284
285
КЛУБНЕШТАТНАЯ СИТУАЦИЯния (характерно д ля отечественных « десяток»). Потом у нужно быть готовым, дос тигнув обочины, быс тро открыть капот ис дернуть одну из клемм аккум улятора. Е зда на с тартере – способ, коне чно, варварский, однако раскорячившись, скажем, на ж елезнодорожном переезде, выбирать не приходится. Если срочнос ть эвакуации не столь критична, лучше вс еУбежать от лавиныСамая безопасная на дороге скорость та, с которой движется поток. Остановиться среди него – примерно то ж е, что встать на пути лавины. О том, как выбраться из зоны риска, рассказывает Владимир Арбузов.Все, наверное, обращали внимание, как дорожники орг анизуют свое рабочее мес то при ремонтных работах. Мало того, что обозна чают множеством миг ающих с трелок, флажков и ленточек – д ля верности на полос е непременно пос тавят с обеих с торон пару КамАЗов, ас фальтовый ка ток или грейдер. А с ами работяги – в ярких жилетах со светящимися нашивками. И неспрос та: не примешь на дорог е вс ех мер безопасности – самого раска тают по асфальту! Однако с лучается и обычному ав томобилисту ос тановиться на проезж ей час ти, а у него прикрытия в виде тяжелой те хники, коне чно, не т. Кончился бензин, внезапно отказал мотор, лопнула шина – мало ли фокусов мож ет выкинуть случай!ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙВариант, ког да ав томобиль способен хоть как-то двигаться – самый прос той. Лопнувшее колесо – не повод за тевать его замену в крайнем левом ряду. Черт с ней, с прожеванной шиной – включаем «аварийку» и пома лу перестраиваемся на обочину. Так же пос тупаем, ес ли заг лох двигатель, с той лишь разницей, что машину приде тся толкать. Кстати, если есть помощник, то «впряг ать» его лучше сбоку , рядом с собой, используя машину как своеобразный щит от возможного попутного наезда. Здесь же окажется очень кс тати сигнальный жиле т, который вы, надеемся, возите с собой. Еще не купили? Ну так укомплектуйте им ав томобиль. И пусть он не обяза телен, как пресловутая апте чка или знак аварийной ос тановки, –толку от него едва ли не больше. Во-первых, надев яркий жилет, вы мимикриру ете под гаишника, что вызывает у водителей рефлекторное торможение, а во-в торых, че ловек, как крупный подвижный объект, ку да более заме тен, чем знак аварийной ос тановки на асфальте. Чуть больше х лопот доставляет тяж елый обездвиженный ав томобиль – такой не вс егда у дается оттолка ть на обочину вручную. Ес ли трансмиссия ме ханическая, можно попробова ть с делать это с тартером. Включаем первую или в торую передачу и, не кас аясь педа ли г аза, включаем с тартер. Опыт показывает, что в два- три приема продолжите льностью по 10–15 секунд машину удается убрать. Возможные последствия – сгоревшие или за липшие контакты замка зажиг а-Не останавливайтесь среди потока, место неисправного автомобиля – на обочине!же ав томобиль отб уксировать. Понадобятс я трос и тягач. Предположим, с ердобольный коллег а-автолюбитель готов помочь, но ес ть в этом маневре одна особенность, о которой полезно знать. При перес троении к обочине ведома я машина должна прикрыва ть ведущую, то ес ть первым на чинает менять полос у «прицеп» и только потом тягач. Иначе и сами попадете в неловкое по-284 За рулем 06/2007 Сигнальный жилет хоть и не регламентирован ПДД, необходим в автомобиле по соображениям здравого смысла.Перестраиваясь на буксире, первым меняет полосу ведомый, иначе рискуете не разъехаться.Затевая небольшой ремонт, машину лучше пос тавить под углом к обочине.Желтый проблесковый маячок не с толь эффектен, как синий, но внимание привлекает.ложение, и б уксировщика подведете. Де ло в том, что в плотном городском движ ении дис танция меж ду машинами очень час то сокращается до нескольких ме тров, и если этим правилом пренебречь – справа обяза тельно кто-нибудь вклинитс я, перекрыв вам траекторию перестроения.БЕЗУСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯНо вот машина на обочине и будто бы в относите льной безопасности. С амое время позаботиться, чтобы ее непротаранил какой-нибудь зазевавшийся «гонщик». Правила предусма тривают выс тавить на должном у далении (не менее 15 мв городе и 30 м вне его) знак аварийной остановки. Не лишним б удет включить аварийную сигнализацию – независимо от того, виден ав томобиль другим водителям или не т. Здесь как раз тот с лучай, ког да лучше перебдеть. Кс тати, помимо лимонного сигна льного жилета, полезное приобретение – оранж евый проблесковый маячок, работающий от аккумулятора. Ночью ив туманего све т виден гораздо да льше, чем знак аварийной ос тановки и миг ающие поворотники. В любом с лучае в темное время нужно принять все меры, чтобы обозна чить ав томобиль на обочине. Быва лые водители при ремонте на дороге иной раз в дополнение к знаку аварийной ос тановки разводят кос тер, под жигают старую шину или ве тошь в ведре с соляркой. Природе, конечно, ущерб, но из дв ух зол выбирают меньшее. Останавливаться на обочине д ля небольшого ремон-та лучше немного под уг лом, чтобы самому оставаться под прикрытием ку зова. Коне чно, против КамАЗа ж естянка «Жигулей» не бог вес ть какая защита, но вс е же лучше, чем ничего. И пос леднее, но г лавное, о чем ну жно помнить: ес ли в машине дети – любым способом, под с трахом порки или заперев в машине, исключить их выход на дорог у. Лучше всего – отправить под присмотром, например, за пределы обочины или на тротуар. В зоне риска им делать нечего.За рулем 06/2007 285