124
125
126
127
ЭКОНОМИКАОБОЗРЕНИЕ КИТАЙСКИЙ ПРОРЫВТри пути и три рекиВ прошлом году Китай вышел на третье в мире мес то по производс тву автомобилей. Как удалось соседям приобщиться к самым современным технологиям и стать в ряд ведущих с тран-автопроизводителей? Игорь Морж аретто изучал китайский ав топром на автосалоне в Шанхае.124 За рулем 06/2007 Это продолж ается у же несколько лет! Китай показал в 2006-м рекордный рос т производства легковых ав томобилей – 25% (выпущено 6,6 млн. штук). За год заметно увеличился и автомобильный рынок с траны: продано 7,2 м лн. легковых автомобилей (+22%). По этому показателю китайцы обогна ли японцев и вышли на второе место в мире. А ведь еще 20 лет назад родина Мао была одной из самых отсталых стран, а символом процветания с емьи были, выраж аясь терминологией тех времен, « три круглых предмета» – часы, швейная машинка и велосипед. К нынешним успехам предприятия Кита я шли двумя пу тями; разберем их на примерах.ные предприятия, при чем некоторые сразу с дв умя-тремя китайскими заводами. Сейчас в Китае почти 30 таких СП. Вс е выпущенные ав томобили шли на вну тренний рынок, и с ростом конкуренции в последние годы перед вс еми производителями встал вопрос снижения издержек. Путь был один – практически вс е компании занялись поиском китайских производителей компонентов (или открывали д ля этого очередные СП). В последние годы прогресс налицо; так, все предприятия «Фольксваген» уже в этом году обязались сократить себестоимость ав томобилей наДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, ИЛИ НА БЕРЕГАХ ВЕЛИКОЙ ЯНЦЗЫДо начала 80-х годов автомобилестроительная отрас ль Кита я была предс тавлена исключительно гос ударственными заводами, пос троенными, как правило, при учас тии советских специалистов. Позже, в ходе экономических реформ, было образовано несколько компаний, обладающих относительной самос тоятельностью. В 1983 году создано первое совместное предприятие между пекинской Beijing A utomotive Industry Holding Company Ltd. (BAIC) и «Америкен моторс корпорейшн», а в 1985-м – СП между Shanghai A utomotive Industry Corporation (SAIC ) и «Фольксвагеном». При чем по закону совмес тные предприятия производ ят ав томобили для вну треннего китайского рынка, поэтому не мог ут принадлежать инос транным компаниям более чем на 50%. Настоящий прорыв в китайском автопроме начался в 1997 году, ког да было создано СП между «Д женерал моторс» и шанхайской группой SAIC. После этого большинс тво мировых ав топроизводителей открыли в Поднебесной совмест-Шанхай: современные небоскребы и автомобили мирно уживаются с велосипедами и узкими улочками.20% – благодаря мес тным комплектующим. Кс тати, ка чество последних с умели довес ти до такого уровня, что, по некоторым данным, г ерманские автомобили, которые продаютс яв Европе, уже на 30–40% сос тоят из китайских деталей… Но мало было решить проблему вну треннего спроса – крупнейшие китайские компании вынашива ли планы выхода на мировой рынок. Только вот с какими моделями? «Эспэшные» выпуска ли толькоЗа рулем 06/2007 125 ЭКОНОМИКАОБОЗРЕНИЕ КИТАЙСКИЙ ПРОРЫВ«Фольксваген», «Бьюик» и «Шевроле», собранные в Шанхае, на берегу великой реки Янцзы… панию AVL из Австрии и т.д. Если в 2001 году прода ли 28 тыс. автомобилей «Чери», то в прошлом – уже больше 305 тыс. А в первом кварта ле этого года компания вышла по продаж ам уже на третье место в стране! На Шанхайском ав тосалоне фирма с берегов Хуанхэ выставила 27 (!) серийных и перспективных моделей и ав томобилей, оснащенных новыми двигателями серии Acteco (их соз-МЫ К ВАМ В ГОСТИ, ИЛИ МОСТ ЧЕРЕЗ ХУАНХЭНо ес ть в Китае и абсолютно своя ав томобильная промышленность, созданна я без участия инос транного капита ла. Как, например, уже неплохо известная в России компания Chery A utomobile, образован-«Чери-А1» – мировой автомобиль: дизайн итальянский, двигатель австрийский, сборка китайская, продажи в США начнутся очень скоро. А представляет новинку русская модель Таня.Концепт-кар «Бьюик-Ривьера» целиком разработан в китайском инж енерном центре.для внутреннего рынка; кроме того, европейцы не особенно спешили делиться технологиями, поручая азиатским партнерам лишь сварку , окраску и сборку. Своей современной конструкторской базы у компаний из Поднебесной не было; крупные производители не могли позволить с ебе копировать инос транные модели (зато мелкие и средние фирмы этим увлекаются по сей день!). В шанхайской группе SAIC эту проблему решили кардинально – в 2000 году приобрели корейскую компанию SsangYong Motor , за тем – 10% Daewoo (DAT), а пару лет назад – обанкротившийс я британский Rover. При этом корейский завод продолж ал выпуск вседорожников, а вот анг лийские – были демонтированы и перевезены в Китай, г де у жес осени 2006 года производ ят перелицованные «роверы-75» – теперь под собс твенной китайской маркой «Roewe». К 2010 году на заводе планируется выпускать до 120 тыс. автомобилей и 170 тыс. двигателей. Китайцы получили то, что хотели – современные технологии и собс твенную марку , под которой б удут продава ть машины по вс ему миру. Теперь в структуре группы ес ть на учно-исследовательские центры в Корее и Великобритании; а на недавнем автосалоне в Шанхае показали концепт-кар «БьюикРивьера», целиком разработанный у же в Китае. И хотя центр в Шанхае именуется «паназиатским», не исключено, что модель, дойд я до конвейера, б удет продаваться по всему миру. А в самом Китае по-прежнему лидеры продаж – ав томобилиВ нынешнем году все производители в КНР сократили цены на автомобили в среднем на 7%.ная 10 лет назад гос ударством и местной администрацией города Уху (расположен на берегу реки Х уанхэ в провинции Аньхой). Как и сотни других автомобильных компаний, поначалу «Чери» клонирова ла популярные иномарки – так появились модели «Амулет» и QQ. Но в Уху пошли да льше: в 2003 году открыли собственное конструкторское бюро, благодаря государственным инвестициям (1,7 млрд. долл.) закупили оборудование для сварки, окраски ис борки ав томобилей и производства двигателей. Руководители компании заявили, что их цель – выпуска ть автомобили, способные конкурировать на мировом рынке. Для этого привлекли самые яркие имена в мировом ав топроме – дизайнерские а телье «Бертоне» и «Пининфарина» из Италии, инжиниринговую комдали вмес те с авс трийской AVL) – бензиновыми, дизельными и даже гибридными. Меж ду прочим, серийный выпуск последних обещают на чать в следующем году! Новые моторы уже поставляются в Италию (на ФИАТ) и в США. Что до американского партнера, ту т вообще почти детективная ис тория иг лавная интрига пос леднего китайского автосалона. В ка честве одной из г лавных премьер планировалось показа ть новейшую разработку «Чери» – городской хэтчбек с непритяза тельным названием А1. По некоторым сведениям, этот ав томобиль б удут продава ть на рынках Северной и Южной Америки под маркой… «Крайс лер»! И в недалеком будущем компании собираютс я совмес тно разработать и выпус тить целую линейку машин. Но – с ен-Сенсация Шанхайского автосалона: китайцы возродили производство легендарных английских автомобилей MG!126 За рулем 06/2007 сации не случилось. Во всяком случае, пока. Нет, автомобиль А1 в Шанхае показали; специалистам, журналистам и публике он понравился. А вот договор с американцами хоть и подписан, пока в силу не вступил – видимо, из-за проблем, возникших у «Крайслера». Надолго ли эта задержка, неизвестно, но понятно, что китайские производители уже наступают на мировые рынки. Се-годня в мире работают семь(!) сборочных производств «Чери» (Россия, Индонезия, Аргентина, Египет), идут и переговоры о строительствеполноценных заводов. А в этом году компания с берегов Хуанхэ выпустит больше 500 тысяч легковых автомобилей.А В ЭТО ВРЕМЯ НА ВОЛГЕ...Конечно, у автопроизводителей из КНР еще немало проб-На заводе компании «Чери» готовят машинокомплекты для отправки на сборочное предприятие в Калининград.лем. Но есть и однозначные успехи как на внутреннем рынке, так и за рубежом. В КНР этой весной все производители снизили цены на автомобили – в среднем на 7% (объясняют снижением издержек и высокой конкуренцией). А правительство ужесточило требования к экспортерам китайских автомобилей; их число сокращено вдвое (в очередной раз!). Ведь никто не отменял задачу партии – оставить в стране девять крупных производителей, которые будут выпускать только современную продукцию. …Каждый раз, когда я бываю в Китае, волей-неволей вголову приходит мысль – ачто же наши, российские автозаводы? Почему они не могут никак решить свои проблемы? Пути их преодоления известны, механизмы отработаны. Ведь и мы когда-то собирали автомобили в Китае! Но уРоссии, видимо, свой путь.ИТОГИ I КВАРТАЛА 2007 ГОДАВедущие китайские Доля рынка производители страны, % 1Shanghai-GM9,3 2Shanghai-VW8,6 3Chery7,5 4FAW-VW7,3 5Beijing-Hyundai5,6 6Guangzhou-Honda5,3 7Geely4,7 8Dongfeng 4,6 9FAW-TAIC4,4 10DPCA4,3 11Tiajin-Toyota4,0 12Guangzhou-Toyota3,1 13Haiman-Mazda3,0 14Chang’an-Ford Mazda2,9 15Brilliance Jinbei2,5 16Dongfeng Yueda – KIA2,4 17Chang’an-Suzuki2,1 18Dongfeng-Honda1,9 19Chang’an1,8 20BYD Auto1,8Можно не делать ничего, и все наши марки постепенно умрут. «Москвич» уже умер, «Лада» теряет свою долю… Но врагам наш рынок все равно не достанется, потому что есть еще наши дороги!На правах рекламы