170
171
172
174
КОМПОНЕНТЫТЕСТ ШИНЫ 235/65R17V ДЛЯ ВСЕДОРОЖНИКОВВодные процедурыСкоростные вседорожники в России популярны, наверное, как нигде в мире. А настоящего теста шин для них журнал еще не проводил. Восполнил пробе л Сергей Мишин. Фото автора.Размерность шин выбрали наиболее популярную – 235/65R17, индекс скорос ти V (240 км/ч). Рис унок протектора – дорожный, ведь большинс тво мощных полноприводников живут в основном на асфальте. Исполнитель тес товых упраж-нений – культовый БМВ- X5, один из лучших по управ ляемости в своем классе. Для мощной и динами чной машины особенно важны тормоза, управляемость и способность противос тоять аквапланированию. Этим ка чествам шин уделим особое внимание.Место дейс твия – полигон «Мишлен» в Ладу (Франция), гостеприимно распахнувший ворота перед нашей тест-группой. Здесь можно проводить любые тесты, в том чис ле и на аквапланирование. От «переставки» мы отказались – в пользу специа льныхтрасс для оценки управ ляемости, а упор в испытаниях с делали на мокрые дороги, ведь именно на таких особенно ярко прояв ляется изменение сцепных свойс тв. Потому водных процедур собрали полный комплект: тормозной пу ть, время прохож дения замкну-170 За рулем 05/2007 17 ДЮЙМОВ Bridgestone Dueler H/P D680CZПроизводитель – Япония7-е местоGoodyear Wrangler F1Производитель –6-е местоMichelin 4х4 DiamarisПроизводитель –5-е местоГерманияФранция755,3 баллаГлубина рисунка протектора – 8,0–8,4 мм Масса шины – 15 кг Твердость по Шору* – 61/63 ед. Особенности – направленный рисунок протектора Цена в Москве – 5820 руб. Соотношение цена/качество – 7,71 Эти шины созданы д ля спокойной, неторопливой езды. В быстром повороте машина норовит распрямить траекторию, шины рано начинают скользить. При этом скольжения за тянутые, и чтобы колеса вновь пока тились, ж дать приходится очень долго. При сбросе газа колеса задней оси на чинают с легка подруливать, но это не помог ает. В целом поведение не очень понятное. На мокрой дорог е тож е лучше не торопиться. На руле не хватает информативности, приходитс я довольно активно кру тить баранку , чтобы у держать машину хотя бы близко к намеченной траектории – срыв в скольжение чувствуется неважно. При этом автомобиль, как и на с ухом асфальте, ползет наружу поворота, скольжения излишне затянуты. Тормоза – самые слабые на любом покрытии. Не с тоит шус трить вг лубоких лужах – рискуете «потерять» автомобиль. На прямой, на мелких неровностях, машина с легка уходит от заданного направления. Чувс твуются даже швы на ас фальте, а на крупных неровнос тях неприятно потряхивает. На скорос ти 80 км/ч шины издают шипящий зв ук, х лопают на швах. Стабильная управляемос ть на любом покрытии, относите льно неплохая курсовая устойчивость и невысокий шум. Самые слабые сцепные свойства, раннее аквапланирование. Рекомендуем для аккура тной и неспешной езды.*В чис лителе – твердость новой шины, в знаменателе – после испытаний.845,1 баллаГлубина рисунка протектора – 8,0–8,8 мм Масса шины – 14,2 кг Твердость по Шору* – 65/66 ед. Особенности – направленный рисунок протектора, M+S Цена в Москве – 5790 руб. Соотношение цена/качество – 6,85 Несмотря на F1 в названии, еха ть быстро на этих шинах можно только прямо, в поворотах же торопиться не резон. На с ухой дорог е даже при незначительном переборе скорости автомобиль, как и на «Бриджстоуне», распрям ляет траекторию. Если поскользнулся – скользит долго. А удержать машину на грани мешают вялые реакции на доворот руля и недос таточная информа тивность. На мокром ас фальте момент срыва в скольжение почувс твовать практически невозможно. Ес ли еха ть чуть быс трее, чем позволяют сцепные свойс тва, поверну ть б удет непросто – машина норовит идти прямо. При интенсивном торможении, одновременном с поворотом руля, возникает занос. Скольжения сильно за тянуты. Тормоза на с ухом асфальте – слабые, на мокром – средние. При проезде глубоких луж скорость, от греха подальше, с тоит снижать. Курс на прямой – без замечаний. Уровень комфорта выше всяких похвал. По любой дорог е Х5 на этих шинах катится тихо и мягко, отлично гасит неровности. Хорошая курсова я ус тойчивость, очень тихие шины, весьма хорошая плавность хода. Небольшие замечания по управляемости на с ухом и мокром покрытии. Рекомендуем любителям комфорта при неспешной езде.869,2 баллаГлубина рисунка протектора – 7,4–8,3 мм Масса шины – 13,7 кг Твердость по Шору* – 66/67 ед. Особенности – асимметричный рисунок протектора Цена в Москве – 6900 руб. Соотношение цена/качество – 7,94 На с ухом покрытии «Мишлен» ведет с ебя заметно лучше, чем «Бриджстоун» и «Г удьир». В быс трых поворотах машина четко рулится и хорошо реагирует на доворот руля. На преде льной скорости поведение машины нейтрально – она плавно сползает на больший радиус, при этом нет ни ярко выраженного сноса, ни заноса. На мокрой дороге сцепные свойства снижаются. Шины рано поскальзываются, срыв неявный, скольжения затянуты. При попытке довернуть руль снос усиливается и траектория распрям ляется еще больше. При сбросе газа может возникнуть занос. Тормоза на с ухом – средние, на мокром – ближе кс лабым. Более д линный тормозной путь только у «Бриджстоуна». А вот луж можно не бояться – «Мишлен» лучше всех противостоит аквапланированию в повороте. Траекторная ус тойчивость – без замечаний, плавнос ть хода тоже. По шум у ес ть небольшие замечания: шины озв учивают крупнозернистый асфальт. Лучше всех противостоят аквапланированию в повороте, хорошие курсова я ус тойчивость, управляемость на с ухом покрытии, комфорт. Слабые тормоза и небольшие замечания по управ ляемости на мокром покрытии, разница в поведении на с ухом и на мокром покрытии. Рекомендуем без ограни чений на сухой дороге, на мокрой же лучше не спешить.той трассы сложной конфигурации и круг а, а такж е способность противос тоять скольжению в повороте на слое воды. Вместе с крупнейшими мировыми производителями шин «Брид жстоун», «Континенталь», «Г удьир»,За рулем 05/2007 171 КОМПОНЕНТЫТЕСТ ШИНЫ 235/65R17V ДЛЯ ВСЕДОРОЖНИКОВ17 ДЮЙМОВ Nokian NRVi Sport UtilityПроизводитель –4-е местоKumho Ecsta STXРеспублика КореяПроизводитель –3-е местоФинляндияContinental CrossContact UHPПроизводитель – Чехия2-е местоPirelli Scorpion ZeroВеликобританияПроизводитель –1-е место895,3 баллаГлубина рисунка протектора – 8,0–8,6 мм Масса шины – 13,7 кг Твердость по Шору* – 67/62 ед. Особенности – направленный рисунок протектора Цена в Москве – 5450 руб. Соотношение цена/качество – 6,09 Поведение «Нокиан» в быс трых поворотах немного с табильнее, чем у «Мишлена». При переборе скорости на сухом асфальте шины сильно скрипят, предупреж дая о пределе сцепных свойс тв, однако исправно держ атся за дорог у. На дуге появ ляется очень легкий занос, отчас ти помог ающий пройти поворот. При с бросе г аза занос слегка усиливается. На мокром асфальте поведение почти такое же четкое, как на с ухом, хотя небольшой снос передней оси вс е же есть. При этом хороша я реакция на поворот руля, заноса практически нет. Забавно, что по дос тижении преде ла шины похрус тывают и попискивают, будто на сухом асфальте. Переход в скольжение чуть резче, чем хоте лось бы, но все эти мелкие замечания укладываются в оценку «норма» – 8 баллов. Тормоза на с ухом покрытии средние, на мокром – ближе к лучшим. Шины не боятс яг лубоких луж, хорошо противос тоят аквапланированию. Курсовая устойчивость и шум – без замечаний. На мелких неровностях машину слегка потряхивает. Очень хорошо противос тоят аквапланированию в повороте, хороши также управ ляемость на любом покрытии и курсова я устойчивость. Небольшие замечания по плавности хода. Рекомендуем без ограничений.898,7 баллаГлубина рисунка протектора – 8,4–8,5 мм Масса шины – 14,5 кг Твердость по Шору* – 55/52 ед. Особенности – направленный рисунок протектора, M+S Цена в Москве – 4260 руб. Соотношение цена/качество – 4,74 На сухом асфальте ведут себя очень хорошо. Вход в поворот четкий, на дуге легкое подруливание, но заноса нет. «Кумхо» цепко держит заданную траекторию. И это не прос то четкое поведение – шины доставляют нас тоящее у довольствие от управления даже в скольжениях. За мокрую дорог у держ атся не менее уверенно – нет ни сносов, ни заносов. Плавный и понятный переход в скольжения, такое же плавное восстановление сцепления. А вот «драйв» пропадает – д ля него в скольжениях не хва тает информативности. Тормоза очень хороши – всего 10 см ус тупили лидирующему в «сухих тормозах» «Континенталю» и столько же лучшим в мокром торможении «Пирелли». В лужах лучше не спешить, ина че машина поскользнется. По прямой идет ровно, совсем чу ть-чуть запаздывает во время подруливаний. Мелкие неровности шины г асят хорошо, на более крупных зас тавляют машину вздрагивать. За время тес та эти шины износились больше других. Твердос ть 55–52 единицы обычно имеют зимние покрышки. Высокие сцепные свойс тва на любом покрытии, лучшее время прохождения мокрой трассы, отличная управ ляемость на с ухом и хорошая на мокром покрытии. Небольшие замечания по плавности хода и шуму, разница в управляемости на с ухом и мокром покрытии, повышенный износ. Рекомендуем без ограничений.916,8 баллаГлубина рисунка протектора – 7,7–8,2 мм Масса шины – 14,5 кг Твердость по Шору* – 67/64 ед. Особенности – асимметричный рисунок протектора Цена в Москве – 6440 руб. Соотношение цена/качество – 7,02 «Континенталь» – образец хорошего ис табильного поведения на любом покрытии. На сухом асфальте Х5 отлично управляется в любых режимах, вплоть до скольжений. В быс трых поворотах ни сносов, ни заносов: на сколько повернул руль, на с только автомобиль изменил направ ление движения. Переход в скольжение и восстановление хорошо чувс твуются. На мокром покрытии все так же понятно и прогнозиру емо. Машина цепко держится на заданной траектории, не распрям ляя ее и не срываясь в занос. Даже в скольжениях нет никаких сюрпризов. На мокром круг е шины скрипят и прыгают, как по с тиральной доске, но за ас фальт держ атся. Тормоза традиционно хороши – лучшие на сухом и очень хорошие на мокром: здесь ус тупают только победите лю упражнения «Пирелли» всего 10 см. Очень неплохо сопротив ляются аквапланированию. Заданное направление на прямой держ ат хорошо, четко реагируют на подруливания. Плавность хода – без замечаний, а вот по шум у есть – немного досаждает общий гул. Лучшие тормоза на с ухом и очень хорошие на мокром, очень хорошая траекторна я ус тойчивость, хорошая и стабильная управляемость на любом покрытии. Небольшие замечания по уровню шума. Особо рекомендуем для любых дорожных условий.926,9 баллаГлубина рисунка протектора – 7,8–8,0 мм Масса шины – 15,7 кг Твердость по Шору* – 70/62 ед. Особенности – симметричный рисунок протектора, M+S Цена в Москве – 6750 руб. Соотношение цена/качество – 7,28 Управляемость на этих «Пире лли» просто ве ликолепна. Машина очень четко рулитс я, в повороте хорошо управ ляется г азом. При этом нет даже намека на занос. На мокром характер управ ляемости сохраняетс я. С рос том скорости с легка уве личивается радиус поворота, но машина сохраняет заданное направ ление движения. Начало скольжений чувс твуется очень хорошо ис некоторым упреждением. При этом сцепные свойства самые высокие – мокрый круг на «Пире лли» самый быстрый, а время прохождения трассы с ложной конфиг урации – самое короткое. В тормозах на с ухом асфальте – третье место после «Конти» и «Кумхо», на мокром – лучшие! По аквапланированию – средний, весьма неплохой результат. Траекторная устойчивость отменна, а вот комфорт, наоборот, неважный. Шумят не только шины, им подпевают обивки дверей и панель приборов. Лучшие тормоза на мокром и время прохождения мокрого круга, очень хорошие сцепные свойства на любом покрытии, отли чная ис табильная управ ляемость на с ухом и мокром покрытии, великолепная курсова я ус тойчивость. Жесткие и шумные шины. Настоятельно рекомендуем приверженцам активного с тиля управления, д ля любых дорожных условий.172 За рулем 05/2007 КОМПОНЕНТЫТЕСТ ШИНЫ 235/65R17V ДЛЯ ВСЕДОРОЖНИКОВТАБЛИЦА ОЦЕНОК ШИН 235/65R17V ДЛЯ ВСЕДОРОЖНИКОВУправляемость Курсовая Комфорт автомобиля устойчина сухом на мокром вость плавность внутренасфальте асфальте хода ний шум Pirelli 9 Scorpion Zero 72 Continental Cross 8 Contact UHP 64 Kumho 9 Ecsta STX 72 Nokian NRVi 8 Sport Utility 64 Michelin 4х4 8 Diamaris 64 Goodyear 7 Wrangler F1 56 Bridgestone Dueler H/P 6 D680CZ 48 Коэффициент значимости 89 81 8 72 72 8 72 7 63 7 63 6 54 9 10 80 9 72 8 64 8 64 8 64 8 64 7 56 85 25 8 40 7 35 7 35 8 40 9 45 6 30 56 40 7 35 7 35 8 40 8 40 9 45 7 35 5 Баллы298 283 278 275 271 273 2238*ИПУ – интегра льный показатель ускорения – расчетная ве личина, зависящая от способности шины противостоять аквапланированию в повороте. Опреде ляется площадью под кривой графика ускорения (a=f(v)), ограниченного интервалом 0,2–0,15 g.«Мишлен» и «Пирелли» в нашем тесте участвует «Нокиан» – ее шины неизменно показывают весьма высокие результаты – и «Кумхо» – очень уж неожиданным с тал успех этой марки размернос тью 195/65R15 в предыдущем тесте (см. ЗР, 2007, № 4). Возглавили гонку «Пире лли». На этих шинах получаешь удовольствие от управ ления большим, тяж елым ав томобилем. Даже в скольжениях поведение Х5 остается надежным и приятным, а в «драйверском» сегменте им прос то нет равных. Кс тати, по соотношению цена/качество (7,28) они не самые дорогие. Второе мес то у «Конти» (7,02), под твердивших звание очень хороших шин (916,8 балла) из ка тегории «уверенных и надежных».Третье (а вот и интриг а!) заняла «Кумхо», дав понять, что подиум в тес те 15- дюймовых шин не был с лучайностью. «Кумхо» – из той же группы, что и «Конти», но гораздо прив лекательней ценой/ка чеством (4,74), даж ес учетом их более интенсивного износа. Впрочем, если они прожив ут в полтора раза меньше, чем ос тальные, покупать их невыгодно. Совсем рядом расположились шины того же уровня и той же ориентации – «Нокиан»с несколько меньшей, чем у первых брендов, ценой (цена/качество – 6,09). «Мишлен» – сочетание пятого мес та и самой высокой цены (7,94). Видимо, пла тить приходится за высокие рес урс ис табильность характерис тик на протяж ении вс его срока службы. Шестое мес то завоева л «Гудьир» – самые недорогие шины из топ-5 (6,85), а замыкает пелетон «Брид жстоун» с неважными сцепными свойс тва-ми при довольно высокой цене (7,71). Вместе с автором шины испытывали Антон Ананьев и Евгений Ларин. Редакция благодарит за техническую поддержку шинные компании Bridgestone, Continental, Goodyear, Kumho, Michelin, Nokian и Pirelli. Особая признательность компании Michelin за предоставленный полигон.174 За рулем 05/2007