282
283
284
285
286
288
290
БЕЗОПАСНОСТЬТЕСТ ДЕТСКИЕ СИДЕНЬЯ282 За рулем 03/2007 Осторожно, дети!Детское кресло сегодня – обязательная принадлежность автомобилей с маленькими пассажирами. Рынок сидений огромен, выбор не прост. С результатами крэш-тестов немецкого автоклуба ADAC – одной из наиболее авторитетных организаций в деле безопасности – знакомит Юрий Нечетов.ВКанаде при выписке малыша из роддома родители должны предъявить… детское кресло. А если соседи или просто прохожие увидят, что вы без него везете ребенка в машине, тут же позвонят в полицию. Скажете, слишком? Зато там дети почти не гибнут в авариях. С 1 января иу нас, вслед за всем цивилизованным миром, для перевозки детей в автомобиле стали обязательны специальные удерживающие устройства – в обиходе «детские кресла». Они на 90% (!) снижают риск травмирования ребенка и предотвращают три смертельных исхода из четырех!МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙО классификации и принципах подбора кресел мы говорили (ЗР, 2006, № 5, 11). Внешний вид, удобство, цена – критерии важные, но не главные. Основной вопрос – насколько эффективно будет защищен ребенок при аварии. На полигоне пассивной безопасности в немецком городке Лансберг ежегодно тестируют несколько десятков детских кресел. Чтобы отделить лучшее от хорошего, здесь приняты более жесткие, чем сертификационные, условия испытаний: фронтальный крэш-тест при скорости 64 км/ч. Каждую модель испытывают дважды с манекенами минимального и максимального размеров, соответствующих предельным значениям для группы. А еще ADAC проводит вовсе не предусмотренный сертификацией боковой удар при скорости 50 км/ч. Кроме того, дополнительные тесты проводят в положении кресла для сна, если оно предусмотрено конструкцией, а универсальные испытываютЗа рулем 03/2007 283 БЕЗОПАСНОСТЬТЕСТ ДЕТСКИЕ СИДЕНЬЯРЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВ ДЕТСКИХ СИДЕНИЙ АВТОКЛУБОМ ADACУдобство пользования Общая оценка 44444444444443 Безопасность Цена в Германии, евроЦена в России, руб.Комфорт 43443444444344МодельГруппа «0+» (от 0 до 13 кг)BEBE CONFORT Creatis 149 6900 444Наиболее безопасная, удобная и простая в использовании модель со стабильно высокими показателями. Средние результаты при боковом ударе.BOBOBLINE Easybob Maxi SPP132–44Очень безопасная и простая в использовании модель с высокими показателями. Не очень четкая фиксация на сиденье автомобиля.CHICCO Autofix Plus139610044Очень безопасная, удобная в пользовании, легкая модель. Нечеткая фиксация из-за неоптимального положения ремня, несколько ограничен обзор.CHICCO Synthesis X-Plus99390044Очень безопасная, удобная в использовании и простая модель с высокими показателями. Не очень четкая фиксация в машине, грубый чехол.KIDDY Protect84339044Очень безопасная модель. Сложные прокладка ремня, подгонка кресла по росту, пристегивание ребенка, неудобная подушка под бедрами.KIDDY Maxi Pro129443344Довольно безопасная модель. Средние показатели при боковом ударе, неоптимальное положение ремня, сложное пристегивание ребенка, затруднения при чистке.MAXI COSI Cabrio119574044Очень безопасная, простая и удобная в эксплуатации модель. Чехол нельзя стирать в стиральной машине.MAXI COSI CabrioFix + EasyFix (Isofix)270–2855540+540044Очень безопасная и простая модель. Великолепно фиксируется в машине. Ограниченный обзор для ребенка, чехол плохо чистится.PEG PEREGO Primo Viaggio SIP169614344Достаточно безопасная и простая модель. Нестабильная фиксация в машине, чехол плохо чистится, невнятная инструкция.RECARO Young Profi Plus Isofix230–2407700+390044(аналог STM Storchenmuhle Twin 0+) (5650+3900) Очень безопасная и простая модель, минимальные нагрузки в крэш-тестах. Посредственный обзор, чехол трудно чистится, недостатки в качестве отделки.ROMER Babysafe Plus120–1506000–670044Достаточно безопасная и простая модель. Нестабильная фиксация в машине, плохой обзор, стирка чехла только вручную.ROMER Babysafe Plus Isofix250–270 15 700–16 40044Достаточно безопасная, простая и легкая модель. Нестабильно при креплении ремнями (без системы Isofix), ограниченный обзор, ручная стирка чехла.STM Storchenmuhle Maximum SP105–44Достаточно безопасная и удобная в эксплуатации модель. Нестабильное крепление в машине изза неоптимального положения ремня.CONCORD Baboo X-Line100–116523034Хорошая модель, в основном высокие показатели, отличный чехол. Нестабильное и сложное крепление в машине, высокие нагрузки при боковом ударе.BEBE CONFORT Elios Safe Side119–1396000434Уход 433434433443533Достаточно хорошая модель. Нестабильное положение, сложное крепление, очень плохой обзор, ручная стирка чехла.MAXI COSI Mico60–70420034343Неплохая модель. Контакт головы с дверью при боковом ударе, сложное крепление кресла в машине и детских ремней, грубый чехол.284 За рулем 03/2007 Удобство пользованияМодель OSANN Carry Easy (аналог Kidsimsitz)35–40 199– 80303 12 4– 4– 3Посредственная модель. Высокие нагрузки при боковом ударе, нет обивки в плечевой зоне, сложная регулировка встроенных ремней, противоречивая инструкция.JANE Matrix ProМодель с очень нестабильными показателями. Очень высокие нагрузки при фронтальном и повышенные при боковом ударах, сложное крепление, нестабильная фиксация, плохая обзорность, трудная очистка чехла, туманная инструкция.IWH Baby Primeur (Eurotex)50 234– –1 13 3– –– –Очень слабая модель. Очень высокие нагрузки в крэш-тестах, сложное крепление, сложная чистка чехла, туманная инструкция.PEG PEREGO Navetta(группа «0», до 10 кг) В высшей степени слабая модель. При фронтальном ударе сломались крепления и кресло улетело вперед. Повышенная нагрузка на позвоночник при боковом ударе, сложная установка.WAVO Fix XLУниверсальные групп «0-1» (от 0 до 18 кг) 257–281 – 174–194 92004 34 34 43 3Очень безопасная модель. Не самое удачное положение ремня, сложная установка, несколько ограниченный обзор, ручная стирка чехла.BEBE CONFORT Iseos Safe SideДостаточно безопасная модель. Высокие нагрузки при фронтальном ударе, нестабильность и высокая вероятность ошибки при установке, сложная прокладка ремня, посредственный обзор, ручная стирка чехла.HTS BeSafe Kid207–233 299–340 199–219 60 59/50–58– – 10 465 – –4 43212 2223 3444 334Посредственная модель. Повышенные нагрузки при фронтальном столкновении, соскальзывает с сиденья, очень трудная установка, тяжело пристегнуть ребенка, большая масса, плохой обзор.HTS BeSafe iZi KidПосредственная модель. Заметные нагрузки при фронтальном столкновении, нестабильность и сложность крепления, тяжело пристегивать ребенка, большая масса, ограниченный обзор, ручная стирка.CONCORD UltimaxВесьма посредственная модель. Средние показатели в крэш-тестах, сложный монтаж с очень высокой вероятностью ошибки, несколько ограниченная обзорность.IWH Travel BasicОчень посредственная модель. Повышенная нагрузка при фронтальном и средняя при боковом ударе (голова контактирует с дверью), слабая фиксация, сложность в использовании, туманная инструкция.OSANN Safety Plus/Safety Baby3/4 4/3 3Обе модели в высшей степени слабые. Высокие нагрузки при фронтальном ударе, слабая нестабильная фиксация, сложное крепление с высокой вероятностью ошибки, сложно пристегнуть ребенка, непрактичное покрытие.GRACO CosmicУниверсальные групп «0-1-2» (от 0 до 25 кг) 189–199 83001243Очень слабая модель. Нестабильная фиксация, неоптимальная прокладка ремня, сложная регулировка по возрасту, корректно пристегнуть ребенка просто невозможно из-за длинных тонких ремней, ручная стирка.Группа «1» (от 9 до 18 кг)BEBE CONFORT Iseos Safe Side Isofix340 245–26515 755 15 0004 4444 4444 44 4Очень безопасная модель, достаточно простая в эксплуатации. Средние нагрузки при фронтальном ударе, большая масса, посредственный обзор, сложная очистка чехла.ROMER Duo Plus (Isofix)Очень безопасная и простая в эксплуатации модель. Повышенные нагрузки при фронтальном ударе без якорного ремня, большая масса, ограниченный обзор.ROMER King TS/King TS Plus160–190 9500–10 000 295–325 15 8505/4 443Очень безопасное, комфортабельное и удобное в использовании кресло. Большая масса, ограниченный обзор у модели TS Plus.MAXI COSI Priorifix (Isofix)Очень безопасная и простая в установке модель. Большая масса, ограниченный обзор, сложная очистка чехла. За рулем 03/2007 285Общая оценкаБезопасностьЦена в Германии, евроЦена в России, руб.КомфортУход2 11 14 32 222114 444 БЕЗОПАСНОСТЬТЕСТ ДЕТСКИЕ СИДЕНЬЯРЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВ ДЕТСКИХ СИДЕНИЙ АВТОКЛУБОМ ADACУдобство пользования Общая оценка Безопасность Цена в Германии, евроЦена в России, руб.КомфортМодель MAXI COSI Tobi230–250 159–184 179–199 150–180 195 1691011 000 7510 9350 6950 – 7000–4 4333344 4444424 44454–Уход4 34433–4 433332Очень безопасная модель с минимальной вероятностью ошибки при использовании. Сложная очистка чехла.HTS BeSafe iZi Comfort MAXI COSI Priori XPОчень безопасная и удобная модель. Возможна только ручная стирка чехла. Безопасная и легкая в использовании модель. Повышенные нагрузки при фронтальном ударе, допустима только ручная стирка.ROMER Lord PlusБезопасная и стабильная модель. Повышенные нагрузки при боковом ударе, невнятная инструкция, сложная очистка.STM STORCHENMUHLE PrimusДостаточно безопасная и очень комфортабельная модель. Повышенные нагрузки при фронтальном ударе, большая масса.CHICCO Key1Достаточно безопасная модель. Повышенные нагрузки при фронтальном ударе, поворачивается при натяжении ремня, большая масса, ручная стирка.IWH Kids ClubДешевая и очень посредственная модель. Ломкий непрочный каркас, возможна неправильная установка столика, тонкий чехол, нет инструкции и ярлычков (только на коробке), тесное, нет положения для отдыха.CHICCO Zenith179574011431Очень слабая модель, хотя при боковом ударе нагрузки минимальные. Очень высокие нагрузки при фронтальном ударе, нестабильное положение в машине, велика вероятность неправильного пристегивания ребенка, плохой обзор, ручная стирка.KIDDY Life Plus/Life ProУниверсальные групп «1-2-3» (от 9 до 36 кг) 198–218/ 9633/10 153 249 70–90 325–365 180 180/ 199 – 13 280 – 8700/8700 (11 245)44444Очень безопасная модель. Повышенные нагрузки при фронтальном ударе, устойчивость сильно зависит от формы автомобильного сиденья, сложная подгонка по размеру.NANIA Dream Way SP4 3332 4444 4444 4443 333Безопасная модель. Контакт ремня с шеей при фронтальном ударе и головы с дверью при боковом, неустойчивое положение на сиденье, посредственное описание.RECARO Start ProДостаточно безопасная модель. Повышенные нагрузки при фронтальном ударе, в том числе на живот (от ремня) из-за большой массы, неудобная прокладка ремня.BRITAX Evolva 123 UltraДостаточно безопасная модель. Повышенные нагрузки при фронтальном ударе, нестабильное положение в автомобиле, плохой обзор, сложная очистка, посредственная инструкция.STM Storchenmuhle Starlight/ Starlight SP(аналог RECARO Young Sport) Достаточно безопасная модель. Контакт ремня с шеей при фронтальном ударе, нестабильное положение в автомобиле, посредственный обзор.HTS BeSafe 1-2-3 Europe98–124410734433Достаточно безопасная модель. Повышенные нагрузки при фронтальном ударе (сломался подголовник), посредственное описание.FISHER PRICE Safe Voyage 3 stage booster139 136–156– 68002 24 24 33 42 2Посредственная модель. Повышенные нагрузки при ударах, нестабильное положение, необходимость демонтажа спинки в старшей группе, трудоемкая очистка.CONCORD Trimax X-LineВесьма посредственная модель. Высокие нагрузки при крэш-тестах, высокая вероятность ошибки при установке, короткая спинка, правильно пристегнуть ребенка невозможно, жесткий чехол, ручная стирка.286 За рулем 03/2007 БЕЗОПАСНОСТЬТЕСТ ДЕТСКИЕ СИДЕНЬЯРЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВ ДЕТСКИХ СИДЕНИЙ АВТОКЛУБОМ ADACУдобство пользования Общая оценка Безопасность Цена в Германии, евроЦена в России, руб.КомфортМодельУниверсальные групп «2-3» (от 15 до 36 кг) MAXI COSI Rodi XP 119 6780454Уход44Очень безопасная и простая в использовании модель. Нестабильное положение в автомобиле, ручная стирка чехла.CONCORD Lift Protect99530045444Очень безопасная и удобная в использовании модель. Несколько повышенные нагрузки при лобовом ударе, нестабильное положение, ограниченный обзор.CONCORD Lift Evo PT129–149600045434Очень безопасная и простая в использовании модель. Несколько повышенные нагрузки при фронтальном ударе, нестабильная фиксация в автомобиле.CYBEX Solution Plus (CYBEX Solution)120–45544Очень безопасная и удобная в использовании модель. Средние нагрузки при фронтальном ударе, нестабильное положение в автомобиле.ROMER Kid Plus 06 BOBOBLINE Multibob SPP135–145 1547700 –4 35 44 44 34 3Очень безопасная и удобная в использовании модель. Не очень надежная фиксация в автомобиле. Достаточно безопасная и удобная в использовании модель. Средние нагрузки при крэш-тестах (легкий контакт с дверью), нечеткая фиксация в автомобиле, трудоемкая очистка.CHICCO Key 2-3129650034443Достаточно безопасная и простая в использовании модель. Повышенные нагрузки при фронтальном ударе, нестабильное положение в автомобиле, сложная очистка.JANE Indy Plus Team159529934443Достаточно безопасная и весьма оригинальная модель с Isofix и штатными ремнями. Повышенные нагрузки при фронтальном ударе, диагональный ремень сместился на шею, поясной сдавил брюшную полость.по полной программе в каждой из групп. Общую оценку определяют по двум основным параметрам – безопасность и удобство пользования (см. табл.).СПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙКаким должен быть штраф, чтобы все покупали детские сиденья?47% никаким, без штрафов куплю 26% большим (5000 руб.) 27% любым, все равно не стану покупатьОценка главного критерия – безопасности складывается из нескольких составляющих. По 40% приходится на объективные результаты фронтальных и боковых ударов, еще 10% дает субъективная оценка встроенных ремней, по 5% остается на устойчивость кресла и удобство опоры для головы. Повышенное внимание удобству пользования объясняется тем, что простота, однозначность и безошибочность установки кресла напрямую влияют на его эффективность при аварии. Специальные исследования показали, что до 56% люлек, ориентированных лицом назад, устанавливают неверно, а четырехточечной системой фиксации неправильно пользуются свыше 90% родителей! Проверку проводят на четырех моделях автомобилей с разными типами ку-Кузов автомобиля с детскими креслами установлен на подвижную тележку. Разогнавшись по рельсам, она ударяется в гидравлический амортизатор – так достигается требуемое замедление.зовов: трехдверном хэтчбеке С-класса, пятидверном D-класса, седане Е-класса, мини-вэне. В общей оценке удобства пользования оценка вероятности неправильной установки составляет 40%, по 25% приходится на удобство засте-гивания и расстегивания ремней и установки-снятия кресла, еще 10% – наличие и понятность инструкции. Два дополнительных параметра – комфортабельность и уход за креслом хотя и важны, на общую оценку не влияют.288 За рулем 03/2007 БЕЗОПАСНОСТЬТЕСТ ДЕТСКИЕ СИДЕНЬЯКомфорт оценивают с манекенами и детьми при многократной установке на все разрешенные места в тестовых автомобилях: по 1/3 общей оценки дают опора для ног, обивка, обзор. Потребительские свойства субъективно определяют, исходя из удобства чистки и ремонта (по 50%). Итоговые оценки выставляют по пятибалльной шкале: 5 – исключительно высокие рекомендации; 4 – хорошие рекомендации; 3 – рекомендовано; 2 – рекомендовано в случае отсутствия кресел более высокого качества; 1 – не рекомендовано. Оценки, разумеется, ни в коем случае не заменяют и не отменяют сертификации; скорее, показывают запас, с которым преодолена планка минимальных требований. Отрадно, что абсолютное большинство современных моделей получило положительные оценки, даже допустимых «двоек» – минимум. Однако есть в графе итоговых оценок и шесть «единиц». Все получены моделями 2003–2004 гг., которые еще можно встретить на российских прилавках. Не подвергая сомнениям сертификаты, подчеркну: кресла обладают минимальным запасом прочности, спасовали при небольшом ужесточении условий. Наибольшее количество «единиц» и «двоек» в группах «0+» и «0-1», поскольку очень сложно оптимизировать конструкцию под столь сильное изменение габаритов ребенка. Ведь его масса меняется от 3,0–3,5 кг при рождении до предельных 13 и 18 кг – на 300–500%! Вывод – не стоит гнаться за универсальностью в младенческих категориях, лучше ориентироваться на проверенные модели «0+». И наконец, АDAC проверяет, прежде всего, модели, представленные в Германии, поэтому некоторые кресла и даже производители остались за «кадром». Из представленных в России – в частности, Baby Relax, Brevi, Cam, Casualplay, Inglesina, Neonato, Ramaro, Safety. Кроме того, у нас продают кресла из Восточной Европы, Азии – они, как правило, значительно дешевле именитых ив первую очередь привлекают внимание покупателей. Мы намерены вскоре ликвидировать эти «белые пятна» в наших познаниях.На правах рекламыБезошибочная установка кресла напрямую влияет на его безопасность, именно поэтому ADAC одинаково строго оценивает эти два параметра.ОФИЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯВ Европе одновременно действуют две редакции Правил ЕСЕ R44, регламентирующих требования к детским креслам. По более мягким ЕСЕ R44/03, остающимся в силе до 2009 г., скорость соударения при фронтальном крэш-тесте составляет 36 км/ч, а замедление кузова автомобиля, в котором установлено кресло, – 33 g. Более жесткие новые ЕСЕ R44/04 увеличивают скорость уже до 50 км/ч и перегрузку до 35 g – десятикилограммовый малыш будет давить на ремни с усилием 350 кг! Предельно допусти-мые перегрузки, действующие на грудь (55 g) и на позвоночник (30 g), остались неизменными, а показатель для головы даже снижен с 80 до 60 g (сравните: для взрослых пассажиров допустимо 88 g). Кроме того, переднее сиденье теперь устанавливают в самое заднее положение и сильнее, до 25° наклоняют спинку. По какому варианту сертифицировать продукцию – дело производителя, но во втором случае кресло – более безопасное и это нужно учитывать при покупке. Сейчас почти все крупные производители ориентируются на новые правила.ХОРОШО ИЛИ… ЛУЧШЕ?В таблицу сведены результаты тестов ADAC за 2003–2006 гг. по креслам, которые уже продаются в России или могут здесь появиться в ближайшее время. Интересно, что отличных итоговых оценок нет, хотя в отдельных номинациях «пятерки» встречаются. Отметим, что кресла с системой «Изофикс» не демонстрируют заметного преимущества над моделями с креплением штатными ремнями автомобиля, при условии правильной установки последних. Преимущество «Изофикса» не столько в большей безопасности, сколько в безошибочности установки.290 За рулем 03/2007