212
213
РЕМОНТ И СЕРВИСДИАГНОСТИКА ПАРАМЕТРЫ ВПРЫСКАбарьер – как в положительную, так и отрица тельную с торону. Контроллер зафиксиру ет коды неисправностей РО171 и РО172 – смесь слишком бедная либо богатая. (Второй символ Ов обозна чении кода говорит о том, что это общий код сог ласно протоколу OBD – и расшифровывается одинаково д ля любого автомобиля.) Зачем же ну жны два дополнительных коэффициента? Напомним: текущий коэффициент коррекции К быстро реагирует на пос тоянно проис ходящие колебания сос тава смеси – но этим его роль и исчерпывается. А вот коэффициенты Кад и Км учитывают в лияние долговременных, медленно меняющихся факторов, возникших в результате работы двигателя, – например, пос тепенную потерю им компрессии из-за износа, загрязнение фильтров, чувс твительного элемента ДМРВ и т.д. Рассмотрим изменения коэффициентов на примере. Пока двигатель холодный и лямб дарегулирования нет, текущий коэффициент коррекции К = 1. Режим адаптации еще не работает. Чтобы он включилс я, должны быть выполнены следующие условия: двигатель прогрет выше +85°С, проработал с момента пуска 10 минут, есть лямбдарегулирование, коэффициент К меняется в полож енных узких пределах, то есть 0,98–1,02. Если двиг атель работает с частичной нагрузкой, в дело вступает коэффициент мультипликативной коррекции Км. Блок управления в какой-то момент времени t1 начинает плавно увеличивать параметр адаптации Км. Допустим, он увеличился до 1,01. Смесь стала богаче на 1%. Соответственно, параметр текущей коррекции впрыска К реагирует на это и переходит в диапазон 1,12–1,16 при среднем зна чении 1,14. Но К еще очень да лек от единицы, поэтому блок продолж ает увеличивать Км. Это будет продолжаться, пока смесь не вернетс як стехиометрии, то ес ть К = 1,0. К этому моменту Км = 1,15.Тонкая подстройкаМы уже говорили о коррекции длительности импульса впрыска по сигналу датчика кислорода. Но сами условия работы двигателя могут меняться. О том, как современные сис темы «обучены» к ним приспосабливаться, рассказывает Геннадий Емелькин.Казалось бы, д ля правильной работы впрыскового двиг ателя достаточно обычного лямбда-регулирования, о котором мы не раз говорили, то есть изменения состава рабочей смеси в цилиндрах по сигналу датчика ос таточного кис лорода в отработавших г азах. Но в реальности этого ма ло – в силу различных причин постепенно меняются и характерис тики датчиков, и состояние двигателя, порой нестабильны и показатели топлива. Чтобы избавить от необходимости частых подрегулировок, логи чно решили, что электронный блок управления долж ен сам приспосабливаться к подобнымпеременам. Это назва ли «самообучением» системы. Кроме текущего коэффициента коррекции К, ныне применяются как миниму м еще два. Это аддитивная и мультипликативная составляющие коррекции самообучения. Производители ав томобилей и диагнос тического оборудования разли чных марок до сих пор не договорились о единых обозна чениях параметров – каждый придумывает сокращения по своем у вкус у. Мы обозначим аддитивную составляющую коррекции самообучения Кад, а мультипликативную Км. Первая отвечает за работу двиг ателя при минимальных оборотах холос тогохода, в торая – при час тичных нагрузках. Кад принято обозна чать в процентах. Обычные пределы его изменения – от -10 до +10%. Км – показа тель безразмерный, как иу же извес тный коэффициент коррекции времени впрыска К. Изменяется Км от 0,75 до 1,25. Предельные значения любого из этих коэффициентов свидетельс твуют о значительном отклонении состава смеси от с техиометрии. Если Км станет меньше 0,78 или больше 1,22, система самодиагностики включит в комбинации приборов контрольную лампу «проверь двиг атель». Этот же сигнал б удет подан, ес ли Кад перевалит за 8-процентный212 За рулем 06/2007 Допустим, что К ад = 0, К = 1,0. Это их нейтральные значения. Но вот ДМРВ, например, состарился – и смесь стала на 15% бедней. Блок управления начнет приводить ее к стехиометрии и увеличит подачу топлива на 15%. В этом случае коэффициент К будет колебаться в пределах 1,13–1,17 (среднее значение 1,15). Вот тут и включается процесс адаптации: параметр «базовая адаптация смеси» принимает значение «ДА». Задача адаптации – компенсировать ошибки топливодозирования и вернуть к номинальному значению 1,0 коэффициент К.Витоге блок управления «научился» работать с учетом отклонений в ДМРВ, погрешность которого учтена в результатах адаптации, а коэффициент К коррекции времени впрыска, как и положено, вновь колеблется впределах 0,98–1,02 – и готов скомпенсировать внезапное обогащение либо обеднение смеси на 25%. Коэффициент Км, в отличие от К, записывается в энергозависимую память контроллера и хранится там даже при выключенном зажигании. При последующих пусках, включая холодные, без лямбда-регулирования, контроллер будет учитывать погрешность ДМРВ. Аддитивная составляющая коррекции самообучения Кад тоже отслеживает изменения коэффициента К – но лишь при минимальных оборотах холостого хода. Ее размерность – проценты. Изменение состава смеси, определяемое коэффициентом Кад, можно рассчитать по формуле, которую мы представим в упрощенном виде, так как на составе смеси сказываются и другие параметры, которые здесь не рассматриваются. Итак, состав смесименяется на величину: Кад . 100/нагрузка. О параметре нагрузки мы говорили впрошлом материале – для исправного прогретого двигателя на холостом ходу он близок к 20%. Допустим, Кад =2% – в этом случае состав смеси соответствует 10-процентному обогащению. А если Кад =-5%, то смесь обеднится на 25%. Аесли двигатель не обкатан?Параметр нагрузки больше, около 25%. В этом случае при Кад =2% произойдет обогащение смеси на 8%. Как работает эта форма адаптации, рассмотрим на примере. Допустим, во впускной коллектор подсасывался воздух, обедняя смесь на 10%. Сначала это компенсировал текущий коэффициент коррекции времени впрыска К – он увеличился до 1,1 и этим привел смесь к стехиометрии. Но после включения адаптации получаем: Кад =2%, а коэффициент К=1,0. При повторных пусках блок управления учитывает ранее подкорректированное значение Кад – и даже на режиме прогрева, когда лямбда-регулирования нет, это обеспечивает устойчивую работу двигателя. ...Но вот подсос устранили. Смесь стала богатой. На это сразу отреагирует коэффициент коррекции времени впрыска К – он снизится до 0,9. Топливоподача снизилась на 10%, смесь вернулась к стехиометрии. После включения адаптации Кад начнет уменьшаться, пока коррекция времени впрыска не вернется к величине К=1,0. Отметим в заключение: чтобы коэффициенты Км, Кад и время впрыска после устранения неисправности вернулись к номинальным значениям, долго ждать не надо. Достаточно воспользоваться функцией диагностического прибора «сброс адаптаций» или отключить аккумулятор.На правах рекламы