198
199
200
201
РЕМОНТ И СЕРВИССЕКРЕТЫ ПРОФЕССИИ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКАПрофосмотрЗа здоровьем автомобиля надо следить. Но обойтись без спецоборудования нынче сложно. Возможности современной экспресс-диагностики оценивал Евгений Борисенков. Фото: Константин Якубов.Аргументов в пользу входного инс трументального контроля несколько. Во-первых, процесс не треб ует разборки узлов и дета лей. Недаром говорят: не мешай машине работа ть! Во-в торых, методика позволяет избеж ать лишних трудоемких операций ( допустим, проверки схода-развала на специальном стенде), оп-лачиваемых к тому же из кошелька клиента. В- третьих, некоторые дефекты невозможно выявить на г лазок – придетс я ждать, пока с тук наружу вылезет. И наконец, экспресс- диагностика сокращает время постановки диагноза, что, ес ли верить пословице, тоже имеет денежный эквивалент. Главный недос таток, пож алуй, один – здесь выяв ляютследствие, а не при чину дефекта. Но д ля предварите льной оценки большего и не ну жно – в подробнос ти б удут вника ть профильные специалисты. Самой, наверное, уязвимой частью ав то по с ей день ос тается подвеска – именно ей приходится отраба тывать вс е «колеи и рвы оте ческой земли». Особое внимание этим узлам уделяют и на диагностике.ПРИТЯЖЕНЬЕ ЗЕМЛИОбычно проверку на чинают с определения увода – степени отклонения ав то от движ ения по прямой. Параметр, измеряемый в мм/м (либо м/км), зависит от уг лов ус тановки колес. В случае их нарушения возникает нешта тная бокова я сила, которую и фиксируют датчики, установленные на пла тформе стенда. Нормативы (не завис я-198 За рулем 07/2007 Переносной диагностический центр обладает возможностями сканера и мотор-тестера. Для постановки предварительного диагноза нередко обходятся одним сканером.щие от модели или конструкции транспортного средства) хранятся в базе данных и выглядят так: 0–3 мм/м – отлично, 3–6 – хорошо, 6–12 – терпимо, 13 и более – недопустимое отклонение. Много времени для оценки не требуется – надо только проехать по измерительной платформе. Следом наступает черед собственно тестера подвески. Внешне стенд напоминает предыдущий, только рабочих площадок у него две – по одной на каждое колесо оси. Принцип работы довольно прост – каждое из колес трясут с частотой от 37Гц до нуля, а встроенные сенсоры тем временем регист-рируют поведение подвески (амплитуда колебаний при этом достигает 6–8 мм). Полученные значения измерительная система представляет в виде графиков. По ним оценивают состояние пружин и амортизаторов, их жесткость и неравномерность работы. Общие свойства подвески (для каждого колеса) определяет так называемая резонансная частота – «левые» и «правые» показания должны совпадать. Допустим лишь разброс по осям («перед»–«зад»), да и то встрого определенной пропорции. Кстати, память стенда никаких контрольных цифр не содержит – систему настраи-На правах рекламы РЕМОНТ И СЕРВИССЕКРЕТЫ ПРОФЕССИИ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКАПульт управления люфт-детектором интегрирован в ручку мощного фонаря.Старый добрый газоанализатор и поныне не имеет достойной альтернативы.Комплекс для проверки ходовой части и тормозов выглядит на удивление компактно.Ролики с кремниевым покрытием весьма долговечны, но терпе ть не могут шипов.вают по эта лону. Проще говоря, базовые показатели снимают с автомобиля нужной модели, признанного идеа льным. И если хозяин стенда – сторонник комфортной езды, годными здесь окажутся мягкие подвески, ес ли спортивной – то наоборот. Впрочем, ес ть вс е же некая справочная величина резонанса – около 13–14 Гц. Если при проверке в подвеске возникли непонятные с туки, в ход пускают опцию под названием «детектор шумов». Он позволяет вручную изменять частоту колебаний и удерживать необ ходимый режим до тех пор, пока проверяющий не идентифицирует звук.Последним на этом учас тке располагают люфт- детектор. Рабочий орг ан ус тройства – пара подвижных пла тформ с четырьмя гидроцилиндрами каждая. Пульт управления гидравликой интегрирован в ручку мощного фонаря. Опус тившись в смотровую канаву, мастер на чинает манипулирова ть платформами, рас тягивая и сжимая подвеску по горизонтали в дв ух взаимно-перпендикулярных направлениях. Все возникающие при этом несанкционированные люфты и стуки легко отыска ть днем с огнем. Тот же результат можно получить и без с тенда, вывесив ав то на подъемнике иорудуя монтировкой ( чем, кстати сказа ть, греша тив солидных с ервисах). Даж е ес ли слесарь не порвет при этом ни один из чех лов, получаетс я долго и дорого (у «официалов» два пос ледних понятия неразделимы – клиент пла тит по нормочасам!).ПАРА ТРЕНИЯТормоза, потребляющие большое коли чество рас ходников, тоже нуждаются в рег улярном контроле. Ни чего у добнее роликового с тенда пока не придумали – пла тформенные аналоги (где д ля замеров используют инерцию ка тящегося авто) дают лишь весьма прибли-зительную картину. Именно ролики чаще всего служат камнем преткновения, так как точность замеров напрямую зависит от их сос тояния. Наиболее распространенный нынче вариант – дета ли с долгове чным кремниевым покрытием. Недостаток один – эти ролики не переваривают шипов! Ни чего удивительного – твердосплавный «режущий инструмент» за одну зиму ум удряется съес ть даже с тальные въездные направляющие стенда! Для шипованной резины используют ролики иных типов. Барабаны с наваренными по образующим металлическими полосами безвредны д ля200 За рулем 07/2007 протектора, но беспощадны кстенду – ударные нагрузки быстро разрушают подшипники. Другой вариант – с установленными в шахматном порядке крючками (с изгибом в сторону вращения) – работает мягко, зато слегка рвет резину. Однако клиента такие мелочи, как правило, не волнуют. Критично другое – ролики разных типов невзаимозаменяемы! Это значит, что переобуть стенд по сезону нельзя – приспосабливаться приходится автовладельцу. Впрочем, по отношению к сервису он только этим и занимается – не привыкать. А вот измерительные системы во всех случаях аналогичны: о том, что и как можно проверить, мы не раз рассказывали читателям. Да и вряд ли кто из владельцев никогда не держал в руках диагностической карты – базового документа ТО. Современные стенды куда «умнее» прежних, так как способны учесть конструк-тивные особенности машины. Чтобы, к примеру, «обойти» неотключаемую вискомуфту, ролики вращают в противоположные стороны, обездвиживая таким образом карданный вал. С АBS еще проще – начальная скорость торможения на стенде соответствует 5,2км/ч, когда система бездействует (порог ее срабатывания выше).КАРДИОЦЕНТРДвигатель и его системы громоздкого оборудования не требуют. Чтобы считать коды неисправностей, хватает портативного сканера. Но для окончательных выводов этого, как правило, недостаточно – сложный организм требует комплексного подхода. Необходимое дополнение – четырехкомпонентный (СО, СО 2, СН, О 2) газоанализатор. В его показаниях содержится масса полезной информации, важно лишь суметь ее прочитать. Так, снижение уровня СО2 связано с пропусками воспламенения или дырамив выпускной системе, избыток СН образуется при неполном сгорании топлива и повышенном расходе масла на угар и т.д. Давно канул в Лету неудобный компрессометр – нынче этот параметр оценивают по току, потребляемому стартером на такте сжатия в каждом цилиндре (разумеется, при отключенном бензонасосе). Компактный тестер позволяет оценить состояние энергосистемы (измеренные на разных режимах токи и напряжения сравнивают с эталоном). Придумали даже прибор, реагирующий на присутствие СО2 в охлаждающей жидкости. Его задача известить о негерметичности – обычно стыка блока и головки цилиндров! Конечно, всего применяемого оборудования не перечесть – здесь упомянуто основное. Но и его достаточно, чтобы в ремонт автомобиль приняли не по одежке, а в соответствии с реальной необходимостью.Управлять тормозным стендом может один человек, не выходя при этом из кабины.Редакция благодарит компанию «СФЕРА-СЕРВИС» запомощь в подготовке материала.На правах рекламы6 ëó÷øèõ àðîìàòîâ ñ èñïîëüçîâàíèåì àðîìàòè÷åñêèõ ìàñåë îáåñïå÷àò ïðèÿòíûé çàïàõ â ñàëîíå âàøåãî àâòîìîáèëÿ â òå÷åíèå íå ìåíåå ÷åì 60 äíåé. Èñïîëüçîâàíèå ìåìáðàííîé òåõíîëîãèè ñ âîçìîæíîñòüþ ðåãóëèðîâêè íàñûùåííîñòè àðîìàòà â ñàëîíå. Ëåãîê â ïðèìåíåíèèЗа рулем 07/2007 201