202
203
РЕМОНТ И СЕРВИСМАСТЕРСКАЯ ПРИВОД ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМАТак держать!Цепь привода ГРМ должна быть правильно на тянута, за этим с ледит специа льное ус тройство – на тяжитель. О некоторых оте чественных новинках рассказывает Анатолий Вайсман.Вместе с появ лением верхнева льных двигателей внедрили прос той и надежный привод ГРМ цепью. Но без минусов не обошлось – цепь и звездочки постепенно изнашиваются, привод шумит вс е громче, извещая владельца о необ ходимости вмеша тельства. Извес тны конструкции двигателей, где натяжение цепи ГРМ вообще не рег улируют – при определенном износе цепь просто заменяют. Вряд ли это можно с читать подарком – замена стоит дорого! Большинство разработчиков предпочитают иной подход: д ля хо-рошей работы двиг ателя на протяж ении всего пробег аж елательно под держивать натяжение цепи максимально стабильным. Причем ре чь ту т не только об осредненном показа теле, но ио коле баниях цепи, которые ну жно сглаживать. В итог е конс трукторских поисков родились два необ ходимых устройства – на тяжитель цепи и успокоитель ее колебаний. Известны два основных типа натяжителей – гидрав лический и механи ческий. Первые на отечественных автомобилях не показали с ебя надежными, а чем грозита бНаиболее известный нынче на рынке на тяжитель-автомат – фирмы РОДОС. Принцип работы очень прост (рис. а): шток 4, напоминающий зуб чатую рейку , выдвиг ается под дейс твием тарированной пружины 1 – тем больше, чем д линнее цепь. Подпру жиненная соба чка 3 препятствует обратному ходу штока под действием колебаний цепи. Механизм пос тавляется в продаж у во взведенном состоянии (см. рис. б) – установочный штиф т2 зафиксирован «чекой» 5 через отверс тия. Поставив устройство на двигатель, чеку извлекают – и шток выдвине тся, натянув цепь. Максимальное расс тояние от фланца до пяты штока – 73 мм. Это гарантирует достаточное натяжение даж е сильно изношенной цепи и порой спас ает от беды при оборванном успокоителе.Принципиально новое изделие на рынке на тяжителей – ISAI. По присоединительным размерам и максимальному выход у штока (73 мм) оно иденти чно РОДОСу. Конс трукция очень ж есткая (рис. а), шток 1 выдвигается за счет вращения в резьбе М14х2,0 корпуса 2. А задае т вращение тарированная пру жина 4 часового типа, соединенная одним концом с корпусом, другим – с осью привода 3. Во взведенном состоянии (а) ме ханизм у держивается фикс атором 6 под колпачком 5. Фиксатор – кусочек мягкой проволоки и т.п. Пос тавив на тяжитель на двиг атель, колпа чок свинчиваем – цепь на тянется (рис. б). У брав фикс атор, колпа чок навинчиваем обра тно, чтобы исключить те чь мас ла. Ес ли понадобитс я ос лабить цепь, снимать натяжитель не нужно, – «свинтив» колпачок, отверткой вращаем хвостовик против часовой стрелки, взвод я пру жину – шток у тапливается. Наж ав на него башмаком цепи, фиксируем от проворота, затем вкладываем в защитный колпачок фиксатор и навинчиваем его. Натяжитель останется в этом положении.абослабление цепи – извес тно. Р абота двигателя сопровож дается разнообразными вибрациями – в час тности, провисша я цепь хлещет по звездочкам и ломает успокоитель. Получив свободу , она мож ет перескочить через зу бья; и у дары поршней по клапанам завершают картину аварии. Неспроста многие отказываются от гидравлики в пользу простой механики. Одно из таких ус тройств – на тяжитель цепи ВАЗ-2101. Конс труктивно он довольно с ложен, хотя и не ав томат. Цепь надо периодически под тягивать. К тому же он не без «болячек». Бывает, от ударов цепью шток у тапливается, сползает в цанговом зажиме, а силы пру жины д ля обра тного движения ма ло. Ес ли д лина изношенной цепи у же на пределе, то этот на тяжитель (даже исправный!) не спасает – не хва тает хода штока. Ведь максима льное расс тояние от его конца до фланца вс его 68 мм. И тогда ломаетс я успокоите ль... Поэтому некоторые уме льцы, не дожида ясь беды, надевают на шток удлинитель. Современные на тяжители – ав томатические. Поставил такой, цепь натянулась – и о ней можно надолго забыть. Часть показанных нами натяжителей РОДОС предназначена для замены ими устаревших ус тройств на любых ав томобилях «Жигули». Благодаря солидному вылету штока они год ятся и для двигателя ВАЗ21213; создан на тяжитель и на двиг атель «Нивы» ВАЗ-21214 вмес то штатного гидравлического на тяжителя, на который ес ть жалобы. Кроме того, Р ОДОС пос тавляет комплект из двух оригинальных натяжителей гидромеханического действия (давление масла в помощь пружине) для двигателей ЗМЗ-405 и 406 – опятьтаки взамен штатных гидравлических. С точки зрения ремонтника, есть у натяжителей этой фирмы один недос таток: нередко требуется ослабить натяжение цепи, а сР ОДОСом это не легко. У топить шток и зафиксировать его чекой, не сняв на тяжи-202 За рулем 07/2007 Натяжитель РОДОС для двигателей ВАЗ«классика». Шток максимально выдвинут – 73 мм от пяты до фланца крепления.Натяжитель РОДОС смешанного, гидромеханического типа для двигателей ЗМЗ-405, 406. В помощь пружине – давление масла. Стрелкой указано отверстие для его подачи.Натяжитель ISAI для двигателей ВАЗ-«классика» во взведенном перед установкой состоянии. Максимальное расстояние от фланца до пяты – 73 мм.Натяжитель ISAI для двигателей ЗМЗ-405, 406 с подачей масла к цепи привода ГРМ. Для этого на корпусе сделана канавка, показанная стрелкой.тель, практически невозможно. Да и на снятом это получится не сразу. Кроме того, несколько смущает... изящество насечки на рейке. Мелкий шаг призван сделать работу натяжителя почти бесступенчатой, но требования к качеству материала должны быть весьма жесткие – ведь узел сдерживает сильные вибрации! Что будет, если в технологии случится небольшой сбой? Как поведет себя ажурная конструкция штока при будничной для моторов ВАЗ поломке упора на башмаке натяжителя – и «косой» нагрузке на пяту штока? Особенно актуаль-но это для мотора 21214: удлиненный шток увеличивает плечо действия силы. Надеемся, эти опасения развеет время. А пока изделие РОДОС привлекает многих хорошим исполнением и, с учетом большого «тиража», – невысокой ценой (около 350 рублей). Натяжители ISAI на рынке довольно редки, что объясняется меньшими производственными мощностями изготовителя. Цена – около 400 рублей. Нас привлекли вних простота и высокая жесткость конструкции без «ажурных» деталей, бесступенчатость регулирования и удобство работы во время ремонта. Предназначены натяжители для моторов «классики» ВАЗ, «Нивы» ВАЗ-21213 и 21214 и для некоторых ЗМЗ. Что касается последних, то разработчик ISAI учел тяжелые условия работы цепей привода ГРМ, особенно – верхней, из-за недостатка смазки. Для этих моторов созданы натяжители, устанавливаемые вместо гидравлических, причем они обеспечивают дополнительную подачу масла (для этого на корпусе сделана канавка) непосредственно к цепям. Срок службы приводов существенно увеличивается. Условия работы цепи простыми не назовешь. Из-за износа шарнирных соединений ее длина и шаг постепенно увеличиваются – и цепь перестает правильно ложиться на звездочки. Другая беда в том, что цепь изнашивается не совсем равномерно – причина не только вразбросе свойств материала, но ив различной нагруженности звеньев на разных участках. Факторов – несколько. Числа зубьев звездочек и звеньев в идеале не должны быть кратными. Но, увы… Например, на «копейке» цепь из 114 звеньев работает по звездочке ГРМ с 38 зубьями – кратность равна трем. Значит, при определенных условиях возможен повышенный износ отдельных участков цепи (представьте постоянное повторение «встреч» более нагруженных зубьев с соответствующими звеньями). Ведь сам клапанный механизм нагружает цепь неравномерно (ЗР, 2001, №3) – усилия клапанных пружин то разгоняют, то тормозят цепь, возбуждая ее колебания. Автомобилист же имеет дело с «конечным результатом» – при работе цепь может бить по звездочкам, и этого надо избежать! В дело вступают натяжитель и успокоитель. Первый напрямую ограничивает свободу цепи – значит, и амплитуду колебаний. Второй гасит усиливающиеся по какой-либо причине колебания, не давая развиться резонансу. Оба устройства одинаково важны для долгой и безотказной работы мотора.На правах рекламы