154
155
156
158
ВТОРЫЕ РУКИSKODA FABIA В ДЕТАЛЯХНе бойтесь «Фабии»Маленькие машины многие покупатели обходят стороной не только из-за тесноты, но и опасаясь их недолговечности. Как ведет себя в эксплуатации самая маленькая «Шкода», выяснял Игорь Козлов. Фото: Константин Якубов.конце 90-х чешская марка пробилась в лидеры российского рынка, однако «Фабия» по популярности не смог ла даж е приблизиться к своей предшес твеннице «Фелиции». Увы, младшая с естра «Фольксваг ена» заметно подорожала, да и на в торичном рынке недешева: за авто 2000 года просят от $8000, за двухлетки – от $11 000. чих антигололедных сос тавов ржа может зацвести уже через три с езона вокруг накладки ручки и замка, а на «комби» еще и возле заднего с текла. Не стоит оставлять машину надолго с немытым кузовом, тем более в теплом г араже: грязево-солевой компресс заметно ускоряет коррозию. Вс тречалось и отс лаивание краски на «бровях» колесных арок: шта тные плас тиковые подкрылки не защищают их торцы. Лучше не дожида ться сколов и обработать торцы «антигравием». Не щадит соль и резинки ходовой. Втулки стабилизатора в передней подвеске треб уют замены чу ть не пос ле каж дой зимы. Сайлент-блоки более живучи, но и для них, по наблюдениям дилера, старость определяет не пробег , а коли чество зимовок – как правило, три- четыре. Возможно, виновата в досрочной отс тавке не только соль, но и перегру женность шарниров, и зна чительный перепад темпера тур (рядом расположен силовой агрег ат). У «Фабии» с мотором 1,2 л износ резинок – яв ление более редкое (этот двиг атель лег че 1,4литрового почти на 15 кг ), а в задней подвеске, пода льше от горячих агрегатов, таких проблем вовсе нет.ВЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯТрехцилиндровый 12-клапанный мотор 1,2 л, 64 л. с. (индекс BMD, BME или AZQ) дос тался «Фабии» от «Фольксваг ена-Поло». Такие авто отличает шильдик HTP с выделенной б уквой «Р» (High Torque Performance – высокомоментный двиг атель). Основная проблема – раннее вытягивание цепи ГР М. Пос торонний шум дешев ле ле чить не прибав лением громкос ти музыки, а заменой дета лей: в запущенных с лучаях дело нередко заканчиваетс я ремонтом головки блока. При замене цепи проверяем сос тояние ее гидронатяжителя, и уж колиОТСЛОЕНИЕ ОТ СОЛЕНИЯКоррозионная стойкость кузова «Фабии» выше, чем «Ф елиции». О днако пята я дверь попрежнему ос тается с лабым звеном: от нашей соли и про-154 За рулем 05/2007 ИСТОРИЯ МОДЕЛИ1999 г. Дебют на Франкф уртском автосалоне. Ку зов – пятидверный хэтчбек. Двиг атели: бензиновые – P3, 1,0 л, 37 кВт/50 л.с.; P4, 1,4 л, 44 кВт/ 60 л.с. или 50 кВт/68 л. с. (отличия в нас тройках); P4, 2,0 л, 85 кВт/116 л. с.; дизе льные – Р4, 1,9 л, 47 кВ т/64 л.с. или 74 кВ т/ 101 л.с. (соответственно, атмосферный ис турбонаддувом). Привод передний, М5. 2000 г. Модификация «комби» (универсал). Крэш- тест E uroNCAP: 4 звезды, 12 и 14 ба ллов за фронтальный и боковой у дар соответственно. 2001 г. Седан. Новые бензиновые двигатели: P4, 1,4 л, 55 кВ т/75 л.с. или 74 кВ т/101 л.с. (отли чия в настройках). Четырехс тупенчатый «автомат» – только с мотором 55 кВт. 2003 г. Новые двигатели: бензиновые P3, 1,2 л, 40 кВт/ 54 л.с. и P3, 1,2 л, 47 кВт/ 64 л.с. (соответственно 6и 12-клапанные); дизе льные с системой впрыска Bosch EDC и турбонаддувом: P3, 1,4 л, 51 кВ т/ 69 л.с. или 59 кВт/80 л.с. (с дополнительным охлаждением воздуха на впуске). Модификация RS с дизельным двигателем с насос-форсунками, регулируемым аппара том турбины ис дополнительным ох лаждением воздуха на впуске P4, 1,9 л, 96 кВт/131 л.с. (только с новой М6). 2007 г. На заводе вМ лада-Болеславе на чат выпуск «Фабии» в торого поколения.ются не только цветом шильдика 16V на кузове; у них реж е зависают клапаны. А на более старых двиг ателях AME, A TZ и AQV (68 л. с.) и AZE, AZF (60 л. с.) этих проблем вовсе нет. Живучи с тарые «литровые» AR Vи AQV (50 л. с.), хотя у нас такие моторы – редкость.Но еще более редки на нашем рынке «заряж енные» «Фабии»: с 2- литровым бензиновым двиг ателем (на кузове шильдик MPI) и модификация RS с турбодизе лем 1,9 л, 96 кВт/131 л. с. Нечасто встретишь и другие дизельные версии, мощностью от 64 до 101 л. с.: наСтрогий дизайн, добротная отделка. Увы, для изменения климата, особенно воздушных потоков отопителя, придется кланяться: мелкие пиктограммы читаются плохо.Наклонная оцифровка больших приборов непривычна, при каждом взгляде на щиток голова невольно наклоняется вправо-влево. А в показания малых надо всматриваться – шкалы мелковаты.низ мотора разобран, то и отдельного цепного привода масляного насоса, хотя он чаще всего в порядке. Машины с более прос тым мотором AWY (два клапана на цилиндр, 1,2 л, 54 л. с.) нес ут обычный шильдик HTP. Проблем с цепью на этих моторах куда меньше. У двигателей 1,4 л, 101 л. с. с индексами AUB или BBZ (на кузове красный шильдик 16V ) другая беда: из-за большого содержания смол в оте чественном топливе с тержни клапанов покрываются отложениями и могут зависнуть в направляющих. Последствия печальны – дорогос тоящий ремонт сзаменой гнутых клапанов и дырявых поршней. Чтобы снизить вероятность поломки, желательно при каж дом ТО промывать форсунки без демонтажа (на работающем двигателе); при этом очищаютс яис тержни клапанов. Также старайтесь избегать коротких поездок с непрогретым мотором. Ес ли же приходится ездить на большие расс тояния, то и промывать можно реже – через одно, а то и через два ТО: при д лительных повышенных нагрузках смолы и наг ар час тично «выветриваются». Моторы 1,4 л, 74 л. с. (индекс AUA, BBY или BKY) отлича-Для хэтчбека В-класса багажник вполне приличный, у «комби» он еще больше. Жаль, при сложенном сиденье пол неровный, да и поклаж а скользит по голому металлу спинки. За рулем 05/2007 155 ВТОРЫЕ РУКИSKODA FABIA В ДЕТАЛЯХДнище прикрыто тремя плас тиковыми «лопу хами». С делать их стальными – цены бы не было! База у седана и комби больше, чем у хэтчбека, на 262 мм, поэтом у поворотный кулак и часть деталей рулевого привода – разные.Сайлент-блоки передней подвески быс тро дубеют и на чинают скрипе ть. Шаровые опоры служат 60 тыс. км, тормозные диски – до 90, их минимальная толщина – 19 мм.ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ РАБОТ У ОФИЦИАЛЬНОГО ДИЛЕРАРабота Стоимость, руб. Диагностика электронных систем 540 Замена масла и фильтра двигателя 650 Замена свечей зажигания (Р3/Р4) 430/430 Чистка форсунок без демонтажа (WYNN’S)/с демонтажем (ультразвуком) 1300/2380 Чистка и адаптация узла дроссельной заслонки/ замена дроссельного узла 870/420 Замена втулок стабилизатора передней подвески 540 Замена сайлент-блоков передней подвески (одна сторона) 1300 Замена передних тормозных дисков 870 Замена тормозных колодок передних/задних 540/760 Замена амортизаторов передних/задних 1950/870 Замена датчика температуры испарителя кондиционера 3150Алюминиевый подрамник (фраг мент в кружочке) плохо уживается со стальными деталями в зимних солевых ваннах. Лучше с делать дополнительный антикор, не дожидаясь появления трухи.В такой подвеске ломаться нечему, да и выпускной тракт из нержавейки и пластиковый бензобак прослужат долго. Задние тормоза с тавят как барабанные (на фото), так и дисковые. В последних иногда закисает ось ручника. Чтобы этого избежать, чаще им пользуйтесь, а при каждом ТО очищайте.момент подготовки ма териала объявлений о продаж е таких машин не было. Нет и объективной информации об их надежности в России, а г лавное – у дилера на складах почти нет запчастей. Любую мелочь придется заказывать и миритьс яс немалыми сроками доставки.ВТОРАЯ ЖИЗНЬСлабое место бензиновых двигателей – дроссельный узел. Со временем изнашиваютс я дорожки потенциометра у да тчика положения дроссельной заслонки, отчего меняетс я его выходное напряж ение. Контроллер перес тает понима ть положение, когда зас лонка закрыта. Ус угубляет ситу ацию механический износ оси. Через этот зазор во впускной коллектор подсасывается неучтенный воздух, к лишним порциям ко-торого двиг атель особо чувс твителен в режимах холос того хода и ма лого дросселя. В итоге на холос тых мотор работает неровно, при небольшом нажатии на педа ль – подергивается, а при резком с бросе газа может и вовсе заглохнуть. Вылечить недуг можно заменой узла, но он недешев. Лучше наведа ться к специа листам ис помощью диагнос тического комплекса VAS 5051/5052 «познакомить» блок управления двигателем с измененными параметрами старого дроссельного узла. Ресурс «переделки» и новой детали почти одинаков – около 40 тыс. км, если повезет, то и 60–70 тыс яч. А вот ка тушкам зажиг ания молодость, увы, не верну ть: при перебоях в воспламенении и голу боватом ореоле вокруг высоковольтного вывода вер-дикт однозначный – замена. Чаще это бывает вг арантийный период, но с лучались и более поздние отказы. С заменой лучше не оттягива ть, несгоревшее в цилиндрах топливо может погубить нейтрализатор.зации, подсмотрите у дилера размеры щупа ис делайте аналог, например, из с тарого тросика спидометра. Основной недостаток электрооборудования – хиленький генератор, выдающий вс его 70 А, который лишь недавно уступил место более мощному 90-амперному. В ус ловиях «город-ночь-зима-осадки» с лабаку не у дается сполна подзаря-ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ ОРИГИНАЛЬНЫХ ЗАПЧАСТЕЙЗапчасти Крыло переднее/заднее Бампер передний/задний Блок-фара/задний фонарь Капот Фильтры: масляный/воздушный/ 530/980/ топливный/салона 1250/620 Тормозные диски передние (пара) 2700 Комплект тормозных колодок передних/задних бара2120/ банных/задних дисковых 3900/2200 Амортизатор передний/ задний 3900/3640 Втулки стабилизатора (комплект) 280 Дроссельный узел 10 000– 15 000* Датчик температуры испарителя кондиционера 680* В зависимости от типа двигателя.КОМУ ПОРАБОТАТЬ, КОМУ – НАШКОДИТЬМеханические коробки передач достаточно надежны. А вот сцепление не с лавится долговечностью, нередко его меняют уже при пробеге 30–40 тыс. км. С «ав томатом» единс твенная беда – нет щупа д ля контроля уровня мас ла. Вместо него в картере заг лушка, а уровень проверяют при каж дом ТО технологи ческим щупом. Идея эта не нова, но негож а для российских прос торов со скудным сервисом. Ес ли час то выезжаете за границы цивили-Стоимость, руб. 3740/9930 6500/7000 5300/2100 8640156 За рулем 05/2007 SKODA FABIA В ДЕТАЛЯХНа правах рекламыДвигатель 1,2 HTP неплохо приспособлен к движ ению внатяг. Главное – вовремя менять цепь ГРМ. И берегите оптику: фара на «Фабию» стоит как блюдо из чешского хрусталя – $200.НЕКОТОРЫЕ РЕГЛАМЕНТНЫЕ РАБОТЫ (ЗАМЕНА)Наименование позиции Масло в двигателе (бензин – SAE 5W30, API CL/CF; дизель – SAE 10W30, API SJ/CF) и мас ляный фильтр Фильтр топливный Фильтр воздушный Масло в МКП VG50 SAE 75W90* Масло в АКП G 052 990 A2* Жидкость в приводе тормозов FMVSS 571. 116. DOT4* Жидкость ГУР 004000 M2* Антифриз G12 TL VW 774D** По классификации VW. ** Контроль уровня, замена – по состоянию.Периодичность, тыс. км (лет) 15 (1) 30 (2) 60 (4) – ** 60 (2) (3) (3)жать аккумулятор, в итог е (как правило, на пике зимы) возникают трудности с пуском. Возьмите за правило периоди чески подзаряж ать ба тарею от внешнего ис точника. Особенно это акту ально для версий с «электропакетом», где потре бление энергии больше. Если в салоне авто с кондиционером нет вож деленной прохлады, час то повинен в этом да тчик темпера туры испарителя, а не у течки х ладагента – они д ля «Фабии» не типичны. Со шта тным иммобилайзером проблем нет, ес ли, конечно, не терять ключ. Новый обойдется в 1950–2800 ру б. и более мес яца ожидания (его везут из Авс трии). Купить болванку можно и на рынке за 500 руб., но быва ло, что чип в головке такого ключа оказыва лся «невидимым» д ля диагно-стического комплекса VAS 5051/5052, с помощью которого новичка знакомят с иммобилайзером машины. Плотная компоновка подкапотного прос транства таит подвох: неу добно располож ена горловина ба чка гидроусилителя руля – под левой фарой в глубине отсека. При заправке жидкости или контроле уровня обяза тельно вытрите поверхность брызговика и рядом расположенные детали! Иначе грязь с них осыпается в открытый бачок, что сократит ресурс механизма. В целом, «шкодовцы» ов ладели искусс твом создания малых форм. Кстати, и по данным .. TUV, «фабии» по надежнос ти – твердые с ереднячки: дв ухтрехлетки занимают 38-е место из 113 проана лизированных, а четырех-пятилетние – 47-е.Благодарим компанию «АВТОМИР» за помощь в подготовке материала.