плеч диодного моста; его достаточно пропаять заново.За рулем 03/2007 173 ВТОРЫЕ РУКИFORD MONDEO В ДЕТАЛЯХНЕКОТОРЫЕ РЕГЛАМЕНТНЫЕ РАБОТЫ (ЗАМЕНА)Наименование позиции Масло в двигателе (SAE 5W30, API SJ/CF, например, BP Visco 5000 FE 5W30) и масляный фильтр Топливный фильтр Воздушный фильтр Масло в МКП (WSD-M2CR00-C) Масло в АКП (ESD-M2C-166-H) Жидкость в приводе тормозов (DOT4) Жидкость ГУР (ESD-M2C-166-H) Антифриз (Motorcraft Super Plus) Периодичность, тыс. км (лет)Передняя подвеска «Мак-Ферсон»: снятие поворотного кулака для замены подшипника. При извлечении привода из ступицы не выводите его далеко из коробки, чтобы не разобрался внутренний шарнир.Кнопка электропривода замка багажника под резиновой накладкой неудобна и неинформативна. На первых авто крышка нередко открывалась самопроизвольно (от попавшей в кнопку влаги).20 (1) 60 (3) 40 (2) –* –* (2) –* (10)*Только контроль уровня и долив, замена по состоянию.ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ РАБОТ У ОФИЦИАЛЬНОГО ДИЛЕРАРабота Диагностика Замена масла и фильтра двигателя Промывка форсунок (на двигателе/ ультразвуком) Замена свечей зажигания (Р4/V6) Замена топливного насоса (бензин) Очистка тормозных механизмов Замена тормозных дисков передних/задних Замена троса ручного тормоза Замена амортизаторов (передних/задних) Стоимость, долл. 65 33 65/130 18/33 130 26 36/41 91 100/90Для замены ламп головного света фару придется демонтировать (иначе не снять ее крышку – она упирается в детали под капотом). А чтобы снять фару......надо демонтировать решетку и вытянуть две чеки (стрелки). При установке решетки сложно попасть в нижние защелки, лучше потренироваться без фары.ГАЗУЙ ПОМАЛУДосрочная замена сцепления на обычных «мондео» – редкость, чего не скажешь о спортивном ST-220. Горячие головы умудрялись спалить его к 11 тыс. км, но проблема тут, скорее, в водителе – в штатных условиях узел нормально служит 100 тыс. км. Сдуру жгли и «автоматы» CD4E (4-ступенчатые), «прогревая» в режиме Drive с газом на тормозах, что делать категорически запрещено. А вот пятиступенчатые Durashift 5-Tronic (фирмы Jatco, агрегатировались с V6) оказались более выносливыми (или водители поумнели?). Пятиступенчатая МКП (MTX-75) после 110 тыс. км может отпотевать через сальник штока выбора передач. При замене уплотнительного колечка заодно проверьте состояние сальников приводных валов – срок их жизни примерно тот же. Шестиступенчатая «механика» (MMT6) хотя и сложна по конструкции (трехвальная, с двумя главными парами), пока служит без нареканий. Может, оттого, что еще молода (см. Историю модели). У машин из первых партий часто терялись хомуты ШРУСов, от попавшей под пыльник грязи узел быстро изнашивался. С новой конструкцией заделки хомута дефект стал редким, при целых чехлах к шарнирам претензий нет. Имейте в виду,внутренний ШРУС – трипод – легко разобрать непроизвольно. Как только отсоединили вал от ступицы, подайте его до конца к коробке, иначе один из трех игольчатых подшипников может соскочить с оси – тогда узел обречен. Такое может случиться при замене ступичного подшипника (их ресурс около 80 тыс. км).ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ ОРИГИНАЛЬНЫХ ЗАПЧАСТЕЙЗапчасть Крыло (переднее/заднее) Бампер (передний/задний) Блок-фара/задний фонарь Капот Насос топливный (бензин) Фильтр топливный (бензин/дизель) Фильтр масляный Фильтр воздушный Тормозные диски (пара) передние/задние Тросы ручного тормоза (пара) Амортизаторы (пара) передние/задние Стоимость, долл. 282/404 351/354 188/116 459 595 21/49 11 18 88/76 140 148/119ТУНЕЯДСТВО И СТУКАЧЕСТВОРесурс передних тормозных дисков – 40–60 тыс. км, задних – 60–80. Задние механизмы очищаем от грязи и продуктов износа при каждом ТО, особое внимание – приводу ручника. Пытаясь воспользоваться закисшим, можете сорвать клипсу крепления оболочки троса и повредить его наконечник. Регулярное пользование механизмом значительно продлит ему жизнь. Амортизаторы живут 60–80 тыс. км, иногда задние начинают скрипеть (по штоку, не в сайлент-блоках!), но не потеют и на стенде показывают отличный результат. Шаровые опоры передней подвески составляют с рычагом единое целое. В данном случае это неплохо: их ресурс (более 100 тыс.) такой же, как у сайлентблоков, сменить рычаг целиком хотя и не дешевле, но проще. Задняя «многорычажка» (Quadralink) на седане и универсалеразная. До 120 тыс. км что-либо менять в ней вряд ли придется, кроме стоек стабилизатора, которые больше 80 тысяч не живут. К тем же 80 тыс. часто требуют замены рулевые наконечники. Иногда стучит рейка, но если нет потеков, ездить с такой можно долго. «Стукачей» не меняют даже по гарантии («Форд» не считает стук признаком неисправности). В целом пришелец из виртуального мира оказался неплох – видимо, «бизнескласс» обязывает. Благодарим компанию «MAJOR-МКАД» за помощь в подготовке материала.174 За рулем 03/2007