24
25
26
27
РЕПОРТАЖ«ЗА РУЛЕМ» – ВОСЕМЬДЕСЯТИсторический, героическийТак в свое время назвали прогремевший на всю страну Каракумский автопробег 1933 года, который вызвал, как писал «За рулем», «исключительный интерес широчайших трудящихся масс». К этому событию обращается Марк Тилевич. Фото участника пробега В. Кинеловского.24За рулем 03/2007 Перед решающим этапом – штурмом Каракумов – радушная встреча в Ташкенте. На 9000-километровом маршруте такое происходило не раз.В барханах под Красноводском.Экипаж автомобиля № 4 (слева направо): будущий членкорреспондент АН СССР Д. Великанов, спецкор «Известий» Эль-Регистан, водитель машины С. Уткин и его коллеги из других экипажей над картой маршрута. Машины разведчиков – «газики» на «сверхбаллонах» конструкции Левина. Советские шины низкого давления впервые испытали в этом пробеге. Оценка – «отлично».видев в начале номера эти фотографии, возможно, кто-то пожмет плечами: с какой стати в разделе «Репортаж» вдруг «преданье старины»? И окажется… не прав. Извлеченные из архива «За рулем» кадры имеют самое непосредственное отношение к дню сегодняшнему. Точнее даже – к ожидаемому через год.УЧуть подробнее об этом в конце, а сейчас скажу, что еще живы если не сами участники пробега, то, во всяком случае, те, кто о нем хорошо помнит. Я в их числе. Не забыл, как мы, четвероклассники московской школы № 4, рвались поехать в Парк культуры и отдыха на встречу с героями Каракумов. Никому из нас это не удалось. На всю столицу выдали только 25 000 билетов.Представьте себе: в стране, разрушенной войнами и революцией, в сущности, менее чем за два года пущены реконструированный АМО и выросший в чистом поле Горьковский автогигант. Производство автомобилей обещало к концу 1933-го достичь 50 000. А это уже замах на то, чтобы стать чуть ли не третьими после Англии и Франции по выпуску машин в Европе! КаЗа рулем 03/200725 РЕПОРТАЖ«ЗА РУЛЕМ» – ВОСЕМЬДЕСЯТВ короткие минуты отдыха...Где бы ни появились машины участников, к ним сразу же стекались люди. Кто-то вообще впервые смог потрогать автомобиль.В Голодной степи и люди и машины испытывали острую нехватку воды. По норме полагалось два литра в сутки. За этим строго следил назначенный мирабом – хранителем воды – Эль-Регистан (впоследствии соавтор текста советского гимна).ракумский пробег, равный по длине пройденного пути и преодоленным трудностям целому трансатлантическому перелету, как писал тогда один из инициаторов пробега Николай Осинский, стал зеркалом этих достижений. Я не случайно называю здесь имя главного (по принятой в то время терминологии «ответственного») редактора журнала «За рулем» – единственного издания, на титульном листе которого рядом с «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» стояло крупно набранное «Автомобиль – трудящимся!». Видный экономист и общественный деятель Осинский, в разные годы возглавлявший Госплан и Госстат, был ярым поборником автомобилизма, одним из создателей быстро завоевавшего авторитет «Автодора» – общества содействия авто-мобилизации страны и дорожному строительству. Именно оно выступило организатором «Кара-Кума» – серьезнейшего экзамена молодому советскому автомобилестроению. Приложил к этому руку и «За рулем», прежде всего как «пропагандист и агитатор» пробега. Шестого июля 1933-го колонна из 23 стандартных автомобилей ЗИС и ГАЗ, в которых, как подчеркивалось, все – советского производства (63 смежных предприятия соревновались за право «поставить свои части и агрегаты» на машины, идущие в пробег), двинулась по маршруту длиной 9000 км. Главная цель: испытать в самых различных условиях возможности советского автомобиля – «вести наблюдения за каждым шагом машины, каждым агрегатом, каждой деталью».Никаких фантастических, трюкаческих, рекордсменских задач, писал «За рулем», мы перед нашим автомобилем не ставим. Нельзя же сколь-нибудь серьезно предполагать, что обычной конструкции, в основном двухосные советские машины только потому, что они советские, могут преодолевать сыпучие пески, болота, плавать! Тем не менее на сверхдлинном пути, где только 1600 км, условно говоря, шоссе, люди и машины испытывали на самом деле фантастические нагрузки. Труднейший участок – Каракумы – еще предстояло штурмовать, а позади, сообщает корреспондент ЗР, почти 5,5 тысячи километров по самым трудным дорогам и бездорожью. Уже были прыжки по изнуряющим кочкам Казахстана, дороги с сотнями арычных каналов, пересекающих путь,26За рулем 03/2007 пыль глубиной до полуметра, такая густая, что кажется, можно резать ее ножом. Чего только не случалось в пути – непредвиденные препятствия, поломки, ремонт, но автомобили шли вперед на приступ песков Больших Каракумов. В конце концов и их одолели: «Машины идут в непроницаемых тучах пыли. Она часами висит в раскаленном воздухе, трудно дышать…». Но вот все позади. В сентябре Москва встретила героев. Они рапортовали: серийные советские машины показали свои высокие качества и по проходимости, и повыносливости, и прочности. И вот финал – высшая оценка: КОМАНДОРУ АВТОПРОБЕГА МОСКВА – КАРА-КУМ–МОСКВА МИРЕЦКОМУ СЕКРЕТАРЮ ПАРТКОЛЛЕКТИВА КОЛОННЫ БЕНЕВОЛЕНСКОМУ ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ТЕХНИЧЕСКОЙ КОМИССИИ ЭХТУ Горячо приветствуем мастеров исторического автопробега. Своей упорной и героической работой участники автопробега доказали высокое качество советских водителей, стандартныхсоветских автомашин и покрышек, проложили новые пути советскому автомобилю. СТАЛИН, МОЛОТОВ, ВОРОШИЛОВ, КАГАНОВИЧ Мы, как можно догадаться, вернулись к давним публикациям «За рулем» не просто так. Через год нашему журналу – восемьдесят. Так что, считайте, вы познакомились с первым «репортажем» о предстоящем юбилее. Пока же приглашаем к конкурсу (см. ниже)Там, где не хватало лошадиных сил, включались человеческие. Приходилось еще и сооружать объезды, настилы, делать многое…Каракумский пробег был повсюду в центре внимания. Слева – герой гражданской войны, командующий Среднеазиатским военным округом комкор П. Дыбенко приветствует участников (Ташкент). Справа – в гостях у «каракумцев» академик Николай Вавилов (Тифлис).Две колонны – автомобили и верблюды. Наверное, одна из самых первых таких встреч в стране.«За рулем» в моей жизниЕсли бы редакция хранила письма на эту тему, к предстоящему юбилею можно было выпустить солидную книгу: «ЗР – глазами читателя». Сожалеем, раньше не подумали об этом. Хотя еще не все потеряно. С вашей помощью, друзья, что-то можно восстановить. Этой цели и послужит предлагаемый нами конкурс. В вашей судьбе (как иу ваших близких), наверно, случалось, когда почерпнутые в журнале сведения, обращение в редакцию выручали и помогали, когда ЗР влиял на принятие важных для вас решений, например, в трудных дорожных ситуациях или при выборе автомобиля, многое изменившего в вашей жизни. А может, вы вообще выиграли машину в конкурсах ЗР? Чего только не случалось! Напишите нам обо всем. Мы намерены публиковать в течение года лучшие из ваших сообщений в журна-ле и на сайте www.zr.ru. Отправляйте их с пометкой «За рулем в моей жизни» в любой форме – сжатой или развернутой (до 1–2 страниц) по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10 или [email protected]. Не забудьте только представиться и приложить фото. Ждем вашего вклада в юбилейный конкурс до 1 ноября 2007 года. Авторам наиболее интересных писем будут вручены юбилейные сувениры, трем призерам – денежные призы, а победителю – приглашение на празднование 80-летия журнала.За рулем 03/200727