238
239
240
241
242
243
244
КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА БАТАРЕИ 55 А . ЧИгра в беспроигрышную батареюИз 27 проверенных батарей по всем статьям провалилась только одна. Но стал ли от этого легче выбор? И что будет, когда на улице вновь сильно похолодает? Ампер-часы, кулоны и градусы сортируют Алексей Воробьев-Обухов и Михаил Колодочкин.Семь десятилетий назад при раскопках близ Багдада археологи нашли небольшой керамический сосуд. Вместо старика Хоттабыча внутри обнаружили медную трубку и железный стержень! С тех пор ученые мужи спо-рят: возможно ли, что еще 20 веков назад древние парфяне пользовались электричеством – задолго до Гальвани и Вольта? А наши соотечественники тем временем ведут более приземленные дискуссии: какой аккумулятор купить?Для участия в диспуте мы приобрели 27 батарей на 55 А . ч – все, чем были богаты в день закупки московские прилавки – и отвезли их на длительную экспертизу в лабораторию ФГУП 21 НИИИ МО РФ. Картина, как всегда, оказалась неожиданной...ОПЯТЬ ПЯТЬДЕСЯТ ПЯТЬПока закупали батареи, возник неожиданный спор. Оказалось, многие искренне полагают, будто установка на автомобиль аккумулятора большей емкости приведет к тому, что батарея… постоянно будет недозаряжаться! Мол, малень-238 За рулем 04/2007 Заявленный изготовитель –Заявленный изготовитель –Заявленный изготовитель –Заявленный изготовитель –ООО «АкТех», Свирск, Россия 12ООО «Аккумуляторные технологии», Свирск, Россия 3Пинск, Республика Беларусь 4ОАО «Завод им. Дегтярева», Ковров, РоссияЗаявленный ток – 425 А Лучше всех справилась с самым сложным заданием при минус 30°С. При минус 18оС – также первое место. И хотя по резервной емкости батарея лишь на 20-м месте, цена 1290 руб. позволила в итоге обрести нашу «золотую медаль».Заявленный ток – 467 А Первые места по резервной емкости и при испытаниях единым током на морозе минус 30°С могли бы вывести «Зверя» в абсолютные лидеры, но «зверская» цена подвела. Что касается изготовителя, то, в отличие от № 1, он обозвал себя именно так.Заявленный ток – 440 А Белорусская «зверюга» оказалась первой при проверке единым током и второй при двух испытаниях заявленным током. Не подкачала и при минус 30°С, выдав обещанные 440 А. На 3-ю позицию отодвинулась из-за относительно скромной резервной емкости.Заявленный ток – 450 А Детище нашей «оборонки» выдало обещанные 450 А при стандартной температуре, а вот при минус 30°С – лишь стандартные 420 А, и те «на грани». Не будь первого места по цене, результат оказался бы несколько хуже.Оценка: лидер теста.Оценка: лидер теста.Оценка: лидер теста.Оценка: соответствует ГОСТ.кую батарейку – вжиг-вжиг и зарядил, а большая пока раскочегарится... Какие уж там иракские раскопки – нам бы в своих реалиях разобраться!Заявленный изготовитель –Проблемы, действительно, могут возникнуть, но вовсе не по этой части. Естественно, если установить на «Жигули» огромный, эдак на 190 А . ч, акЗаявленный изготовитель –кумулятор, а затем разрядить чуть ли не в ноль, то и заряжать его придется довольно долго. Но при езде в штатном режиме генератор особойЗаявленный изготовитель –разницы не почувствует: если вы «скушали» при пуске мотора, скажем, 2 А . ч, то только их и придется вернуть. Аналогия проста: если вы зачерпнулиЗаявленный изготовитель –Varta, Германия 56ЗАО «Аком», Жигулевск, Россия 7ООО «Источник тока Курский», Россия 8явным образом не указан, видимо, КореяЗаявленный ток – 420 А Все честно: обещали скромные 420 Аи сдержали слово. Первое место в одной из проверок током холодной прокрутки, четвертое – при минус 30°С. На этикетке указана применяемость даже для таких раритетов, как «Москвич-412»! Увы, цена тяжким грузом тащит назад. Оценка: соответствует ГОСТ.Заявленный ток – 460 А При минус 30°С заявленные 460 А батарея «держит» лишь 9 с, но со стандартными 420 А справляется играючи. Резервная емкость – на среднем уровне. Как и цена, да и все остальное. По части соблюдения стандартов никаких претензий нет.Заявленный ток – 430 А На сильном морозе объявленные 430 А выдает с трудом, на пределе, а вот 420 А – относительно легко: четвертое место в обеих попытках. В целом же – нормальные, но ничем не выдающиеся показатели. Зато стандарт удовлетворен.Заявленный ток – 500 А Прекрасно показал себя на режиме прокрутки при токе 420 А, но изготовители зачем-то пообещали все 500! За маркетинговый просчет батарея расплатилась потерей многолетнего лидерства. Очень жаль. Батарея выдержала переход в более «тяжелую» категорию, но потеряла пьедестал. Оценка: соответствует ГОСТ. За рулем 04/2007 239Оценка: соответствует ГОСТ.Оценка: соответствует ГОСТ. КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА БАТАРЕИ 55 А . ЧЗаявленный изготовитель – Заявленный изготовитель – Заявленный изготовитель –Заявленный изготовитель –судя по названию – Mutlu, Турция 9 10международная корпорация WESTA, на самом деле – Курск, РоссияОАО «Тюменский аккумуляторный завод», Россия 11«Подольские аккумуляторы», Россия 12Заявленный ток – 480 А При стандартных условиях «турок» отработал нормально, а русского мороза все же испугался: при минус 30°С заявленные 480 А он держит лишь 9 с. Резервная емкость – на 19-м месте. Стандарты соблюдены, но особого восторга нет.Заявленный ток – 430 А Заяви производители не 430 А, а 420, место было бы куда выше: при минус 30°С батарея потянула единый ток, но лишний десяток ампер заставил ее сдаться уже через 8 секунд. Но все согласно стандарту, резервная емкость выше средней.Заявленный ток – 440 А Второе место по резервной емкости, но лишь 24-е при проверке единым током при минус 18°С. К удивлению, на морозе выдала заявленные 440 Ас седьмым результатом. В целом все неплохо, хотя от «сибирячки» ждали более крутых морозных подвигов.Заявленный ток – 450 А Очень неплох как гарант несмолкающей музыки: по резервной емкости – на 5-м месте. По цене – второй. При минус 30°С и заявленных 450 А протянул 9 секунд: средний результат. С учетом стоимости – нормально.Оценка: соответствует ГОСТ.Оценка: соответствует ГОСТ.Оценка: соответствует ГОСТ.Оценка: соответствует ГОСТ.стакан воды из ведра или из огромной бочки, то для восстановления исходного уровня жидкости вам потребуется налить из-под крана все тотЗаявленный изготовитель –же стакан – как в ведро, так ив бочку. Неприятности могут ждать в совсем неожиданном месте. Некоторые автопроизводителиЗаявленный изготовитель –запрещают устанавливать «долгоиграющие» батареи потому, что они способны загнать стартер в запредельный режим работы! Ведь сила тока в этомЗаявленный изготовитель –режиме фактически определяется суммой сопротивления обмоток и внутреннего сопротивления батареи. Последнее же у «большого» аккумулятораЗаявленный изготовитель –National accumulator corporation ISTA, Europe (а попросту – Украина) 13 14ОАО «Электроисточник», Саратов, Россия 15Johnson Controls Batterien, Германия 16надо думать, ТурцияЗаявленный ток – 480 А Заявленные 480 А выдает лишь при минус 18°С, а на 30 градусах «тухнет» через 7 с. Резервная емкость – на 21-м месте. Поэтому при наличии выбора останавливать внимание именно на этом изделии нелогично.Заявленный ток – 460 А Третье место – по резервной емкости, пятое-шестое – по цене! Все остальное – куда как скромнее: на морозе при проверке единым током – лишь 23-й результат! Да и при обычной температуре – только 18-й. В общем, не очень, хотя стандарт соблюден полностью.Заявленный ток – 420 А Странная батарея: 3-е место на морозе (!) сочетается с 16-м при обычной температуре и аж 23-м местом по резервной емкости. А цена – вообще несерьезная: за что? Только две батареи из купленных стоят еще дороже!Заявленный ток – 460 А Указано, что батарея разработана для российских условий. Действительно, на морозе она не хуже других, зато при проверке током холодной прокрутки в стандартных условиях стала лишь 16-й. А по резервной емкости – 18-й. Желания купить именно это изделие не возникло. Оценка: соответствует ГОСТ.Оценка: соответствует ГОСТ.Оценка: соответствует ГОСТ.Оценка: соответствует ГОСТ.240 За рулем 04/2007 Заявленный изготовитель –Заявленный изготовитель –Заявленный изготовитель –Заявленный изготовитель –Германия, надо полагать? 17международная корпорация WESTA, штрих-код – украинский 18 19«Сделано в Корее» 20не указан, по нашим сведениям – РоссияЗаявленный ток – 420 АС «Бошем» такое уже не первый раз: продаваемая батарея вновь оказалась не из свежих. 26-е место при проверке своим скромненьким током – куда это годится? И цена – тоже 26-я! Тренировка привела батарею в чувство, но восторга не возникло.Заявленный ток – 530 А Дизайн в раллийном стиле найдет своих фанатов. Оказалась очень неплоха при минус 30°С (5-е место!), но – только на стандартном токе. Скромнее надо быть: заявленные 530 А продержались лишь 3 с. За что платили? Цена – немаленькая: шестнадцатая от начала...Заявленный ток – 450 А Заявленные 450 А при минус 30°С батарея выдавала в течение 7 с, резервная емкость – третья от конца таблицы. А если бы учитывали состояние в момент покупки, то было еще хуже – всего 34 минуты. Зато цена – «ресторанная»: особенно при подобных параметрах.Заявленный ток – 450 А «Двойник» австрийского «мощного быка». Перечисляем занятые места в различных замерах: 22-е, 22-е, 17-е, 20-е. И в прейскуранте занимает далекую строчку – нужно очень любить эту марку, чтобы выбрать именно ее.Оценка: соответствует ГОСТ.Оценка: соответствует ГОСТ.Оценка: соответствует ГОСТ.Оценка: соответствует ГОСТ.заметно меньше. В итоге перегретый стартер может и обидеться. А вслед за ним имеет право покапризничать инженер по гарантии… Вряд ли стоит упоминать, что исправный автомобиль просто обязан нормально заводиться с первой непродолжительной попытки – если, конечно, владелец не экономил на масле и мало-мальски следил за состоянием своей машины. Что касается батарей повышенной емкости, то их применение в какой-то степени оправдано для тех, кто, скажем, любит подолгу слушать на стоянке мощную аудиосистему либо вынужден ездить в самых неблагоприятных условиях – часто на короткие расстояния, зимой, в темноте, в пробках – причем не успевая подзарядить аккумулятор. Но не стоит забывать, что даже мощная батарея будет при этом упорно терять заряд, просто медленнее стандартной.ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯОни появились, как только батареи попали в редакцию. Увы –знакомые по экспертизам прошлых лет неприятности сразу же дали себя знать: вновь не удалось идентифицировать производителя нескольких батарей. Причем не указаны не только какие-либо контактные данные, но и страна-изготовитель! Все вроде бы слышали, что завод Mutlu где-то в Турции, но как догадаться об этом, глядя на красивую красную батарею? А изделие «Хоппэнерджи» вообще отсылает своего покупателя к Союзу автомобильной промышленности, не имеющему никакого отношения к производству аккумуляторов. Интересной оказалась и комплектация некоторых изделий. «Ханкук» вложил батарею в красивую картонную коробку, которую ну очень неудобно нести. «Доминатор» укомплектовал аккумулятор штампованным «золотым ключиком» 10 х 13. А «Мутлу» приложила скребок для стекол с гордой надписью «Батарея тысячелетия». Что ж, подарки – это всегда приятно! Пять образцов не имеют доступа к заливным отверсти-ям. Напоминаем: такие батареи предпочтительны для тех, кто уверен в четкой работе зарядной системы своего авто. Наконец, 12 батарей изготовители оснастили глазком индикатора заряда – эта забавная игрушка показывает состояние лишь одной из банок. А вот фирма «Делфай» (единственная!) поскупилась на ручку для переноски. Хорошо, что в редакции есть лифт!АЛГЕБРА БЕЗ ГАРМОНИИПротокол испытаний только на первый взгляд выглядит скучно – однако при ближайшем знакомстве цифры, без преувеличения, завораживают. Но сначала объясним, что мы измеряли. Резервная емкость. Согласно ГОСТ 959-2002, она измеряется при температуре +27°С и характеризуется количеством минут при разряде током 25 А до напряжения 10,5 В. Напоминаем – этот параметр подсказывает, сколько протянет ваше авто при неисправном генераторе в неблагоприятных условиях: включены фа-ры, дворники, обогреватели и т.п. Величина не нормирована, так что – все просто: чем больше, тем лучше! Сразу отметим: некоторые батареи показали не лучшие результаты оттого, что долго пролежали на складе, хотя и продаются под видом абсолютно новых. С этим мы сталкиваемся ежегодно! Кстати, дату изготовления удалось определить лишь у 13 образцов. Чтобы специально никого не «топить», мы провели пару зарядно-разрядных циклов и приводим результаты, полученные после этого – так честнее. Ток холодной прокрутки. По правилам батарею охлаждают до минус 18°С и разряжают в два приема. Сначала – при заявленном токе в течение 10 с (напряжение не должно упасть ниже 7,5 В), потом – при токе на 40% меньшем (здесь нижняя граница – 6 В): при этом батарея должна продержаться не менее 90 с. Казалось бы, все ясно, но как понять, которая лучше – та, что показала 7,9 В при заявленных 510 А, или та, что выЗа рулем 04/2007 241 КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА БАТАРЕИ 55 А . ЧЗаявленный изготовитель –Заявленный изготовитель –Заявленный изготовитель –Заявленный изготовитель –Banner Batterien, Австрия 21 22TUBOR, г. Бор, Россияне указан, по нашим данным – Россия 23 24Delphi, ФранцияЗаявленный ток – 450 А Честно говоря, от австрийцев ждали куда лучших результатов. При проверках заявленным током – уверенное 21-е место, по резервной емкости – 15-е! Зато цена – рекордная. С таким ценником рассчитывать на оглушительный успех не приходится. Оценка: соответствует ГОСТ.Заявленный ток – 480 А Четвертое место по резервной емкости – прекрасно! А дальше «началось»: заявленный ток батарея выдавала с большим трудом, на морозе продержалась лишь 5 секунд. 25-е место при стандартной проверке – тоже не подарок. Оценка: соответствует ГОСТ.Заявленный ток – 455 А Обещанные 455 А при минус 30°С выдает в течение 7 с. Остальные показатели – тоже в хвосте таблицы: 21-й, 20-й, 24-й. В общем, хвалить не за что. И громкое имя с призвуком чужого акцента не помогло. Оценка: соответствует ГОСТ.Заявленный ток – 420 А Удивительный факт для европейской батареи: она единственная не имеет ручки для переноски... С единым током 420 А (куда уж меньшето?) даже при минус 18°С с первой попытки не справилась. Все остальные показатели – одни из худших. Оценка: соответствует ГОСТ.ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ НА 55 А . ЧНапряжение после разряда единым током 420 А при t = -18°C, В Норма по ГОСТ 959-2002/ Наименование 1. «АкТех» 2. «Зверь» 3. Zubr 4. ЗиД 5. Varta 6. «АКОМ-Гранд» 7. «Исток» 8. Medalist 9. Mutlu 10. Fire Ball 11. Tyumen 12. ПАЗ 13. Dominator 14. «Пилот» 15. Tenax .. 16. INCI AKU 17. Bosch Silver 18. Forse 19. Hankook 20. Power Bull Duplex 21. Power Bull Banner 22. Titan 23. Hoppenergy 24. Delphi Freedom 25. Global 26. FIAMM 27. Daewoo не менее 7,5 7,91 7,92 7,99 7,96 7,98 7,90 7,82 7,98 7,92 7,91 7,76 7,90 7,92 7,91 7,92 7,88 7,72 7,85 7,82 7,90 7,82 7,88 7,82 7,59 7,78 7,88 7,68 Время разряда единым током 252 А до 6,0 В при t = -18°C, c не менее 90 157 185 160 163 165 161 160 168 165 165 160 162 167 160 168 153 134 155 167 160 152 166 153 146 104 153 138 Напряжение после разряда единым током 420 А при t = -30°C, В – Напряжение после первого разряда заявленным током при t = -18°C, В не менее 7,5 7,81 7,74 7,88 7,60 7,90 7,76 7,81 7,61 7,69 7,72 7,65 7,60 7,62 7,54 7,56 7,56 7,20 7,56 7,51 7,51 7,50 7,36 7,40 7,48 7,57 7,45 6,92 Напряжение Напряжение после Время разряда после второго разряда заявленным током 25 А разряда током при t = -30°C, В при t = 27°C, заявленным или время мин током при до его падения (резервная t = -18°C, В ниже 6,0 В, с емкость) не менее 7,5 8,06 7,88 8,04 7,88 8,04 7,94 8,03 7,76 7,89 7,98 7,84 7,72 7,84 7,85 8,0 7,72 7,92 7,84 7,96 7,82 7,76 7,72 7,68 7,73 7,66 7,88 7,38 – – Масса батареи, кг Ориентировочная цена на момент покупки, руб. ––7,03 7,09 6,90 6,63 6,39 6,92 6,81 7,00 6,98 6,48 6,42 6,45 6,90 6,17 6,48 6,80 6,73 6,95 6,59 6,41 6,29 6,30 6,37 <6,0 6,02 6,04 6,037,02 6,07 6,07 9 секунд 6,42 9 секунд 6,01 9 секунд 9 секунд 8 секунд 6,02 9 секунд 7 секунд 8 секунд 6,51 6,01 6,76 3 секунды 7 секунд 9 секунд 8 секунд 5 секунд 7 секунд 7 секунд 9 секунд 5 секунд 2 секунды92 116 88 101 99 95 98 101 93 99 108 104 92 106 89 93 101 98 86 96 94 105 100 96 84 81 9115,12 15,88 14,46 15,0 15,53 14,63 15,84 14,92 14,29 15,5 15,9 15,34 15,4 15,86 14,54 14,18 14,81 15,36 14,56 15,5 14,56 15,46 14,23 13,65 13,65 15,34 13,851290 1810 1500 1140 1950 1390 1440 1650 1640 1420 1280 1200 1280 1290 2000 1400 2020 1650 1750 1750 2140 1820 1670 1600 1840 1600 1850242 За рулем 04/2007 Заявленный изготовитель –Заявленный изготовитель –Заявленный изготовитель –Global Battery, Южная Корея 25 26FIAMM S.p.A., Италия 27Некто анонимный «по технологии Daewoo»Заявленный ток – 430 А Перечисляем результаты замеров: 23-й, 26-й, 26-й, 14-й, 25-й! Достаточно, чтобы сделать выводы? Да, в стандарт кое-как уложилась, но такая «тройка» куда ближе к «двойке». И цена завышена, тем более что на свинце явно сэкономили – это самая легкая батарея. Оценка: соответствует ГОСТ.Заявленный ток – 480 А Последнее место по резервной емкости – недолго музыка поиграет... А если бы учитывали показатели прямо с прилавка – то и вовсе 14 минут! Обещанные 480 Ас первой попытки тоже не выдала. В общем, очень слабо. Оценка: соответствует ГОСТ.Заявленный ток – 510 АС заявленными 510 амперами не справилась даже при минус 18°С, а на минус 30°С померла за 2 секунды. Абсолютный лидер «с конца таблицы» – конкурентов нет. И опять-таки весы показали экономию на свинце. Оценка: не соответствует ГОСТ.ном токе 420 Аи температурах минус 18 и минус 30°С (как-никак, в России живем!), а также один раз при заявленном токе и минус 30°С! Ясно, что показанные 8В лучше, чем 7,5, а 180 с – лучше, чем 90. Скажем сразу: на таком лютом морозе с заявленным током справились лишь 9 батарей – за отведенное на испытания время напряжение на их клеммах так и не «просело» ниже роковых 6,0 В! Соответственно именно их стоит предпочесть жителям самых северных регионов, хотя ГОСТ почему-то не требует работоспособности при минус тридцати...СТАЛО ЛИ ЖИТЬ ЛУЧШЕ?Особых споров не вызвала только батарея «Дэу», которая по всем параметрам прочно заняла свое место, увы – последнее! А вот остальные… Если все батареи отработали согласно стандарту – можно кричать «ура!». Но мы знаНа правах рекламыдала 8,2 В при заявленных 450 А? Чтобы привести все батареи к общему знаменателю, мы проводили испытания какзаявленным током, так и единым в 420 А (когда-то именно такой ток был положен в основу ТУ на аккумуляторы6СТ55). Всего вольты и секунды замеряли пять раз (!): дважды – при заявленном токе и минус 18°С, дважды – при еди-За рулем 04/2007 243 КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА БАТАРЕИ 55 А . Чственной гордыни: зачем потребовалось увеличивать заявленный ток с привычных всем 430 А до громких 500? И цена, честно говоря, уже не радует былой демократичностью. Купи мы эту батарею пару лет назад – первое место вновь было бы за ней, а сегодня – лишь восьмое… И вновь о свежести: надоело, но что делать. Повторяем еще раз: в магазинах нам порой по-прежнему подсовывают старье! С гарантией, с чеками, но – старье! Кто не согласен, пусть объяснит, почему, к примеру, свеженький «Фиамм» показал исходную резервную емкость лишь... 14 минут! Не блистали также «Ханкук» (34 мин), «Исток» (37 мин) и – в который раз! – «Бош Сильвер» (49 мин). Эти батареи пришли в себя только после пары циклов зарядаразряда. Отметим, однако, еще раз – все параметры, указанные в таблице и повлиявшие на итоговое место, сни-ем: троечники в вузах тоже переходят с курса на курс – нам же хотелось определить именно лучших! Мы решили учесть при распределении мест абсолютно все – и результаты каждой попытки пуска, и поведение на морозе, и, конечно же, цену! Итоги – в нашей таблице, и они достаточно необычны! Как ив предыдущих экспертизах, батареи расположены от лучшей к худшей – тот же порядок выдержан при построении «фотогалереи». Занявший в многоборье первое место «АкТех» – типично бюджетный вариант, способный лучше других оживить двигатель как при стандартной температуре, так и при тридцатиградусном морозе. А вот из именитых производителей в первую десятку у нас попала лишь «Варта» – при неплохих технических параметрах подвела цена. Неизменный победитель почти всех предыдущих экспертиз, «Медалист» пал жертвой соб-ЧТО ЗА ТОК НА ЭТИКЕТКЕ?Методика проверки тока в стартерном режиме не раз менялась за прошедшие годы, чего не скажешь о конструкции самой батареи. Когда-то действовал стандарт ГОСТ 959-91, совпадавший с немецким DIN 43539. Потом Европа объединилась и выработала стандарт EN 600951, по примеру которого мы ввели ГОСТ 959-2002. В США работают по нормам SAE J537, частично совпадающим с EN. Конечно, измерение – дело специалистов, но как мались как раз после «сеанса оживления», а не до него! Иначе положение многих участников было бы куда хуже. Что касается наших оценок, их – три. «Не соответствует ГОСТ» означает, что батарея не отвечает стандарту, а потому и говорить, собственно, не о чем. Оценка «соответствуетпокупателю разобраться, у какой батареи ток действительно больше? На этикетках мы обнаружили в основном ссылки на EN, но попадались и обозначения по DIN. Так вот, имейте в виду: европейские 420 А соответствуют лишь 255 немецким амперам, а 520 ампер сегодняшнего дня раньше выглядели бы как 310. Приводим для справки сравнительную табличку: EN DIN SAE 420 А 255 А 450 А 480 А 280 А 500 А 520 А 310 А 550 А 540 А 335 А 600 А ГОСТ» говорит о том, что батарея, в общем-то, нормальная, но звезд с неба не хватает. Ну а «Лидер теста» свидетельствует, что лучших результатов сегодня не показал никто. Внешний вид изделий, таблица результатов и наши комментарии – перед вами. Легкого пуска!На правах рекламы244 За рулем 04/2007