254
255
256
257
СПОРТFORD FIESTA ДЛЯ «ТУРИНГ ЛАЙТ»Парное катаниеНакануне старта сезона по кольцевым гонкам в категории «Туринг Лайт» с боевыми «фордами» команды «ЛУКОЙЛ РЕЙСИНГ ТИМ ФОРД» познакомился Игорь Козлов. Фото: Константин Якубов.254 За рулем 08/2007 То, что машины – плод сотрудничества «Форда» и «ЛУКОЙЛа», ясно из названия команды. Интерес обоюдный – первый надеется увели чить продажи гражданской «Фиес ты» на фоне успехов в ав тоспорте, в торой – закрепить позиции в категории « Туринг Лайт» благодаря с торонней техни ческой поддержке.НАЧАЛО ПУТИОпыта в пос тройке спортивных машин «лукойловцам» не занимать – в ав тоспорте команда у же более дес яти лет. Вот и две спортивные «Фиесты» здесь спроектирова ли и собрали с нуля за два с небольшим мес яца! На первых же пробных гонках машины показали неплохой результа т: несмотря на незначительный перегрев моторов, пилоты команды Алексей Дудукало и Аркадий Пав ловский привезли, соответственно, первое и третье место. Как признались создатели, такого высокого результата они не ожидали. Не сказа ть, однако, что вс е шло как по мас лу. Создать быстрый спортивный ав томобиль в рамках техни ческого регламента группы N, предусматривающего минимум вмешательств в конс трукцию, по определению с ложно. Тем более что пос ледняя модель«Фиесты», прямо скаж ем, не лучший донор д ля ав тоспорта по причине... своего соответствия ж естким экологи ческим нормам Евро IV. Шутка ли, двигатель 1,6 л «вдыхает» воздух через кроше чный дросс ельный узел диаметром вс его 48 мм! Каза лось, что проще – поставь дета ль уве личенного диаметра и пус ть с ебе мотор дышит полной грудью. Однако такие переделки запрещены техническим регламентом, так что д ля на чала пришлось добиться снятия ограничений.ЗАКОН И ПОРЯДОКУбеждали орг анизаторов вместе с конкурентами, у которых возникли с хожие проблемы на «Ситроене-С2». В положите льном результа те не сомневались: техни ческий рег ламент категории «Туринг Лайт», выросшей из «Ку бка Поло», ос тался неизменным с тех давних пор, когда вс еи выс тупали на «фольксвагенах-поло». Теперь же команды оказались в неравных условиях, поскольку разрешенный «чип- тюнинг» позволял моторам «Поло» развива ть около 140 л. с., в то врем я как изначально «задушенные» двигатели конкурентов были явно слабее. Орг анизаторам пришлось пойти на ус тупки, позволив использовать другой дроссельный у зел, но лишь с ерийный для авто данной марки.Серийный мотор оснастили внешним бачком вентиляции картера, уловителем масла в поддоне и иным дроссельным узлом. Другие вмешательства – вне закона. СПОРТFORD FIESTA ДЛЯ «ТУРИНГ ЛАЙТ»Усилие сжатия и отбоя амортизаторов изменяют поворотом регуляторов, добиваясь оптимального поведения машины на конкре тной трассе.Щиток приборов «Мотэк» информирует гонщика не только об оборотах двигателя и скорости в текущий момент, но ио времени прохождения круга. Элементы комфорта уступили место регулятору тормозного баланса, выключателю «массы» и крану гидравлического ручника, а на пассажирском месте – системе пожаротушения.Сетка на каркасе служит боковой занавеской безопасности, дабы при перевороте рука пилота случайно не высунулась в проем разбитого стекла.Разрешили такж е сменить маховик двиг ателя на с тальной, так как чуг унный при неизбежных перегревах в «боевых» условиях может запросто разлететься. А вот с коробками передач проблем не было – их переделки допускали и прежде. Воспользовавшись разрешением, команда пос троила в штатном картере кулачковый пятиступенчатый агрегат. Немало х лопот дос тавила электроника. Комплекс «Мотэк» (Motec), совмещающий в себе контроллер управ ления двигателем, щиток приборов и систему телеметрии, преподнес сюрприз, отказавшись «дружить» со шта тной мультиплексной проводкой. А ведь на «совмес тимость характеров» инж енеры очень расс читывали: с этим комплексом ко-манда накопила немалый опыт выступлений в других классах, с ним свыкс я персона ли гонщики, да и периферийное оборудование (компьютеры, программы, переходники и пр.) уже освоено. Учитывая, что существенные изменения в базовой проводке не допускаютс я (так называема я «свободна я проводка» вне закона), пришлось решить проблему программными средствами. Прочие провода от греха подальше бережно укрыли пластиковыми гофрами – во время соревнований не то что скрутка, но и це льный провод может не с дюжить. Вс е проблемные учас тки дополнительно зафиксирова ли плас тиковыми хомутами, не ос тавив ни единого мес та, г де бы жг уты провисали, могли быть повре-Похоже, слабым звеном в конструкции станут тормоза: ведь изменения в конструкции рабочих механизмов не допускаются регламентом категории «Туринг Лайт».ждены агрегатами или кромками кузова.ЛЕГКОЙ ПОСТУПЬЮУж г де созда тели сполна да ли волю фантазии, так это в подвесках, благо такие переделкидопустимы (не льзя лишь менять кинема тику). С новыми усиленными пружинами, планшайбой рег улировки ж есткости и амортиза торами JRZ (подразделение именитой Koni) с рег улировкой усилия256 За рулем 08/2007 Каркас безопасности, сертифицированный и омологированный РАФ, интегрирован в кузов, который дополнительно проварен по швам. «Лишнее» железо призвано не только обезопасить пилота, но и повысить жесткость на скручивание. Обивки и шумоизоляция этой машине не нужны.сжатия и отбоя «Фиеста» словно припала к земле, став похожей на шустрого зверька, готовящегося к прыжку. Обувка, понятно, соответствующая – покрышки Yokohama размерности 190/55R15, посаженные на десятиспицевые ко-ваные диски ATS. Первое, что приходит на ум при беглом взгляде сквозь спицы таких «катков», – уж больно тормоза жиденькие. Однако технический регламент суров – рабочие механизмы (в первую очередь их диаметр) изменятьнельзя. Несоответствие прыти авто и способности замедляться (в Мячкове, например, есть участок торможения «в пол» со 170 до 20 км ч!) нивелировали подбором дисков и колодок, серийно производимых для «Фиесты» именитыми Brembo и ATF.На тоннеле пола появились неотъемлемые атрибуты любого спорткара – регулятор тормозного баланса, гидравлический ручник и аварийный выключатель «массы» (дублер, как и положено, снаружи на капоте). Перед глазами гонщика остался лишь дисплей уже упомянутого «Мотэка», все «ненужные» приборы и переключатели уступили место карбоновым вставкам. Более всего поразил каркас безопасности, сваренный из бесшовной стальной трубы диаметром 40 мм (толщина стенки 2мм!) и интегрированный в кузов. Конечно, такая конструкция тяжеловата, да и центр тяжести машины повышается, но безопасность пилота превыше всего. К тому же авто все равно не имеет права весить менее тонны (с гонщиком) – таковы правила. Поэтому массу демонтированных сидений, обшивок, шумоизоляции и прочих элементов комфорта компенсируют добавлением балласта. Сколько конкретно – зависит от результатов квалификации перед гонкой. Чем выше место, тем больше груза (максимальная масса автомобиля 1060 кг), дабы уравнять шансы участников, сделав соревнования более зрелищными. А в том, что сезон предстоит жаркий, команда не сомневается. Она ведь трудилась над машинами не просто для участия в гонках, а для победы.На правах рекламыЗа рулем 08/2007 257