158
159
160
162
ЭКОНОМИКАПРОФЕССИЯ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ВУЗЫАвтомобиль как точная наукаТотальная автомобилизация России выдвиг ает новые тре бования к специа листам отрасли. Где получить высшие и самые современные знания об автомобилях? В вуз поступал Андрей Морозов. Фото: Георгий Садков.КОНКУРСНАЯ ПРОФЕССИЯВысшее образование – продукт рыночный. Насколько с егодня ну жны в экономике те или иные специа листы, иллюстрируют конкурсы в разли чные иные вузы страны. В Московском гос ударственном техни ческом университете ( так с егодня называется Московский ав томеханический инс титут) у же несколько лет подряд конкурс увели чивается: в 2007-м году на одно место претендова ли пять абитуриентов! – Наверное, пришло время говорить, что профессия инженера, с толь популярна я во времена СССР, опять становится востребованной. А наше образование – прес тижным среди молодежи, – рассказывает проректор МГ ТУ (М АМИ) Игорь Колтунов. …Доска объяв лений д ля абитуриентов – моя первая остановка. Многолюдно.158 За рулем 09/2007 щее, долж ен был получить 28 баллов из 30 возможных! – С егодня М АМИ готовит специалистов 40 специа льностей, – пояснил И. Колтунов. – Если вес ти отсчет с 70- х годов прошлого века, ког да М АМИ стал интенсивно рас ти вмес те с ав томобильной отрас лью страны, то чис ло с тудентов увеличилось с3 до 15 тыс яч. В последние годы к тому жес ущественно расширилс я перечень специа льностей. К тем, что дес ятилетиями создава ли славу нашего образования, наш фирменный с тиль – проектирование, конс труирование, прибавились новые, современные кафедры. Мы готовим специа листов д ля ав тосервисов, инж енеров ав томатизированных систем управления производством, профессиАлеся влюблена в мотоциклы. А учится – на инженера-эколога.Вот парадный подъезд… МАМИ. Конструкторская фантазия студентов воплощается в созданные в МАМИ автомобили.– А вы не знаете, какие экзамены надо сдавать? – с характерным кавказским акцентом спрашивает молодой парень. Ответить мне с ложно – пытаемся разобраться на пару. В моем предс тавлении МАМИ всегда готовил инженеров – преж де всего, конс трукторов машин и механизмов. А теперь первой строчкой в списке специа льностей – дизайнер. По данным прошлого года абитуриент, который выбра л себе с толь творческое б уду-оналов по технологии инж енерной защиты окру жающей среды.НА КОГО ЖЕ УЧАТ?В середине 80-х, когда мне самому пришлось выбирать профессию, М АМИ с читался одним из самых «суровых» вузов. Небольшой по тем временам вступительный конкурс и сравнительно легкие экзамены таили в будущем сложность обучения. С первого дня с тудентов нагружали техническиЗа рулем 09/2007 159 ЭКОНОМИКАПРОФЕССИЯ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ВУЗЫми дисциплинами так, что казалось, надо спа ть ложитьс яс чертежным ту бусом. А тот, д ля кого ту бус не с тановился «лучшим другом», у же пос ле первой с ессии отправ лялся с лужить Родине под знаменами Советской Армии – отс ев в МАМИ был чрезвычайно высок. За прошедшие двадца ть лет с туденты сильно изменились внешне. Но ту бус остался – он в руках у каждого второго студента! – Наш подход к инженерному образованию во многом остался традиционным, – уверяет Колтунов. – Инж енер обязан быть технически готовым прочитать любой чертеж, люб ую схему. И без инж енерной графики, на чертательной г еометрии наше образование невозможно. Не снизился за эти годы и уровень требований. Д ействительно, в первую сессию можем отчис лить до половины студентов, которые не успевают по профилирующим предметам. Без лишних разговоров расстаемся даже со студентами платных отделений, ес ли они не могут сдать сессию.ФАКУЛЬТЕТЫ МАМИСегодня в МГТУ-МАМИ готовят будущих специалистов на шести факультетах (на дневном, вечернем и заочном отде лениях). Продолжительность обучения на дневном отде лении: бакалавра – 4 года, инженера – 5 лет, магистра – 6 лет.АВТОМОБИЛИ И ТРАКТОРЫКафедра «Ав томобили» этого факультета – пож алуй, «фирменная» в университете. Здесь уча т самым что ни на есть ав томобильным специальностям: «Ав томобилестроение», «С ервис транспортных и технологи ческих машин и оборудования», «Ав тосервис», а также готовят бакалавров и магистров по направлению «Наземные транспортные средства». Здесь же работает знаменитое с туденческое конс трукторское бюро, где воплощаютс яв мета лле и пластике самые смелые ав томобильные фантазии. Кс тати, произведения с туденческой мысли можно пощупа ть руками прямо во дворе МАМИ или в холле центрального здания. На ав томобильном факультете готовят и дизайнеров. Конкурс на эту специа льность – самый высокий в университете (до 10 человек на мес то!).«Двигатели вну треннего сгорания». А кафедра « Транспортные г азотурбинные двигатели» этого факультета вообще единственная в России. На кафедре «Электрооборудование» уча тся б удущие профессионалы по специа льностям «Электри ческое и электронное обору дование автомобилей», «Электронные и микропроцессорные сис темы», «Эксплуатация и диагностика электрического и электронного обору дования», «Электротехника и компьютеризированные электромеханические системы».ное производс тво… церковных колоколов в литейном цехе АМО-ЗИЛ. Г лавная звонница Храма Христа Спасителя в Москве «поет» голосами, созданными в МАМИ. Кроме традиционных кафедр («Кузовостроение» и др.), на факультете у же почти 30 лет работает кафедра «Экология и безопаснос ть жизнеде ятельности», на которой готовят профессионалов по инженерной защите окру жающей среды.АВТОМАТИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕКафедра «Ав томатика и процессы управления» – ведущая в облас ти информационных технологий. Е е выпускники работают не только в ав томобильной отрас ли, но ив других с ферах; например, их с удовольствием принимают на работу... крупнейшие банки.МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙГлавная кафедра этого факультета готовит инж енеров по специа лизации « Технология машинос троения». Кроме того, работают кафедры «Стандартизация, метрология ис ертификация» и «Ав томатизированные с таночные системы и инструменты».ВЫПУСКНИКОВ ЦЕНИТ «ОБОРОНКА»Головная боль с егодняшнего студента – найти работу пос ле окончания вуза. Ведь что греха таить, оте чественный ав топром переживает не лучшие времена. А инос транные производители, возвод ящие свои предприятия в России, особого интереса к инж енерам из МАМИ пока не прояв ляют. По мнению проректора МГ ТУ, это временно, скоро такой интерес появится: – У меня ес ть повод д ля оптимизма: например, менед жеры, работающие в крупном автоцентре « Тойота-Кунцево» – почти сплошь наши выпускники. Зна чит, инос транные компании ценят наше образование. Как ценит его и наша «оборонка», г де с туденты М АМИ сейчас легко находят работу по специальности. Я уверен – через несколько лет понадобятсяЭКОНОМИЧЕСКИЙЗдесь уМ АМИ – огромный опыт: кафедра «Экономика и организация производс тва» основана еще в 1945 году! Не менее популярна нова я кафедра «Маркетинг и менед жмент», где студентов учат разрабатывать инновационные проекты, бизнес-планы, с тратегические программы.ЭНЕРГОМАШИНОСТРОЕНИЕ И ПРИБОРОСТРОЕНИЕГлавная кафедра факультета – «Автомобильные двиг атели». Здесь готов ят бака лавров и магистров по направ лению «Энергомашиностроение» и инженеров по специальностиКОНСТРУКТОРСКОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙЛюбопытный факт: на кафедре «Машины и технология литейного производс тва», помимо основной конс трукторской де ятельности, разработали и организовали уникаль-Какой бы факультет выбрать?..160 За рулем 09/2007 ЭКОНОМИКАПРОФЕССИЯ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ВУЗЫнаши специа листы и на ав топроизводстве. Ведь без инж енеров любое предприятие неработоспособно – хоть оте чественное, хоть иностранное. Но в любом с лучае, по с татистике, 94% выпускников МАМИ в первый же год находят работу. По данным Комитета тру да и занятос ти Москвы, на учете по тру доустройству выпускники МАМИ не стоят. О качестве образования говорит и тот факт, что вМ АМИ по-прежнему об учается немало иностранцев, в первую очередь из тех с тран, где активно развивается ав томобилестроение (Китай, Индия и т.д.). – Наших специалистов ценят во всем мире. Даже в Израиле у выпускника М АМИ проблем с трудоустройством по специальности не возникает, – рассказывает И. Колтунов. – Р азобраться в специфике того или иного производства и применить свои знания наши выпускники могут фактически в любой производственной сфере. А вот что касается узкой специа лизации, дополнительного образования, здесь мы пока проигрываем передовым инос транным в узам. Для подготовки таких специалистов ну жны колосса льные средства, которые должны в ложить в подготовку своих кадров компании-производители. У бежден, что скоро такой процесс начнется иу нас. …Стать с тудентом М АМИ мне не удалось. Во-первых, возраст не тот. Да и техни ческие дисциплины не дава лись мне еще в средней школе – плохой из меня вышел бы инженер. Но даже д ля такого «нетехни ческого» человека, как я, здесь нашлась новая интересная специальность – «Автомобильный туризм». Перв ую группу набирают в этом году. Кс тати, я и сам много интересного мог бы рассказать на эту тему… В 30 в узах с траны готовят инженеров дорожного хозяйства (специа льность – «Ав томобильные дороги»). Но об этом – рассказ в одном из б удущих номеров.МАДИ – головной вуз по подготовке дорожников. Здесь готовят специалистов по 25 направлениям, и не только по строительству автодорог и эксплуатации автотранспорта. Среди новых специальностей – менеджмент высоких технологий, логистика, управление цепями поставок. Поступить в МАДИ отнюдь не просто: конкурс 4 – 6 человек на мес то. В семи регионах России – от Д агестана до Урала – открыты филиалы университета. Но многие специальности уникальны и пока по ним готовят специалис тов только в Москве.НЕ ТОЛЬКО В МОСКВЕПо специальности «Автомобили и тракторы» учат еще во многих государственных университетах, академиях и институтах страны. Например: Волгоградском государственном техническом Пензенском государственном университете; Санкт-Петербургском гос ударственном полиуниверситете; техническом университете; Ижевском гос ударственном техническом униТольяттинском гос ударственном университеверситете; Камской гос ударственной инж енерно-эконо- те; Ульяновском гос ударственном техни ческом мической академии (Набережные Челны); Ковровской гос ударственной технологи че- университете; Уральском государственном техническом униской академии (Ковров Владимирской обласверситете – УПИ (Екатеринбург); ти); филиале Московского гос ударственного униКурганском государственном университете; верситета приборос троения и информа тики Липецком гос ударственном техническом уни(Серпухов). верситете;162 За рулем 09/2007