268
269
270
БЕЗОПАСНОСТЬРЕЙД РЕКЛАМА НА ДОРОГАХРекламный трюкКаждый водитель вынужден переваривать массу самой разной информации, в том числе бесполезной. А между тем большая часть всевозможной рекламы, размещенной вместе с дорожными знаками, незаконна, в чем убедился Максим Приходько. Фото: Александр Кульнев.Япринадлежу к той категории людей, которые при первых кадрах рекламы в программе тут же переключают телевизор на другой канал. Не сказать, что она меня как-то особенно сильно раздражает, но какой пастой чистить зубы, я предпочитаю решать лично и без подсказок. Однако вездесущая уличная реклама, пришедшая на смену вековечному «Летайте самолетами Аэрофлота!» и «Храните деньги в Сберкассе» (можно подумать, были варианты), – вещь настолько надоедливая, что отвертеться от нее уже не так легко. Облегчить жизнь автомобилистам призван Закон о рекламе, выполнение которого и стало темой этого рейда. Согласно поправкам в этот самый закон, с 1 января нынешнего года запрещены наружная реклама и установка рекламных конструкций на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения. Запрещено также использовать транспортные средства исключительно (или преимущественно) в качестве передвижных рекламных щитов.РЕКЛАМНЫЕ СТАЙКИЖители столицы и других крупных городов страны наверняка вспомнят целые караваны бродячих рекламных стендов на базе «газелей» и разных импортных грузовичков. Невольно можно было и засмотреться – со всеми вытекающими. Автор некоторое время назад еле увернулся от встречи с грузовичком, призывающим немедленно купить элитное жилье! Теперь такое «творчество» под запретом… но, позвольте, что-то очень знакомое стоит на тротуаре? Та самая рекламная «Газель»! Не верите? Сверните с тре-268 За рулем 05/2007 тьего кольца на Бакунинскую улицу и увидите, родимую: нынче на ней реклама питейного заведения. О тличная вообще- то идея – рекламирова ть запрещенным способом потребление спиртных напитков – для водителей, разумеетс я… Ес ли пос тараться, можно ив других мес тах обнаружить такие ав томобили. Как правило, по дорогам они теперь разъезж ают редко, больше с тоят вблизи рекламиру емого объекта, выполняя все ту же задачу.ЖЕРТВУЯ СОБОЙЧто касаетс я рекламы, «объединенной» с дорожными знаками, ту т вс ес ложнее. Проверить действие закона мы решили на себе, для чего в одной из полиграфических фирм заказа ли рекламную табли чку: «Р аспродажа подушек безопасности б/у». И указали номер с лужебного те лефона – чтобы все знали, где «дают по дешевке». Изделие сие было сработано из чистого алюминия и водружено на столб, аккурат под знак, разрешающий в нашем переулке парковку. В компании, где принимали заказ, меня всерьез пытали о методах применения «бэушных» подушек в повс едневной жизни. Признаемся, мы понятия не име ли, что можно дела ть со сморщенными мешками из тонкого пластика. Цель была иная: интересно, сколько провисит наша табли чка? Ведь по закону за несанкционированную рекламу мог ли наказа ть – скаж ем, на ложить на меня как на граж данина штраф в размере 20–25 МРОТ (2–2,5 тыс. ру б.); если бы я дейс твовал от лица юриди ческого, штраф грозил ку да больший – от 400 до 5000 МРОТ (40–500 тыс. руб.) (редакция Федерального закона от 21.07.2005 N 113-ФЗ). Увы, пополнить казну не удалось – моя табличка с извещением о небыва лой рас-Стандартный пример «попутной рекламы». Примечателен тем, что установлен прямо у стен Кремля. Комсомольский проспект. Весна на дворе, но все еще можно купить новогоднюю елку. Обычный набор знаков и неправедной рекламы.«Рекламомобиль» на базе «Газели». Как говорится – нельзя, но ес ли очень хочется, то…СПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙВаше отношение к придорожной рекламе:49% убрать немедленно 45% она мне не мешает 6% это полезно и удобно На правах рекламыА это другая сторона «рекламной медали» на Садовом кольце.Иногда и знак дорожный толком не разглядеть между призывами купить, залить, взять в кредит – и после всего этого лететь чартером в ближайшую субботу.продаже исчезла через сутки. Возможно, стала жертвой собирателя редких знаков (или, скорее, цветмета) – и, по совместительству, блюстителя закона. Тем не менее эксперимент, скорее, удался – и это плохо: выходит, самопальное рекламное объявление могу повесить куда захочу… Но установить рекламу на дорожных указателях можно и законно: заключите договор с местными властями, оплатите изготовление и установку нужного городу знака – а в качестве бонуса получите право прикрепить тут же свой указатель! ную рекламу». Таких примеров сколько угодно; встолице практически каждый второй дорожный указатель сопровождается каким-нибудь рекламным объявлением. Вроде бы все по закону, но я решил прочесть на сон грядущий Венскую Конвенцию о дорожном движении от 1968 года, ккоторой мы присоединились еще во времена СССР. Статья 4 Конвенции гласит: «Запрещено помещать на сигнальном знаке, его опоре или любом другом приспособлении, предназначенном для регулирования движения, что-либо, что не имеет отношения к назначению этого сигнального знака или приспособления; однако, если договаривающиеся стороны разрешают какой-либо ассоциации, не имеющей целью получение материальной выгоды, устанавливать указательные знаки, они могут разрешать, чтобы эмблема этой ассоциации обозначалась на знаке или на егоопоре при условии, что это не затруднит его понимания». Вам все ясно? Если нет, то вот еще одна цитата, из КонституцииРФ, статья 15, пункт 4: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Международного! Вот и выходит, что вся эта сопутствующая реклама садресами и телефонами, мягко говоря, незаконна. Но у нас – собственная гордость. И собственное понимание приоритетов. А потому, сколько ехать до крупного магазина, банка, салона красоты, склада запчастей или страхового общества – читать нам не перечитать. Не видно на этом фоне собственно дорожного указателя? Не важно, зато – хороший рекламный трюк!ЗАПРЕТИТЬ НЕЛЬЗЯ РАЗРЕШИТЬНо вернемся к дорожным знакам. Их плачевное состояние признал не так давно сам министр внутренних дел. На совещании по вопросам безопасности дорожного движения он заявил, что 30% всех знаков в стране не соответствует нормативу, а более 80% светофоров отработало свой срок. Видимо, в Москве с дорожными знаками дело обстоит все-таки получше, чем в целом по России: они не производят удручающего впечатления. Другое дело – «сопутствующая» реклама… Если закон о рекламе запрещает ее совмещать с дорожными знаками, то национальный ГОСТ Р 52289-2004 с поправкой от 01.04.2006 г. как бы разрешает. Читаем пункт 5.7.22: «Допускается размещение информации об объектах притяжения участников дорожного движения (адрес, телефон, вид деятельности, направление движения, расстояние до объекта, прочая информация, в том числе графическая) совместно со знаками 6.9.1, 6.9.2, 6.10.1, 6.12». То есть рядом с вышеперечисленными информационными знаками можно располагать, так сказать, «попут-