244
245
246
СПОРТПОД ДРУГИМ РАКУРСОМПрототип «Ау ди-R8», одерж ав с ерию побед в «Ле-Мане», подготовил почв уд ля выпуска одноименного дорожного с уперкара. А на трассы вышел дизельный R10 – к чему бы это?..Магазин с эмоциями«Сегодня побеждай, завтра продавай» – этот универсальный рецепт торговли автомобилями придумали американцы. Но он не вс егда срабатывает, поскольку побеждать становится все труднее. Взаимосвязь побед и продаж изучает Максим Вольнов.Сдавних пор извес тно, что реклама – двиг атель торгов ли, а гонки – лучшая реклама ав томобилей. Славная история «Рено», «Ягуара», «Альфа-Ромео», «Мерседес-Бенца» и других знаменитых марок кова лась на гоночных трассах. Все пробовали доказать свое превосходство над конкурентами именно там. И спортивные успехи поныне в лияют на продажи с ерийной продукции – под тверждено маркетинговыми исследованиями. «Пежо-206» прос лавился титулами чемпиона мира по ра лли. По вс ем канонам, модель устарела, пора снимать с производства. Но ее до сих пор сметают с прилавков – тираж давно перева лил за пять миллионов! И фирма прод лила жизнь автомобиля на конвейере. Попу тно победы той или иной модели укрепляют имид ж марки в целом. Почему жес егодня некоторые гиганты мирового автопрома относятся к автоспорту с прохладцей?чительные и видные гоночные с ерии (к ним отнесем, прежде всего, официальные чемпионаты мира – формулу 1, ра ллийный и «туринговый»). У «Фольксваг ена», с его дос таточно богатым гоночным прошлым, ес ть с ейчас живой проект создания « Туарега»для «Дакара». По тем же африканским пескам нос ятся разные полноприводники «Ниссана». Но это вс е-таки не тот уровень славы. Тем более много лет подряд «Дакар» выигрывает «Мицу биси» – прототип «Пад жеро/Монтеро», да лекий от пользующегося с табильным спросом с ерийного образца. И сам «Дакар», собс твенно, проходит раз в году, по эфирному времени и рекламному эффекту намного уступая формуле 1с ее 18-этапным календарем.«Ситроен», некогда выигрывавший «Дакары», ныне прочно обосновался в чемпионате мира по ралли. Причем ведет борьбу на двух фронтах: победы С4 поддерживаются успехами С2 в 1600-кубовом классе.ХОЛОДНЫЕ И ГОРЯЧИЕВ круг «гоночно-пассивных» концернов входят такие крупные, как «Фольксваген» и «Ниссан». В пос леднее дес ятилетие они упорно игнорируют самые зна-244 За рулем 07/2007 От былого гоночного величия «Альфа-Ромео» сохранила лишь довольно скромное присутствие в гонках машин класса «Туринг». Но и здесь уже несколько лет подряд «Альфа» уступает БМВ.Еще пример – финансовые неу дачи ФИАТа совпа ли по времени с периодом, когда завод прерва л содерж ание заводских команд. Только с ейчас наметилось оживление на раллийном фронте – «Гранде Пунто S2000» одерж ал несколько побед. Мощь ФИАТа отчас ти подкрепляет команда «Феррари» в формуле 1. Но вряд ли у покупателя в автосалоне, взирающего на «Добло» и «Линеа», возникает четка я ассоциативная цепочка «ФИАТ – Ф еррари – Шумахер – семь титулов». Все-таки «Феррари» воспринимаетс я скорее как самостоятельная боева я единица со своими легендами и традициями. Популярность «Ланс ера» и «Импрезы» закалялась, конечно же, в раллийном пер-венстве планеты. Благодаря ав тоспорту обе модели стали культовыми, и спрос на них обеспечен на много лет вперед. Вообще, ав то с претензией на «спортивнос ть» просто необходимо пропус тить через гоночные трассы, и потому «Альфа-Ромео» и БМВ – давние соперники в «туринговых» чемпионатах, мировом и многих национальных. А «Ау ди» и «Мерс едес» у единились вD TM – немецком «туринг е», давно вышедшем за пределы Германии.МЫ ПОЙДЕМ ДРУГИМ ПУТЕМИ все же далеко не вс е автогиганты горят желанием заняться формулой 1, сразиться с «Ситроеном» в WRC или с БМВ в WT CC. Соблазн чрезвычайно велик, но и риск не-Продукт союза «Мерседеса» с командой формулы 1. С момента рождения «Мак-Ларен F1» подвизался в гонках GT и неоднократно побеждал. Но сегодня покинул гоночные трассы – все уже поняли, что это за зверь. Зрители видят летающие «лансеры» на всех пяти обитаемых континентах, без них не обходится ни один раллийный чемпионат. А серийные вариации с приводом на одну ось хорошо продаются.малый. Добившись триу мфа в ра лли («Королла WRC» в с ередине 90- х), « Тойота» пришла в формулу 1. И что же – ни одной победы за пять лет, несмотря на колоссальные в ложения и усилия. Да иу «Хонды», некогда гремевшей на этой арене, дела идут ни шатко ни валко. Схожие истории случились с «Хёндай», пытавшейся внедрить «Акцент» в ра ллийный чемпиона т мира, и «Шкодой» («Октавия», за тем «Фабия»). Не снискав лавров, заводские команды потихоньку свернулись. И до сих пор у амбициозной корейской фирмы, дос тигшей признания на мировом рынке, не возникло новых наполеЗа рулем 07/2007 245 ПОД ДРУГИМ РАКУРСОМНа правах рекламыПростейший способ показать товар лицом – монокласс. Все машины – одинаковые, «Фольксваген-Поло» побеждает на всех этапах. Вложения завода минимальны, нужно лишь разработать спортивную версию.оновских планов выиграть сразу что-нибудь грандиозное – урок пошел впрок? Но есть другой, более простой и менее дорогой путь. «Рено», запустив в производство «Логан», тут же разработала его спортивную версию и учредила турнир одной модели – так называемый монокубок. Беспроигрышный вариант – «логаны» сражаются только с «логанами» и неизменно побеждают. «Рено» владеет еще целой системой гоночных формул, прямо ведущей к формуле1, – «Рено 2.0», «Рено3.5» и, наконец, болиды серии GP2 тоже оснащены двигателями «Рено». Моноклассы «Рено» на базе «Клио» и «Мегана» есть ив кольце, и в ралли – серьезный размах. Известны кубки «Фольксвагена-Поло», международная серия формулы-«Ниссан» – без рекламы через спорт все-таки, по большому счету, не обходится ни одна фирма. Но масштабы вложений в формулу1 и скромный монокласс, конечно, совершенно разные. Однако в большинстве своем моноклассы пропагандируют конкретную модель на рынке конкретного региона, а потому всемирного ажиотажа вызвать не способны. В родной Японии «Ниссан» чуть ли не самый активный участник различных национальных гонок. Заее пределами гоночные «ниссаны» – редкость... Такова, видимо, политика альянса «Рено-Ниссан».Создание крупных объединений автопроизводителей заметно повлияло на их спортивные пристрастия. «Форд», к примеру, приобрел «Вольво» – и все гоночные проекты шведской фирмы вскоре закрылись. Ничем не проявляет себя «Ягуар» после неудачной кампании в формуле1. «Мазда», в былые времена блиставшая в«24 часах Ле-Мана», ныне связана смировым спортом весьма ограниченно– через модель RX-8, которую грех не опробовать на скоростной трассе. Тем не менее вкрупных международных турнирах эту машину не найти. Весь спортивный бюджет этого альянса, по сути, сосредоточен на раллийной команде «Форда». «Голубой овал» в прошлом году выиграл командный титул, и уже второе поколение «фокусов» пользуется хорошим спросом. Автоспорт – вдобавок отменный инженерный полигон. Многие идеи и технологии родились именно здесь и затем поселились на серийной продукции. Но все же главное предназначение гонок – показ товара в динамике и завоевание кошельков потребителя. Если, конечно, подходить кэтому цинично и не замечать, что гонки – в первую очередь увлекательное занятие и генератор сильных эмоций, зрелище, по размерам аудитории уступающее лишь футболу.246 За рулем 07/2007