198
199
200
201
РЕМОНТ И СЕРВИССЕКРЕТЫ ПРОФЕССИИ ВЫБИРАЕМ МАСЛОКаша с масломОт того, какое масло плещется в агрегатах, зависит здоровье, а то и сама жизнь автомобиля. Различные сорта дегустировал Евгений Борисенков. Фото: Георгий Садков.Товар разных производителей может отли чаться по цвету , вкусу и запах у, но при выборе лучше предпочес ть иные критерии. В первом с лучае это на туральный продукт, получаемый непосредственно из нефти. Выходит дешево, но с ердито – у таких масел узок темпера турный диапазон, а изна чально заданные свойс тва быс тро изменяются из-за окис ления основы. В автопроме минера лка перспектив не имеет – подход ящих моторов ос тается вс е меньше. Синтетика – вещь исключительно рукотворна я. Д ля современной химии невозможного ма ло, де ло в цене вопроса. Выгоды искусственной основы налицо – отли чный холодный пуск (отдельные сорта работоспособны до -54°С!), комплексная защита двиг ателя при высоких темпера турах, большие межсервисные пробеги. Правда, уповать на «их» цифры вс е же не с тоит – здесь не Европа. Так, мас ла су длиненным сроком с лужбы ( допуск Long Life обещает пробег до 30 тыс. км) из-за больших с уточных колебаний темпера туры и невысо-НАЧАЛО НАЧАЛПрежде вс его определимс яс основой – минера льной, полуили полнос тью синтетической.198 За рулем 05/2007 Энергосберегающие масла отмечены особым клеймом.Все необходимые потребителю характеристики указаны на упаковке.кого качества топлива выхаживают едва половину. Полусинтетика – вовс е не смесь синтетики и минера лки. Компромисс лежит в иной плоскости – минера льную основ у дополняют синтети ческими компонентами ( до 20%). Полученная субстанция существенно превос ходит минера лку по всем показателям, а стоит куда меньше чис той синтетики. Что-то вроде шу бы на искусс твенном мех у – греет отменно, но не соболь. В принципе вс е три типа масел совместимы – ни эмульсии, ни осадка при смешиваМасла с логотипом автопроизводителя – самый беспроигрышный вариант.нии не образуется. То есть при необходимости в мотор можно долить любое – вс е лучше, чем запороть вкладыши! Но без ну жды экспериментировать не с тоит – при смешивании некоторые свойс тва исходных компонентов изменятся непредсказуемо (например, перестанут работа ть какие- то присадки). А вот перейти от дешевых сортов к дорогим (и наоборот) проще прос того – одно с лил, а другое за лил! Коли чество старого мас ла, ос тавшегося в лабиринтах блока, невелико и отравить свеж ее не способ-но. О днако первый интерва л после замены можно сократить до 2–3 тыс. км – х уже не будет. Хуже бывает при добав лении разли чных чу додейственных снадобий. Вс е они, даж е самые фирменные, расс читаны на кра тковременный эффект, позволяя доехать до места, оттяну ть неизбежный ремонт или омолодить ав то д ля продажи. Главное, не злоупотребить коли чеством – в данном с лучае оно в ка чество не переходит. Коль уж решили воспользоваться – с ледуйте рецептуре.ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДАВыбор надо на чинать с класса качества – он определяет, подойдет ли мас ло вашему типу двигателя. О течественная классификация нынче не в ходу – предпочтение отдано американской сис теме API. Ус троена она неза тейливо: мас ла разбиты на две большие ка тегории – S (service) для бензиновых двиг ателей легковых ав то иС (commercial) – для дизелей. В каждой категории свои уровни ка чества, обозна ченные буквами ла тинского а лфавита (от SA до SM и от СА до CI). Универсальные масла, годные д ля Особняком с тоят (хотя и встречаются в прос тых магазинах) мас ла д ля спортивных авто. Скажем, в с трит-рейсинге, г де от двигателя требуется мгновенная отда ча в считанные секунды, хорошо подходит SAE 0W20, д ля 24часовых гонок – 20W60. Производят их не из нефти – сырьем, в частности, служит отжим кокосового масла. Стоят такие крайне дорого и ввиду у зкой специализации час тнику не годятся.За рулем 05/2007 199 СЕКРЕТЫ ПРОФЕССИИ ВЫБИРАЕМ МАСЛОНа правах рекламывсех типов двиг ателей, маркируют соответс твенно, например SF/C C. Предпочтение в этом случае стоит отдавать допуску, стоящему первым. Существует такж е европейская классификация – АСЕА. Требования здесь более ж есткие, поскольку у дельная мощность моторов вС таром Свете традиционно выше. По АСЕА моторные мас ла делят на три класса: А – для бензиновых двигателей, В – д ля легковых дизелей иЕ – для дизелей грузовых. Категорию ка чества обозна чают цифрами – чем она больше, тем тяж елее рас четные ус ловия работы. Через дефис может стоять год включения мас ла в спецификацию (когда оно было узаконено). Например, А3-98. Определившись с ка чеством мас ла, переходите к вязкости – одной из важнейших эксплуатационных характеристик. По классификации SAE вязкость моторных мас ел разбита на шес ть зимних (0W; 5W;Продукция со спецдопусками учитывает конструктивные особенности моторов.10W; 15W; 20W; 25W) и пять летних (20; 30; 40; 50; 60) классов. Вс есезонные сорта нос ят двойное обозначение – например, 10W40. Перва я цифра характеризует лишь холодный пуск и при выходе двиг ателя на режим на характерис тики масла не в лияет. В торая оценивает смазывающую способность в рабочих ус ловиях. Гнаться за рекордными показателями не с тоит – черес чур жидкое мас ло создает тонкую пленку, с лишком г устое – плохо прока чивается по сис теме. К примеру, в Москве д ля среднефорсированного мотора вполне достаточно 5W40. Сверх того, выпускают масла с дополнительной маркировкой – так называемыми спецдопусками. Тех, г де упоминается ав топроизводитель (МВ, WV и т. д.), с тоит придерживаться неукоснительно –Серию масел для спортивных двигателей можно встретить в обычном магазине.200 За рулем 05/2007 ПРАВО ВЫБОРАТем, кто привык полаг аться «на дядю», надежнее покупа ть масла с логотипом ав топроизводителя (на упаковке так и написано Mazda, Toyota и т.д.). Они самые «родные» – под них проектировали и на них доводили двигатель. Нужно только подобрать вязкос ть в соответс твии с условиями эксплу атации. Здесь есть одна тонкос ть – этот продукт делают как в Азии, так ив Европе. Первые выпускают исключительно минера лку, популярности которой способс твуют мягкий климат, качественное топливо и невысокая стоимость основы. Но большим интервалом температур она похвас тать не мож ет, поэтому нам больше подходит второй вариант. Продвинутый пользователь мож ет подобра ть мас ло «по вкус у», ориентируясь на классификации, допуски и свойства. Путь заманчивый, но тернистый – неудачи придется оплачивать своими кровными. Самый же прос той, надежный и недорогой способ – положиться на рекомендации автозавода. Там-то наверняка ведают, что творят. Редакция благодарит ПЕРВЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МАГАЗИН и лично Александра Урсова за помощь в подготовке материала.Масло для двигателей, работающих на газе, в наших краях продукт экзотический.они учитывают некие конс труктивные особенности моторов (наличие насос-форс унок, сажевых фильтров и т.д.). Надписи вроде LL или EС более демокра тичны. Перва я означает увели ченный межс ервисный интервал (о нем упомянуто выше), в торая указывает на принад лежность к энергосберегающей с ерии. Цифры, стоящие вслед за б уквами, указывают ожидаемую экономию топлива в процентах (единица соответствует 1,5%, двойка – 2,5%, тройка – 3% и т.д.). Эти масла не рекоменду ется применять в старых двигателях, где они мог ут привес ти к продавливанию мас ляной пленки и повышенному износу деталей. А что вовс е не с тоит никакого внимания, так это надпись TURBO на упаковке. Д ело в том, что моторам с турбокомпрессором ну жно мас ло «сво-На правах рекламыего» класса качества – по нему и ориентируемся. А рекламная надпись – так, для красоты.За рулем 05/2007 201