290
КЛУБКОНКУРСПрямо и направоЗа содержательный и грамотный ответ на вопросы задачи 52 редакция награждает Пав ла АПО ЛЛОНОВА из подмосковного Ж уковского премией 6000 ру блей, а ОАО «Концерн «Моринформсистема – АГАТ» – электрическим шинным насосом.Помните, что озаботило б ухгалтера Горина? Пос ле замены прос евших пру жин подвески старую «восьмерку» с тало тянуть вправо – особенно заметно при разгоне. Р егулировками разва ла, с хождения и т.д. избавитьс я от этого не удалось. Некоторые упорно игнорируют ус ловия зада чи – машина-де «с тарая, вс я крива я»! Возразим: ес ли за ее г еометрию б ухгалтер ручаетс я, надо это принять, иначе мы обречены блу ждать в тумане домыслов. Уг лы ус тановки колес проверили пос ле замены пружин – при чем ту т «помята я жесть»? Изощренный ум может увяза ть смену пру жин ис засухой вС удане. Но ес ть в письмах идеи попроще: «Левый ва л короче – его колесо при разгоне вертитс я быстрей правого – и забег ает вперед». Интересно – почему «быс трей»? Как долго б удет «забегать»? Но большинс тво объясняет увод ВАЗ-2108 правильно. В чем же тут секрет? Предельно упростим схему ШРУСа, как б удто в ней работает один шарик. При передаче на колесо полезного кру тящего момента появ ляется еще и паразитный момент: сила F шарика дейс твует на корпус ШРУСа относите льно оси О-О поворота с тойки на пле че s. Оно тем больше, чем сильней наклонен вал. А если подвеска так прос ела, что ва лы практически соосны, то паразитные моменты с лева и справа близки – машина едет прямо. Так и было у Горина до смены пружин. С новыми передок поднялся, левый ва л наклонен круче правого – паразитный момент слева больше. Если отпустить руль – он повернетс я вправо. Наиболее заметен эффект при разгоне, хотя он ес ть и при равномерном движ ении – были бы тяговые силы колес достаточно велики (примеры – езда на кру том подъеме, б уксировка прицепа и т.д.). Многие лишь конс татируют причину беды – разна яд лина валов. Верно, но – скучно. Мы же иска ли победителя среди тех, кто четко объяснил происходящее. Кстати, отдельные авторы у точняют, что наиболее неприятны эти эффекты на тюнингованных ав томобилях с форсированными двиг ателями. А вот ус тановка укороченных пру жин эффект увода ослабляет. В письмах упоминается и более совершенна я схема трансмиссии многих иномарок: оба ва ла короткие, а правую ветвь у длиняет дополнительный горизонтальный вал с собственной опорой. В итог е левый и правый паразитные моменты при любой высоте передка одинаковы – и увода нет. Увы, многие ав топроизводители, пос читав эту с хему неоправданно с ложной, «нагрузили» водителя – пус ть мышцы накачивает! Сервис в этой ситуации не помощник – ес ли «мастера» беру тся немед ленно ус транить увод «Самары», то они, очевидно, разбираютс яв его причинах не лучше б ухгалтера Горина. Конечно, проверять углы ус тановки колес порой надо, но отделяя мух от котлет. Мы благодарим вс ех участников конкурса. А Павла Аполлонова поздрав ляем с победой!Р исунокСер ге я СавиловаЗАДАЧА ПЯТЬДЕСЯТ ПЯТАЯКапканУпрощенная схема привода (левое колесо): 1 и2 – ведущий и ведомый валы. Силы передаются шариками, лежащими в биссекторной плоскости, делящей угол между валами пополам. F . s – паразитный момент, поворачивающий стойку вокруг оси О-О.Купил Афоня г араж. «Надо яму с делать!» – решил практичный хозяин. Но едва яму забетонировали, грянула весна – да так, что вс его за с утки воды там набра лось по пояс! Пригорюнившем уся Афоне му жики пред ложили проверенный вариант – стальной г ерметичный ко-роб. Воду откачали, опустили кессон – и довольный Афоня загнал в гараж любимую «пятнашку». Трудовую победу обмыли. Дня через три Афоне понадобилась машина. Он открыл гараж – и от увиденного, мягко говоря, ос толбенел… Нет, машина не ис чезла, не сгорела, но запланированную поездку пришлось на какое-то время отложить. Кто закончит этот рассказ? Ответ с поме ткой «Конкурс» отправьте до 10 авг уста 2007 года по адрес у: 107045, Москва, С еливерстов пер., 10 или по e -mail: exp@zr.ru. Укажите ваш контактный те лефон или иной удобный для вас способ быстрой связи. Наш тел. (495) 207-79-84.290 За рулем 07/2007