226
227
РЕМОНТ И СЕРВИСМАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯЧайная церемонияНасос ох лаждающей жидкос ти мож ет преподносить сюрпризы. Слово Анатолию Вайсману.На поверхнос тный взг ляд, жидкостное охлаждение двигателя устроено просто. Цилиндры и их камеры сгорания омываютс я потоком жидкос ти – она отбирает у них излишнее тепло и уносит в радиа тор, который ох лаждается вс тречным воздушным потоком. Правда, последний не всегда настолько силен, чтобы обойтись без помощи вентилятора. Если мотор отдает высокую мощнос ть при небольшой скорос ти движения (езда по тяж елым грунтовым дорогам, б уксировка, за тяжные подъемы и т.п.), то вентилятор – это пос ледний «спасательный круг», отказ которого фатален для двигателя. Но если сам перенос тепла от двиг ателя к радиатору нару-шен – как ни об дувай его, перегрева не избежать. Если плясать от печки – горячих деталей, то сразу заметим: д ля успешной передачи тепла от них к жидкос ти ну жен надежный контакт. Рж авчина, грязь, накипь на границе раздела затрудняют теплопередачу: жидкость уносит меньше тепла, чем треб ует выбранный режим, – температура поршней, колец, цилиндров, головки блока и т.д. опасно нарас тает, усиливаютс я их терми ческие деформации, быс тро прогрессиру ет износ. Заметим: да тчик темпера туры эту беду может не заме чать – ведь он контролиру ет нагрев жидкос ти и внешней с тенки головки блока цилиндров, а в каких- то ваСудя по этому биению, ни безработица, ни простой авторемонтникам не грозят! Оказалось, лопатки одной стороны задевали корпус, а на противоположной зазор превышал 2 мм. Не в этом ли при чина снижения производительности? На небольшом фото «потертостей» не видно, но они есть. Кстати, а как при этом с лужилось подшипникам?.. Наконец, почему из-под ступицы крыльчатки прет ржавчина? Да потому, что крыльчатка посажена на вал с перекосом – есть зазор, где началась коррозия. Значит, насос уже был обречен. Короче, помпу пришлось заменить. Старались не зря: температурная характеристика двигателя тут же вернулась к норме.Крыльчатка побольше (черная пластмассовая) – от помпы «Шеви-Нивы» с пробегом 15 тыс. км. Хозяин давно заметил, что его машина прогревалась до рабочей температуры необычно быстро, и не злоупотреблял высокими скоростями и нагрузкой. Зачем рисковать? В гарантийную службу не обращался, поскольку в добродетельность фирменного сервиса никогда не верил. По сравнению с «классической» крыльчатка новой «Нивы» больше примерно на 10 мм, но в чертежах немало других размеров – например, монтажный зазор между крыльчаткой и корпусом. В старых вазовских книгах его обычно указывали – ведь от него зависит работоспособность насоса. Грубо говоря: сделайте вместо одного миллиметра десять – и помпа будет лишь перемешивать воду, но не качать. Проверяя зазоры, мы нашли небывалое биение крыльчатки на оси!риантах – других узлов, например, выпускного па трубка на головке блока или бачка радиа тора. Темпера туры важнейших деталей внутри двигателя контролируются, в сущности, косвенно и довольно приблизительно – соответс твующие зависимости ту т да леко не прос тые. Таким образом, в охлаждении двигателя – свои правила игры: худо, если в этом оркестре фальшивит хоть одна скрипка! Чтобы не бороться с грязью и накипью, не экономьте на ох лаждающей жидкос ти. Тем более не заменяйте ее с уррогатом или водой абы откуда. Есть и другие способы нарушить теплопередачу – например, хорошенько перегреть жидкос ть, чтобы она кипела. Стенки в контакте с паровыми пузырями практически не охлаждаются и повреждение двигателя закономерно, при чем цена ремонта окаж ется весьма впе чатляющей – ведь придетс я ус транять пос ледствия остаточной терми ческой деформации («коробления») крупных дета лей – в первую очередь, алюминиевой головки блока цилиндров. В некоторых с лучаях ( чрезмерная деформация головки, трещины) ее ремонт совершенно теряет смыс л – весь узел заменяют новым. Нередко виновником беды оказывается неисправный термостат с неплотно закрывающимся байпасным клапаном (обеспечивающим движ ение непрогретой жидкос ти по ма лому круг у циркуляции, без ох лаждения в радиа торе, и более скорый прогрев двиг ателя до рабочей темпера туры). Но ес ли даж е пос ле полного прогрева двиг ателя неисправный клапан ос танется приоткрыт, зна чительная час ть жидкос ти продолжит движение по ма лому круг у, и двиг атель с ухудшившимся ох лаждением закономерно начнет перегреваться. Чтобы свес ти риск закипания к минимуму, сис тему ох лаждения де лают герме-226 За рулем 08/2007 Проблемы с охлаждением владелец 16-клапанной «десятки» заметил примерно к 40 тысячам. Ни с того ни с сего на машине появился «ограничитель»: стоило на четвертой или пятой передаче разогнаться до 80–90 км/ч, как температура начинала подниматься, грозя сделать из машины самовар, хотя при меньших нагрузках все было в норме. Позже выяснилось, что скорость и передача – нипри чем, просто по достижении двигателем 2500 об/мин система охлаждения с задачей не справлялась. Троекратная замена термостата успеха не принесла. В чем же дело? Обследовали двигатель – на холостых все нормально, вентилятор включается около 105°С, утечек нет. Может быть, прогорела прокладка головки? Но в расширительном бачке не булькает, тосол чист и светел. На всякий случай заменили известную капризами пробку расширительного бачка – не помогло. Кто знает, как долго мы искали бы неисправность – помог счастливый случай. Призамене ремня ГРМ механик заметил люфт вала помпы, который в дальнейшем мог отразиться на работе ремня. Оказалось, что уже при небольшом усилии пластмассовая крыльчатка на валу начинает прокручиваться! Взгляните на фото: при повышении оборотов нагрузка на лопасти росла, вал прокручивался в крыльчатке и помпа сдавала… Отмечу: при нормальной посадке крыльчатки на вал ее не провернуть – скорей захрустят пластмассовые лопатки.тичной – в ней поддерживается избыточное давление, и охлаждающая жидкость может нагреваться до 115–120 градусов без кипения. Но тут малейшее нарушение герметичности (неплотность пробки расширительного бачка и т.п.) недопустимо. Наконец, для эффективной работы системы охлаждения необходимы еще дваусловия: жидкости в ней должно быть достаточно и она обязана интенсивно циркулировать, нигде не застаиваясь. Иначе и это приведет к закипанию в каких-то зонах, еще большему ухудшению циркуляции и закономерному следствию – перегреву мотора. В чем же тут дело? Насос плохо прокачивает вспененную жид-кость с большим объемом пузырей, ведь его крыльчатка рассчитана на работу сплотной жидкостью, а вовсе не газом. Сами же пузыри, собираясь в верхних зонах системы, работают как своеобразныепробки: «не желая» двигаться вместе с жидкостью, они все сильнее мешают ее циркуляции. При каком-то «критическом» объеме пузырей напор насоса, ибез того сниженный, становится недостаточен для прокачивания жидкости – итеперь никакой циркуляции в системе охлаждения он не обеспечивает. Дальнейшее – настоящая катастрофа: остановленная жидкость в контакте с раскаленными стенками начинает кипеть во всем объеме рубашки охлаждения, а это приговор двигателю. Заметьте: все, о чем мы говорили выше, подразумевало, что сам насос в порядке. Но иу него бывают разнообразные «болячки»! Всегда ли насос – внешне благополучный, с исправным приводом – прокачивает достаточное количество жидкости? Увы, это не так. К сожалению, случаев, когда насос подводит хозяина, не счесть. Технические причины этого самые разные, а вот их основа одна – низкое качество того, что производят заводы.На правах рекламы