298
299
КЛУБОХРАННЫЕ СИСТЕМЫКрючок на гнилой калиткеАлександр ЮнисовВера сограж дан в мог ущество охранных и противоугонных ус тройств проходит с егодня проверку на прочнос ть. У одних она по-прежнему непоколе бима, как «кочерг а» на рулевом колесе – столь же бесполезная, сколь и жив учая. У других ж е, напротив, развилс я комплекс обреченности – они уповают либо на с траховое возмещение, либо просто на удачу. Объединяет и тех, и других одно – полное безразличие к техническим нюансам защиты. В свое время (ЗР , 2003, № 11) мы рассказывали о некоторых нестандартных приемах работы ус тановщиков охранных и противоугонных сис тем. Но, к сож алению, в целом «противоугонная империя» по-прежнему выг лядит довольно ж алкой – совершенс тво техники и технологий раз-бивается вдребезги о неж елание, да и неу мение многих «специалистов» творчески подойти к своему делу. Прикрутить на самое видное место сирену да ус тановить рядышком реле, разрывающее какой-нибудь провод питания, – вот и вся их «защита»! Обидно, что подобной халтурой очень часто греша т фирменные ав тоцентры – с тоит ли у дивляться, что даж ес упердорогие спу тниковые сис темы при таком подходе превращаютс яв обыкновенный крючок на гнилой ка литке? Д ергай посильнее – и входи. Но можно действовать иначе. Конкретные электрические схемы рисовать не будем – технический уровень ж уликов и без того очень высок, но некоторыми приемами нашей работы охотно поделимся со всеми «зарулевцами».ЭЛЕКТРОННЫЙ ЗАПОРНачнем с того, что блокировать можно коробку переда ч! Речь не о механических блокираторах, а именно об электронике: ведь с егодня немало новеньких машин (особенно дорогих) оснащено АКП с электромагнитными клапанами! Они позволяют добиться интересного эффекта: мотор пускается как обычно, а машина – не едет: заблокированный клапан не создает ну жного дав ления! Недостаток – один, при чем психологического свойс тва: как правило, клиенты смело разрешают мас теру копа ться в сложнейшей электронике мотора, но очень переживают за сохраннос ть коробки. Кс тати, ана логичное благоговение вызывает у них ис тартер – мол, разбирайте хоть полмашины, а сюда не лезьте! Поэтому чаще вс его мы по-прежне-му танцу ем вокруг сис тем управления двигателем. От блокировок силовых цепей мы давно отказа лись – предпочитаем работа ть с да тчиками. Это не треб ует применения силовых управ ляющих элементов, да и вычис ляется такая защита тру днее. О днако если раньше дос таточно было разорвать в паре мест сигнал с того же датчика положения коленвала ( ДПКВ), то теперь мы придерживаемся «новой веры». С тарыми приемами у же не обойтись: вор поумнел и не ходит на дело без сканера. А тот лихо сообщает об отс утствии ДПКВ – приходитс я его обманывать. Д ля этого вмес то штатного датчика подключаем его двойника, а д ля полноты картины то же делаем с его коллегой – да тчиком полож ения распредва ла ДПРВ. Возни, естественно, больше, но хорошая работа того требует. Электромеханические реле отправлены в отставку: помимо низкой надежнос ти и больших габаритов, они еще имеют дур-298 За рулем 05/2007 ную привычку громко ще лкать – в ряде с лучаев угонщик может этим воспользова ться. Оптронные переключатели гораздо надежнее, а ма лые размеры позволяют запрятывать их прямо в недра шта тных жгутов. Замечу, что незаметнос ть ус тановки, абсолютно необходимая для диалога с угонщиком, в наше время имеет и иную ценность: в ладельцы г арантийных автомобилей час то опасаютс я конфликтов с фирменным с ервисом. Не секрет, что любую попытку владельца сделать что-тона с тороне там воспринимают в штыки – деска ть, снимем с гарантии и вс е такое. Поэтом у лишний раз дразнить г усей тоже ни к чему: нет с ледов постороннего вмешательства – нет и повода д ля конф ликта. Впрочем, по собс твенному опыту знаю, что ни одну машину , побывавшую у меня, с гарантии не сняли. Так и должно быть: любой юрис т скаж ет, что подобные действия сервисменов требуют неопровержимых доказательств при чинно-следственной связи меж ду поломкой ав-томобиля и каким- либо предварительным вмеша тельством в его конструкцию. Основное правило ус тановщика – мыс лить и дейс твовать нес тандартно. Там, г де возникает конвейер, д ля клиента начинается отсчет выброшенных денег – это позор д ля мастера.целей – например, определить, куда поехала на твоей машине подруг а. В общем, вариантов много.А ЕСЛИ СЕРЬЕЗНОА ес ли с ерьезно, то ре чь вс егда идет о кропотливой возне с каж дой машиной. Мы дорабатываем не только ав томобиль, но и те блоки сигна лизации, которые использу ем, – удаляем отту да нену жные, на наш взг ляд, элементы и еще кое-что делаем. Помимо повышения надежнос ти, это сказывается и на безопасности: даже если предположить, что на каком-то с уперсервисе нехороший мас тер доберетс я до основного блока и заменит его, подсунув клиенту другой брелок той же фирмы, то работать все это хозяйство уже не будет. Иногда, чтобы спокойно проникнуть в машину клиента, угонщик ведет с ебя подобно киногерою: с лучайно вс тречается с наме ченной ж ертвой где-то на улице, чиркает портфелем по портфелю, сканирует нужную информацию – дальше уже неинтересно. Поэтому при установке иммобилайзеров мы использу ем те модели, радиус дейс твия которых ограничивается сантиметрами. Спору нет, многим нравитс я, когда машина сама приветс твует тебя открыванием замков и прочими «фене чками», но и про здравый смыс л забыва ть не стоит. Нужно ли объяснять, почему таким клиентам особенно необходимы два рубежа охраны? Пус ть да льнобойные системы занимаютс яс ервисными ф ункциями, а г лавное – защиту – с тоит поручить незаметному иммобилайзеру ближнего боя: без зв уковых, световых и прочих эффектов. И общий совет – не бойтесь электроники! Эпоха дрянных датчиков Холла давно прошла, а современная элементная база ведет с ебя очень дос тойно. Не с лучайно даже самая навороченная противоугонка намного ус тупает по с ложности электронной на чинке того же «Ауди».За рулем 05/2007 299ЗАПУСКАЕМ СПУТНИКСколько стоят спутниковые системы и как их об ходят, хорошо известно. Однако если клиенту уж очень хочетс я такого рода игрушку – почему бы и нет? Тем более что созда ть нечто подобное можно и ма лой кровью: ведь мобильные телефоны продаютс яс егодня на каждом углу. Идея давно лежит на поверхности – на ав торство не претендуем, однако без ноу хау не обойтись. Итак, фантазируем: беретс я подход ящий мобильник, немножко дорабатывается и подключаетс я через специальный адаптер к охранной сигнализации. Клиенту остается установить свою SIM карту и… и, собс твенно, вс е! Теперь о каж дом покушении на вашу машину вы б удете уз-Типичный пример недальновидности установщика противоугонки. Утешительный приз экс-владельцу – собс твенное колесо. Вообще-то я предпочитаю механике электронику. Поэтому, когда видишь вот такое, невольно хочется придумать что-то аналогичное, но на транзисторах... Можно ли считать такую защиту от угона с тандартной? Механические противоугонки наших дней все чаще выглядят именно так.навать практически сразу – автомобиль сам позвонит! Можно расширить облас ть применения игрушки: воспользоваться сис темой поиска, которой располагают ведущие операторы сотовой св язи, – например, «МТС-Поиск». В этом случае результа ты розыска мобильного телефона – а вместе с ним и автомобиля – могут быть отображены на электронной карте города. Само собой, что подобной техникой можно пользоваться не только при угонах машины, но ид ля иных