132
133
134
135
ЭКОНОМИКАОБОЗРЕНИЕ РЫНОК АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИНЧьи шины у машиныОдно из самых интересных направлений растущего автомобильного бизнеса – шинный рынок. Ныне он увеличивается ежегодно на 7–15%! Разобраться, кто здесь правит бал, пытались Александр Агибалов и Игорь Моржаретто.«НАШИ» И «НЕ НАШИ»Если в сегменте шин для грузовых автомобилей пока командуют отечественные компании, то с легковыми (которые, собственно, и стали темой нашего исследования) все значительно сложнее и интереснее. Здесь широко представлены как российские производители, стремящиеся сохранить и расширить свои позиции на рынке, так и иностранные компании, зачастую предлагающие по сходным ценам изде-лия более высокого качества. Кстати, многие «иностранцы» на самом деле давно выпускают продукцию в России, а «наши» – активно пытаются выйти на мировые рынки. Итак, среди крупнейших игроков – российские компании «СИБУР – Русские шины», «Нижнекамскшина», AmtelVredestein, международные Nokian Tyres, Continental, Michelin, Bridgestone, Goodyear, украинская «Росава», белорусская «Белшина»… Пока «нашим», поитогам 2006 года, принадлежит 54,5% рынка шин для легковыхавтомобилей. Правда, если считать еще «нашей» компаниюсиностранным названием Amtel-Vredestein. Но – обо все по порядку. Крупнейший российский производитель – компания «Нижнекамскшина». Когда-то гигант в Нижнекамске создавали как «обувную фабрику» КамАЗа, а сегодня здесь выпускают полный ассортимент продукции. Принадлежит пред-приятие нефтяной компании «Татнефть», которая, в свою очередь, подконтрольна правительству Татарстана. Компания «СИБУР–Русские шины» – «дочка» холдинга СИБУР, который входит в структуру крупнейшей в мире газодобывающей компании «Газпром». «СИБУР–Русские шины» ныне объединяет несколько крупнейших предприятий: «Омскшина» (специализируется на грузовых шинах), «Ярославский шинный завод» (гру-132 За рулем 07/2007 зовые цельнометаллокордные, легковые и авиашины), «Волтайр-Пром» (шины для сельхозтехники и легких грузовиков), «Уралшина» (шины для легких грузовиков, легковых автомобилей, мотоциклов), СП «Матадор-Омскшина» (легковые шины). Российскую группу АМТЕЛ создал известный бизнесмен индийского происхождения Судхир Гупта; некоторое время назад ему удалось приобрести голландского производителя шин Vredestein N.V., и компания получила название Amtel-Vredestein. Два года назад акции были размещены на бирже, в результате С.Гупта перестал был единоличным хозяином – ныне владеет лишь 30% акций; остальные принадлежат ряду отечестВ цеху по размотке корда.венных и международных инвестиционных компаний. В группу «Амтел-Фредештайн» (так название пишется по-русски) входят четыре предприятия: три шинных завода в России («Амтел-Поволжье» в Кирове, «Амтел-Черноземье» в Воронеже и Московский шинный завод), атакже шинный завод в Голландии – Vredestein Banden. Крупнейшие международные производители – «Нокиан Тайрс» и «Мишлен» давно решили закрепиться на нашем рынке и открыли собственные заводы в Ленинградской области и Подмосковье. Кроме того, довольно активную политику ведут в России наши старые знакомые, а ныне конкуренты– компании из Белоруссии и сУкраины.Динамика производства, экспорта и импорта легковых шин в2004– 2006 гг., тыс. шт.БОГАТЫЕ ТЕНДЕНЦИИПри общем росте рынка легковых шин доля российских производителей – увы! – сокращается. Происходило этодо недавнего времени за счет вытеснения с рынка мелких предприятий – такие в этом бизнесе, на наш взгляд, обречены.За рулем 07/2007 133 ЭКОНОМИКАОБОЗРЕНИЕ РЫНОК АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИНку то и дело на их границах возникают разные подгруппы, скажем В+. Сегодня самыми быстрыми темпами растет класс премиум – потому что увеличивается импорт в страну иностранных легковых автомобилей; кроме того, организуется сборка иномарок на месте. На фоне общего роста потребления шин происходит замещение шин одного ценового сегмента шинами другого. Иными словами, изделия сегмента В вытесняют Си так далее; дорогие заменяют собой дешевых! Наши сограждане, хоть и жалуются на бедность, постепенно понимают, что покупать низкокачественные шилогиям существенно улучшили качество своих шин и разработали новые продуктовые линейки (например, «СИБУР–Русские шины» с маркой Cordiant).СТРУКТУРА РОССИЙСКОГО РЫНКА ЛЕГКОВЫХ ШИН ПО ПРОИЗВОДИТЕЛЯМПроизводитель200420052006 «Нижнекамскшина»20,3%18,9%19,1% Amtel-Vredestein13,1%18,1%18,8% «СИБУР–Русские шины»19,6%17,0%15,6% Nokian2,7%5,7%8,0% Continental2,6%2,7%4,8% «Росава»4,6%4,3%4,2% «Белшина»5,3%3,7%4,1% Michelin5,2%3,3%4,0% Bridgestone3,3%3,6%3,9% Goodyear4,3%3,9%3,9% Matador4,9%4,0%3,6% Прочие14,1%14,8%10,0% ВСЕГО100,0%100,0%100,0%РАСТЕМ!Объем продаж всего российского шинного рынка в 2006 году составил 76,4 млрд. руб. (воптовых ценах с НДС). Это не так уж много – 2,5% от всего мирового шинного рынка. При этом на изделия собственного производства пришлось 64,5 млрд. руб. (на экспорт ушло продукции на 17,1 млрд. руб.), на импорт – 29 млрд. руб. Специалисты уверены, что до 2010 года сохранится устойчивый рост – 21% в год в денежномВ свою очередь, доля импорта постоянно увеличивается: по итогам 2006 года она составила около 37% и тенденция эта, скорее всего, продолжится. Тем не менее высокие объемы продаж вынуждают мировых производителей размещать свои предприятия в России. Более того, «Нокиан»уже заявила о планах расширить производственные мощности в РФ с нынешних 4 млн. шт. до 10 млн. к 2011 году. Традиционно все шины для легковых автомобилей подразделяются на несколько условных сегментов: А – премиум, В – средний класс, С – эконом-класс. Условных, посколь-Производство легковых шин в РФ в 2006 году.В рейтинге ведущих мировых шинных компаний три российских производителя («СИБУР – Русские шины», «АмтелФредештайн» и «Нижнекамскшина») разместились в первой тридцатке.ны – дешево, но нерентабельно, а вот шины более высокого класса – дорого, но выгодно. Наметились две тенденции. С одной стороны, крупнейшие иностранные производители шин сегмента А объявляют о каком-нибудь сезоне «спецпредложений» и начинают поставлять их по цене В (например, так делает «Нокиан»). Сдругой стороны, в сегмент Ввыходят отечественные производители, которые благодаря новым иностранным техновыражении, около 15% – в количественном. В рейтинге ведущих мировых шинных компаний три российских производителя («СИБУР–Русские шины», «Амтел-Фредештайн» и «Нижнекамскшина») присутствуют в первой тридцатке (по итогам 2005 года, по данным журнала Ture Business). Наиболее прибыльны сегодня легковые шины классаА (через два-три года в стране будет продаваться до 17 млн. легНа правах рекламы134 За рулем 07/2007 Станок для сборки легковых шин.ковых шин премиум; примерно к 2010 году наступит период насыщения). Но самые интересные перспективы у тех, кто наполняет сегментВ. Пусть прибыли здесь куда скромнее, но по мере планомерного улучшения технологий и развития сетей дистрибуции в действительно пока не слишком богатой стране они могут занять самый большой сектор рынка. Кстати, подсказка для всех шинников: особое вниманиеЕМКОСТЬ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЛЕГКОВЫХ ШИН В 2003–2012 ГГ., ТЫС. ШТ.*СЕГМЕНТ2003200420052006 200720082009201020112012 А274155276875956213 77414 40915 57516 17416 90117 803 В2992414370429395967911 52413 45315 52717 84320 554 С19 40719 16816 95313 39814 89213 51712 12610 74793677985 ВСЕГО25 14128 83830 87032 35538 34639 44941 15542 44944 11046 342*2007–2012 – прогноз.стоит уделить покрышкам для вседорожников. На них пока существует отложенный спрос изза высокой цены, хотя потребность благодаря нашим дорожным условиям очень велика. Ра-стут продажи иностранных полноприводных автомобилей, несколько марок прижились на новых российских заводах, расширяется модельный ряд отечественных производителей...Не стоит забывать ио «китайской угрозе» – многие компании из Поднебесной делают упор именно на вседорожники. Так что потребность в таких шинах будет расти и расти.На правах рекламыЗа рулем 07/2007 135