204
205
РЕМОНТ И СЕРВИСМАСТЕРСКАЯ СБОРКА ДВИГАТЕЛЯС больной «головой»Некоторые операции по с борке двигателя обманчиво просты, но требуют скрупулезно соблюдать технологию. О пос ледствиях «упрощенного» подхода рассказывает Анатолий Вайсман.Кто, как не мы, помож ет постичь на уку общения с сервисом! Но для успеха дела важно, чтобы и читатель не был прос тачком – мог отличить настоящего мастера от рвача. А для этого надо мало-мальски разбираться в железяках. Вот вам живой пример. На видавшей виды «девятке» трижды меняли прокладку головки блока в разных с ервисах – с одним и тем же результатом: через несколько тыс яч километров прогар, тосол в мас ле, за выхлопной тру бой – белый шлейф… Собственно, с этим машина попа ла ик нам. Владелец божился: головка, мол, в отли чном сос тоянии, ее проверяли – ничуть не покороблена! «Ладно, вскрытие покажет, в чем ту т дело», – решил я. Иногда владельцы чрезвычайно эмоциона льны! Оно и понятно: д ля многихавтомобиль ближе самого близкого друг аи прочих родс твенников. Ну а на деле чего только не бывает: о разного рода прогарах, трещинах, свищах мы не раз говорили. Промучились с разборкой несколько часов. Лома я инс трумент, по ходу дела создава я свой, еле-еле вывернули строптивые болты. Сняли головку – и многое прояснилось. Металлическая окантовка прокладки аж впе чаталась в металл головки. Болты явно были затянуты ключом с метровой трубой-удлинителем! Ясно, в ладельцу бесс тыдно врали. Головка требова ла серьезного ремонта, но в большинстве плод ящихся, как грибы, сервисов нет ну жных мета ллорежущих станков и другого оборудования, чтобы исправить покоробленную головку. Ес ть, ко-нечно, специа лизированные предприятия, рем заводы, но связываться с ними х лопотно и накладно! Проще самим за тянуть болты головки «до звона», и пус ть в ладелец быс тренько раскошеливается. Главное, чтобы течь вновь не появилась вгарантийный срок, но уж этот фокус блестяще освоен! Непростая нам дос талась задача: в средней час ти прогиб больше полумиллиметра. Ясно, что при ремонте привалочной плоскости ближе к краям надо б удет снять не менее 0,6 мм. С тепень с жатия увеличится, особенно у первого и четвертого цилиндров. Коне чно, де формированы ис едла в головке, нарушены г еометрические оси направляющих втулок и ось опор распредвала. Было бы разумно заменить головку, но в ладелец отказа л-Результат насилия над болтами – г лубокие следы окантовки прокладки, б уквально вдавленной в алюминий головки. Чего ради так с тарались «добры молодцы»? Д а ради легкого заработка! Снятая нами головка оказалась сильно покороблена, в среднем поясе между ней и мерным брусом запросто «проле тал» щуп 0,5 мм. Измерили болты крепления. Они «потекли», как плас тилиновые, по диаметру похудев почти на 0,6 мм иу длинившись на 8 мм. Один болт из чис ла пос традавших от рук с лесарей. Не удивляйтесь, что грани сорваны, это вынужденный резу льтат «экс тремальной» разборки. Обратите внимание на рж авую прос тавку (не называть же ее шайбой!), которой в сервисе заменили шта тную шайб у! Такие с тояли под головками всех болтов – «мастер» сервиса компенсировал их вытяжку, вмес то того чтобы сразу заменить, как положено. Еще один пункт в «те хнологической карте» халтуры.ся. Предпочел запла тить за сложный ремонт, хотя это не намного дешев ле. Р азумеется, плоскость не мы восс танавливали – отправили дета ль на ремонтный завод. А как пос тупить с камерами сгорания? Работа по «подгонке» их объемов к шта тным дос таточно тонкая и недешевая. Владелец попросил найти иной выход. Мы пред ложили решить детонационные проблемы установкой микропроцессорного зажигания. Но даж ес этой системой некотора я неравномерность работы мотора ощущалась, на что яи обра тил внимание в ладельца. Мож ет, с тоит еще с мотором повозитьс я? Но хозяин – барин. Он за явил, что после всех приключений с этой машиной вполне доволен ее нынешним поведением. На том и расстались. Забегая вперед, скаж у, что работой мотора в ладелец до сей поры доволен, хотя пос ле визита к нам машина прошла уже около 20 тыс. км. Не обнаружилось, к с частью, и скрытых дефектов, порой сопровождающих сильное коробление головки. Об этой опасности, замечу, владелец был честно предупреж ден. Головки, восстановленные пос ле такого коробления, мог ут скрывать вс ебе микротрещины, выявить которые невооруженным г лазом, без применения специа льных технологий, невозможно. В да льнейшем трещины разрас таются и могут «выс трелить» совершенно204 За рулем 05/2007 неожиданно, вда ли от какоголибо сервиса… Довольно час то это происходит при высоких тепловых нагрузках двигателя (езда с использованием мощнос ти, близкой к максима льной, – в спортивном с тиле, на высоких скоростях, по тяж елым трассам с пес чаными, грязевыми участками, кру тыми подъемами и т.д.). Азартному водителю нужно помнить, что мотор после такого ремонта сохранил НЕМНОГО ТЕОРИИ Обычно головка блока коробится от перегрева. Но это бывает и при перетяжке крепежных болтов. Нередко прис утствуют оба фактора (особенно если «мастер» хочет уклониться от с ерьезного и недешевого ремонта головки и, заменив прокладку , прос то тянет болты «насмерть»). Прогиб привалочной плоскос ти до 0,3 мм (в зоне в торого и третьего цилиндров) исправить не очень с ложно: ее фрезеруют, с едла клапанов перешлифовывают. Небольшой разброс с тепени с жатия по цилиндрам и ее увеличение легко отс леживаются сис темой впрыска: она корректирует углы опережения зажигания. На карбюраторных моторах начальный У ОЗ приходитс я несколько уменьшать. При более с ерьезной деформации фрезеровка плоскости головки и шлифовка седел проблемы не решают. Приходится восстанавливать опоры распредва ла, уравнивать объемы камер сгорания (сложная операция!), опрессовывать головку. В этом случае, если речь не об импортном узле, который намного дороже ремонта, ес ть смыс л заменить головку новой. Затяжка крепежных болтов – очень ответс твенная операция. Е е ну жно дела ть строго «по на уке», как описано в руководстве по ремонту. На старых моторах час то рег-некоторые «узкие мес та» – и не с тоит требова ть от него слишком много! Опасно повторно перегревать двигатель – даже в пробках. Вот почему я все же считаю более разумным решением не ремонт сильно пострадавшей головки блока, а ее замену новой. Итак, вы уяснили, в чем была суть халтуры? В весьма вольном обращении с болтами крепления головки к блоку , позволяющем скрыть истинный дефект.ламентировался момент затяжки (например, на классических ВАЗах оконча тельный составлял 11,5 кгс . м). Это не очень надежный способ оценки усилия на стыке блока и головки, ведь момент сопротивления вращению болта в резьбе мож ет быть разным. Тугая резьба мешает равномерной за тяжке. На современных моторах, в с ущности, регламентируется вытяжка болтов. Например, на переднеприводных ВАЗах болты надо за тягивать на холодном двигателе в несколько этапов. Сна чала не большим моментом – 2 кгс . м, как бы выбирая с лабину. За тем – указанным в руководс тве максимальным моментом 7,1– 8,7 кгс . м, после чего довернуть их на угол 90°, азатем еще на 90°. Д ля этого разработаны специальные приспособления. В результате болты работают уже в режиме текучести ма териала, головка прижимается к блоку более равномерно ив дальнейшем не нуждается в подтяжке. Современные болты крепления головки к блоку , как правило, разовые. Пов торно применять их допус тимо лишь в редких с лучаях, если остаточное у длинение не превысило крити ческого значения. Например, д ля 8клапанных двиг ателей «самар» длина стержня болта не должна превышать 135,5 мм.На правах рекламы