276
277
278
КЛУБЭКСТРИМБМВ-HP2 – самый мощный мотоцикл в мире в классе эндуро. Мне легко удавалось поднять его на колесо даже на третьей передаче.МДержаться в седлеМарка БМВ известна не только автомобилями, но также мощными и быстроходными мотоциклами. С кроссовым БМВ-HP2 познакомился Вячеслав Субботин. Фото автора и Александра Дмитриева.276 За рулем 06/2007отоциклетное и автомобильное подразделения БМВ регулярно ус траивают д ля почита телей марки сборы в разных час тях света. Официально – это школа повышения мас терства, а на самом де ле нас тоящее приключение! (Об ав томобильной школе см. ЗР, 2007, № 4.) Стать ее учеником мож ет любой, кто готов на неделю превратиться в мототурис та или кроссмена, заплатив за тур примерно 2300 евро. В цену , помимо перелета, транс фера до городка и проживания, включена аренда самого мощного в мире эндуро БМВ-HP2. Альтернатива – не менее восхитительный, но более комфортный БМВ-GS1300. Д ело райдера – рулить, нас лаждаться вож дением и набира ться впечатлений, а обс луживание, заправка, чис тка байков – за механиками команды БМВ. Поселок Арас- де-лос-Ольмос – настоящая провинциальная Испания без декораций и мишуры, прис ущих всем туристическим центрам. Наша база в уютной гос тинице, напротив которой на площадке развернут па латочный лаг ерь мотошколы БМВ. В центре, разумеетс я, главное учебное пособие этого тура – дес яток мощных БМВHP2. До чего же они хороши! Высокие, легкие, изящные, несмотря на огромный оппозитный двигатель. По сути, вокруг него пос троен весь мотоцикл – на мощный картер навешены передняя вилка, задняя подвеска и узкая легкая ферма для с едла. 105 л. с. на 175 кг! Выдающийся показа тель д ля эндуро. А каков ход подвесок! 270 мм спереди и 250 – с зади. Впоследствии каж дый из нас убедился, что это один из лучших в класс е эндуро, а пока предстояло пройти курс мастерства управ ления этим снарядом. На кроссовой трасс е мы учились на HP2 тормозить только передним или задним Все за одного. Мотоцикл упавшего приходилось вытаскива ть командой. В горах повыше выпал снег – пришлось несладко. К концу этапа сил почти не осталось, но НР2 уверенно привел нас к финишу.Проба мотоцикла в грязи – уверенный проезд.колесом, пуска ть мотоцикл в занос и со сносом колес выходить из поворота, разворачиваться на трехметровом пятачке, заскакива ть на ходу в седло. Взбира лись на кру той каменистый холм, с него же стремительно съезжали. Преодолевали брод и каменис тые развалы. В конце тренировки – настоящий кроссовый заезд с прыжками, поворотами в бруствер и забавными (со с тороны) падениями. Школа оказа лась весьма полезной – враз выбила из нас спесь быва лых гонщиков и всех расс тавила по мес там. Тем не менее Майкл, наш не-мецкий инс труктор, хорошо отозвался о способнос тях русской команды и даже пришел к выводу, что нам б удет по силам сложный маршрут.НАЗАД ХОДА НЕТНа главное приключение отвели три дня, три самос тоятельных этапа со своими зада чами и препятствиями. Не стану описывать каждый этап, вспомню лишь отдельные участки, где мне (думаю, и всей команде) было ж утковато, но удалось взять препятствие. Вот первый. Серпантин гравийки кру то уходит в гору. Можно ехать по ней, но Майклпредлагает среза ть два витка по горе. Подъем небольшой, метров с емь. Но перва я половина – почти отвесна яс тена, вторая менее кру тая и сразу же выезд на дорог у. Майкл на коротком участке разгоняется, выбрасывая из-под колеса камни и зем лю, взлетает по стене, выпрыгивает на следующую час ть ив торым прыжком оказывается на дорог е. Р езко тормозит и развора чивается, чтобы не влететь в скалу. Двое повторяют его трюк, пус ть не так лихо, но вскарабкиваютс я без падений. Третий с лишком высоко взлетел и вмес те с мотоциклом г улко бьетс яо зем-лю. Ушиб пле ча и пробита я крышка головки цилиндра – небольшие потери. Замена последней заняла не более 10 минут. Мне почти повезло, а то, что уже наверху я чуть-чуть завалился – не в счет! Никто не пострадал. Потом на падения и ушибы и вовсе перестали обращать внимание. Жалко лишь крышки головок – их запас был ограничен. Пожалуй, это единственное слабое место БМВ-HP2. Впрочем, в умелых руках, таких как у Майкла, крышки не ломаются. Но для жесткой езды с тоило бы пос тавить защитные дуги, как, например, на моделях БМВ-GS.За рулем 06/2007 277 КЛУБЭКСТРИМный большой камень: чу ть прикрыл газ – и БМВ тут же потерял ход. Пытаюсь уйти вдоль склона и вновь разогна ться, но тщетно – легкая пробуксовка на траве со снегом и мотоцикл ва лится набок. Хорошо, что меня не накрыл – спас оппозитный мотор. Цилиндр воткнулся в грунт и не да л аппарату кувырну ться второй раз. Ту т выявилось еще одно преимущес тво оппозитной с хемы: на цилиндре легко развернуть мотоцикл, лежащий колесами вверх по склону, даже одному человеку. А пос ле поднять и ехать дальше. На этом подъеме мы падали не по одному разу. Потери, однако, минимальны: с ломанный рычаг сцепления и сбитый датчик полож ения дросс ельной заслонки. Починили на мес те. Удивительно живуч этот HP2. Спуск с горы оказа лся еще страшнее. Кто- то вспомнил, что дома остались жена и дети и штурму предпочел 40-минутный обход. Ну а я… На тормозах не съехать – даже с заблокированными колесами мотоцикл скользит вниз и теряет равновесие. Мотором притормаживать бесполезно – заднее колесо срывается в юз и машина уходит в занос. Способ один – сыпа ться вниз с ускорением. Воткнул в торую передачу, отпус тил тормоза и вниз! Страшно, но мотоцикл на высокой скорости стал удивительно устойчивым и пос лушным. Как спустился, не помню, но к коллегам подъехал, будто занимался этим всю жизнь. дется всем (в объезд не хва тит топлива), будут травмы – «скорая» не приедет, с ломаем мотоцикл – потащим на с ебе. Полный г аз, в торая переда ча, смотреть только вперед – вот все нехитрое наставление. Вслед за Майклом подъем атакует его российский коллега из офиса БМВ. Он здорово ездит. Но сегодня не его день – на половине пути сбросил газ и завалился на огромные ва луны. Но повезло – цел наш товарищ и мотоцикл в порядке. Всей командой помог аем ему стартовать в гору и спускаемся к мотоциклам. Теперь моя очередь. Г лавное – набра ть ход. Разгоняюсь по перпендикулярной к подъему дорожке, пускаю мотоцикл в занос и открываю г аз до упора. Д ля HP2 эти промоины и камни не помеха, он вгрызаетс яв грунт, выбрасывает шлейф, переставляется, но уверенно летит вверх. Не смотреть под колесо, только на самый верх учас тка. Тридца ть метров, изгиб, прыжок, в торая передача. Газ вновь до отказа. Я у же на полпу ти к це ли. Миновал злополучные ва луны, проскочил осыпь горной породы. Вот и финиш. Сердце тарахтит, каж ется, чаще, чем мотор, зато поздрав ления от Майкла! Это хороша я оценка, но во многом обязан ею мотоциклу. Вот кто настоящий герой. Расставаться с БМВ не хочется, нас только он оказа лся хорош вд лительном марафоне. Поразительно ус тойчив, не валится в поворотах, уверенно выходит из них и под с брос газа, и под ускорение. Хорошо управляется в занос еи лихо выходит из него. Особой похвалы заслужила подвеска. Энергоемка я, д линноходная, она хорошо держит машину на ас фальте и справляется су дарами и прыжками на бездорожье, а рег улировки позволяют нас троить мотоцикл на разные трассы и под любого ездока. С ловом, БМВHP2 удался. Это хороший эндуро. И в грязь лицом своего хозяина просто так не ударит.Этот участок преодолевали в стиле «триал»: БМВ приспособлен не только к кроссу, но ик акробатике.ПЕРВЫЙ СНЕГЕще одно испытание предстояло в горах: там выпа л снег и дул ледяной ветер, способный свалить мотоцикл вмес те с ездоком. Р аскисшая и запорошенная дорог а резко уходит вверх. Виж у, как инс труктор бодро карабкаетс я на вершину. Его байк временами подскакивает, заднее колесо г уляет по дорожке, но через несколько с екунд он наверх уи машет нам – пора! Ветер, снег, холод уже не замечаешь. Впереди безумный подъем – его можно взять без падений только с одной попытки. Ширина склона позволяла подниматься нескольким мотоциклам, и мы чу ть не вс ей командой ринулись а таковать. Первая переда ча, в торая, г аз почти до отказа. Мотоцикл бешено ска чет, но взбираетс я. Вдруг налетаю на припорошен-Ахиллесова пята БМВ-HP2 – незащищенные крышки цилиндров: падаешь на камень и пробиваешь ее. Правда, поставить новую недолго. Хорошо, что нашли мост. Иначе снова переправлялись бы «вплавь».ЗАЧЕТНа фина льном этапе Майкл приготовил экзамен. Подъем метров 500. Где заканчивается, даже не видно. Но отли чно видно, г де на чинается. Почти отвесная с тена высотой метров 30, с глубокими промоинами от с текающих потоков воды. За ней пере лом, да льше более пологий подъем. Он покрыт трещинами, рых лым грунтом и выс тупающими плоскими камнями. Инс труктор предупредил, что еха ть при-278 За рулем 06/2007