244
245
246
247
ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯтановленные знаками лимиты. Д ля этого машину снаб дили г лазами-видеокамерами, мозгом-компьютером, что позволило разли чить среди множества объектов с тандартные знаки, транс лировать их изображ ение на дисплей и ав томатически ограничить скорость! Не всем, конечно, понравитс я, но окончательное решение ос тается за водителем, он смож ет преодолеть сопротив ление педали и добавить газу. Деление на пассивную и активную безопаснос ть мож ет вовсе уйти в прошлое. Сис темы на чинают прорас тать друг в друга и обменива ться самой разнообразной информацией. Например, ESP фиксиру ет боковое скольж ение и ускоряет срабатывание боковых подушек вс лучае пос ледующего бокового у дара, повыша я их эффективность. Эта ф ункция названа Early Pole Cr ash Detection. А вот в Secondary Collision M itigation сигна лы идут в обра тную с торону: от сработавших эйрбегов к системе ESP. За чем? Дело в том, что часто за первым ударом следует пов торное с толкновение, а водитель, как правило, у же не в состоянии управ лять машиной. Ту т-то ESP и обеспечит экстренное тормож ение, снизив силу в торого у дара, а то и вовсе предотвратив его.Глазами автомобиля отныне будут не фары, а радары, видеокамеры, лазерные сканеры.Сэкономить на штрафах, спасти жизньФирма «Бош» устроила в городке Бокс берг брифинг д ля автожурналистов, г де показа ла в действии целый ряд новинок, которые автомобилистам предстоит освоить в недалеком б удущем. Р ечь шла о самых насущных проблемах: безопасности, экологии и даж ео создании по-нас тоящему дешевого народного автомобиля. В этот раз расскаж ем о новых сис темах безопаснос ти: пассивной, активной и даж е очень активной. Первые спасают жизни пос ле с толкновения, вторые – стремятся его предотвратить, а третьи (название которым еще не придумано) позволят исключить даж е предпосылки кД ТП, создаваемые нерадивыми водителями. Вот, например, превышение скорос ти – одна из г лавнейших при чин тяж елых аварий. До сих пор его пыта лись предотвратить извне с помощью милицейских радаров да все увели чивающихся в размере штрафов. «Бош» подошел к проблеме с другого конца: он запретил ав томобилю (не водителю!) превыша ть ус-Они увидят ребенка, выбежавшего на дорогу, и активируют экстренное торможение.Водитель не только увидит знаки прямо на комбинации приборов, но и ощутит автоматическое снижение скорости.244 За рулем 08/2007 МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ Алексей Воробьев-ОбуховНа правах рекламыНе виляйте задомЛетом на дорогах резко увеличивается поток дачников и отпускников. Первые везут всевозможный скарб или стройматериалы в прицепе, вторые тащат «на крюке» катер или целый дом на колесах. Общее у обеих групп одно – дополнительная повозка. При неумелом вождении прицеп иногда начинает вилять и может даже опрокинуть автомобиль. Чтобы парировать его дестабилизирующее воздействие, необходима определенная тренировка. Обычно помогает сброс газа или даже короткое, но энергичное торможение. В автомобилях «Опель» эту задачу решает компьютер. Если фаркоп заказан с завода-изготовителя при покупке автомобиля, то впрограмме для ESP будет прописан алгоритм действий при езде с прицепом. Датчики в считанные миллисекунды уловят и выделят вызванные им колебания. Стоит им перейти допустимые границы, как тягач сбросит скорость или даже притормозит на мгновение. Причем ровно настолько, сколько нужно для стабилизации прицепа. Устройство, безусловно, полезное, но и дорогое: так называемый «караван-пакет», включающий, правда, и сам фаркоп, и систему стабилизации уровня задней подвески, стоит около 1500 евро.Новая система предназначена, прежде всего, для таких тяжелых прицепов. ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯРазумеется, о плагиате речь не идет – японские инж енеры не менее изобретательны, чем немецкие. И принялись они усовершенствовать собс твенную сис тему рег улирования фаз VVT-i (Variable Valve Timingintelligent), способную плавно изменять моменты открытия и закрытия впускных клапанов. Для управ ления г азом разработчики прос то добавили еще одно устройство, изменяющее высоту подъема этих клапанов. Р азумеется, бесс тупенчато и от нуля до максиму ма. В отличие от немецких конкурентов, в свое время опу бликовавших с хему «Вэлв троника», японцы не с тали рисковать и ограни чились пере числением дос тоинств своего «Вэлвматика»: это сниж ение выбросов С О2 на 5–10% при одновременном повышении мощности двиг ателя на 10%. Весьма недурно – такие «скромные» (но реальные!) достижения нынче даютс я ценой немалых усилий. «Тойота» настолько уверена в перспективнос ти своей версии, что у же объявила о предстоящем переводе на «Вэлвматик» всей линейки бензиновых двигателей, начиная с 2010 модельного года.«Матик» вместо «Троника»«Тойота» анонсирова ла ус тройство д ля управ ления впускными клапанами под названием «Вэлвма тик». Созв учность с «Вэлв троником», изобретенным БМВ, не с лучайна, поскольку назна чение обеих систем одинаковое: избавиться от дросс ельной зас лонки как ис точника потерь и элемента, рег улирующего обороты двигателя.2314На схеме, опубликованной «Тойотой», видно лишь, что добавился некий механизм управления подъемом впускных клапанов. Принцип его работы держится в тайне. Элементы устройства «Вэлвматик»: 1 – механизм регулирования подъема; 2 – VVT-i впускных клапанов; 3 –VVT-i выпускных клапанов; 4 – привод механизма регулирования подъема.Прикрытый натурализмАвтомобилестроение дает мощный с тимул д ля развития разнообразных технологий, в чем помог ают и экологи, настойчиво требуя быть ближ ек природе, не наносить ей вреда химическими производс твами. Вот, например, обивка двери новой «пятерки» БМВ выполнена из на туральных волокон. Они, однако, не с лишком красивы, а потом у «на турализм» необ ходимо прикрыть декоративной пленкой. Проблема, которую пос тавила перед собой фирма «Д жонсонКонтролс», заключа лась в том, чтобы оклеива ть основ у дв ухцветным ламина том за один прием! Понятно, что можно довольно точно отпечатать необходимый рис унок на пленке. А вот попробуйте наклеить его так, чтобы границы цвета идеально совпа ли с отформованными элементами. Притом пленка должна рас тягиваться (иначе как уложить ее без складок на трехмерную основу), а несовпадение цветовых границ и граней основы не может превыша ть долей миллиметра! Это, однако, не вс е: робот долж ен помнить до 100 тыс. (!) вариантов отде лки панелей, а уровень брака ограничили двумя процентами. Технология, естественно, составляет с трого охраняемуюСветлая и темная половинки на де ле составляют одно целое, причем рисунок идеально совпадает с отформованным рельефом основы.коммерческую тайну. Вот только не слишком ли опрометчиво было оснаща ть ею завод вШеньяне Китайцы умеют ? очень быс тро докапываться до сути и перенимать чужой опыт...246 За рулем 08/2007 Довольно часто изобретения приходят в серийные автомобили после обкатки в болидах формулы 1. Неудивительно: поначалу стоимость новинок зашкаливает, что не дает им конкурировать с традиционными решениями. Но технологии совершенствуются – то, что вчера было запредельно дорого, мало-помалу становится общедоступным. «Торотрак» – такое название придумали авторы для своего детища (и одновременно для фирмы) – может перевернуть наши представления о коробках передач. Компактное устройство состоит из двух узлов – тороидального бесступенчатого вариатора и планетарного суммирующего механизма. Вот как оно работает. Вариатор содержит две пары ведущих и ведомых дисков, поверхность которых имеет углубления тороидальной формы (отсюда и название). Между ними зажаты паразитные колеса, оси которых могут откло-няться управляющим механизмом так, что контакт с дисками никогда не теряется, но происходит либо по их внешнему, либо по внутреннему диаметру. От этого и зависит передаточное отношение. Работает такая передача не «всухую», а через тончайший слой синтетической жидкости с длинными молекулами. Благодаря этому механический КПД достигает 90%. Суммирующий механизм заменяет переключатель переднего и заднего хода, а также нейтрали. По сути, это планетарная передача, один из элементов которой соединен с валом двигателя, второй – свыходом вариатора, а третий – с ведущими колесами авто. Взависимости от передаточного числа вариатора колеса могут вращаться вперед, назад или вовсе стоять на месте (нейтральное положение). Новинка должна появиться в болидах формулы 1в 2009 году, когда вступят в силу новые правила по защите экологии.Собственно вариатор расположен на верхнем валу, на нижнем – суммирующий механизм. Паразитные колеса при разных передаточных отношениях занимают положения А или Б.На правах рекламыВсе начинается сформулыЗа рулем 08/2007 247