324
325
326
БЕЗОПАСНОСТЬКРЭШ-ТЕСТ «ЛАДА-ПРИОРА»Хорошо быть «хорошистом»Честно говоря, крэш-тест – не самое приятное в мире зрелище. У тебя на г лазах новенькая машина превращается в хлам – но это же во благо безопасности! Свидетелем «убиения» «Приоры» в лаборатории пассивной безопасности АВТОВАЗа был Игорь Моржаретто.ОНА ЗВАЛАСЬ «ПРИОРА»…К крэш- тесту была приговорена «ЛадаПриора» (ВАЗ-2170) в комплектации «Люкс». Это – пока не с ерийный ав томобиль; в продаж е он появитс я, по планам завода, в октябре этого года иб удет с тоить примерно 12 тыс. долларов (это у же по нашим подсчетам). По сравнению с нынешним вариантом «Люкс» имеет усиленную конс трукцию кузова (в час тности, полностью изменен передний щиток), две подушки безопаснос ти, новые предна тяжители передних ремней и ABS. Первоначально предполагалось, что в продаже седаны «Люкс» появ ятся одновременно с хэтчбеком ВАЗ-2172 в январе будущего года, но теперь решено, что дилеры получат их на три мес яца раньше. О традно, ведь до сих пор АВ ТОВАЗ корректирова л планы лишь в сторону увеличения сроков… Нынешний крэш- тест – да леко не первый в биографии «Приоры»; только за этот год на АВ ТОВАЗе разбили два дес ятка «семидесяток». Били спереди (на разных скоростях), с боку, перевора чивали… Теперь жертвой с тал ав томобиль с новым передним щитком, приваренным уже на конвейере (но пока по об ходной технологии, без помощи роботов). Удар проводили по методике EuroNCAP – ведущей европейской организации, занимающейся вопросами автомобильной безопасности. Это фронтальное столкновение со сминаемым препятс твием с перекрытием 40% на скорос ти 64 км/ч. В салон пригласили семью манекенов: спереди – водитель и пассажир, с зади – двое детей разного возрас та в специа льных сиденьях. Естественно, все пристегнуты. Короткое прощание инж енеров лаборатории пассивной безопаснос ти с машиной и ее «экипаж ем», звучит предупредительный сигнал, серебристый автомобиль разгоняется и – жуткий удар! Изувеченная машина отскакивает от ку ба (ему тож е здорово досталось!), из-под разбитого капота идет какой- то дым, на бетонный пол выливаются жидкос ти… Вс е, коротка я жизнь экземпляра с бортовым номером 980 закончилась; он теперь не более чем объект изучения для специалистов по безопасности. Или не менее?ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯПо уверениям С ергея Прохорова, заместителя г енерального конс труктора и руководителя проекта «Приора», в ходе крэш-теста были получены именно те результаты, на которые специа листы и рассчитывали. Обе подушки безопаснос ти раскрылись вовремя, ноги манекенов не324 За рулем 09/2007 Дополнительная подушка, ремни с преднатяжителями и усиленный кузов спасли жизнь.«Пассажиры» в детских креслах не пострадали.На правах рекламы БЕЗОПАСНОСТЬКРЭШ-ТЕСТ «ЛАДА-ПРИОРА»Первая оценка последствий удара.На АВТОВАЗе провели крэш-тест «Лады-Приора» в комплектации «Люкс». Автомобиль получил 4 звезды по методике E uroNCAP.зажало, критерий травмирования ни по одному из показа телей не приблизилс як «мертвой» зоне. Усиленна яс труктура кузова позволила уменьшить деформацию водительской ячейки, смещение педа лей и рулевой колонки. До этого у же была проведена с ерия боковых крэш-тестов, за которую ав томобиль заработал по методике E uroNCAP 13 баллов. По результа там нынешнего кософронтального у дара «Приора» получила (по первым оценкам) 10,56 ба лла. В совокупности – 24 ба лла (результат округляется вс торону увели чения), что позволяет рассчитывать на рейтинг 4 звезды. Ни один из оте чественных образцов такой высокой оценки пока не имел! Впрочем, ба ллы ба ллами, но внешне автомобиль выглядел ужасно, хотя, кажется, на жизнь и здоровье водителя и пассажиров это не пов лияло. Вроде бы они отделались легкими травмами и испугом. По косвенным признакам, характеру повреждений манекенов, показаниям приборов эксперты оценивали «увечья». Пострадала голова водителя, которая попала не точно в центр подушки, а с небольшим смещением. Грудная клетка оказа лась под у даром как у водителя, так иу переднего пассажира. У обоих травмированы ноги. О днако дополнительная подушка, ремни с преднатяжителями и усиленный кузов спас ли им жизнь. Но машина… Передок оказа лся смятым практи чески до лобового с текла, деформирован литой диск левого переднего колеса. На крыше образова лись складки. Что самое неприятное – заклинило водительскую дверь, и открыть ее у далось лишь с помощью лома (да и то далеко не с первой попытки). В целом комплектация «Люкс» получила оценки ку да выше, чем обычна я «Норма», котора я заработа ла на таком же крэш-тесте в прошлом году почти в два раза меньше – 6,3 ба лла. В базовой комплектации – «дос таточная» защита шеи, но «слабая» головы; «плоха я» защита от травм лодыжки ис тупни у переднего пассажира. Но у же этой ос енью базовый вариант «Приоры» тож е получит новый щиток и ремни, так что уровень безопасности несколько повысится. В любом случае, она уже на три головы выше обычной «десятки», снятой с конвейера в июне, – ВАЗ2110 заработал на крэш- тесте в 2005 году всего 2 балла... Кстати, а как выг лядят конкуренты «Приоры» на нашем рынке с точки зрения безопаснос ти? Вот результа ты некоторых тестов EuroNCAP. Хэтчбек «Шевроле-Калос» (на нашем рынке «Авео») получил 3 звезды (17 ба ллов) в 2006-м. «Дачия-Логан» – 3 звезды (19 ба ллов) в 2005-м. В 1998-м хэтчбек «Дэу -Ланос» заработал 17 ба ллов (2,5 звезды). Правда, стоит взять машины посовременнее (и даже меньше размером) – у беждаешься, что четыре звезды у же норма, и модели, их заслужившие, давно в серии: «ХёндайГетц» заработал 4 звезды (25 ба ллов) еще в 2004 году, «КИА-Рио» – 4 звезды (29 баллов) в 2005-м… Руководитель проекта С ергей Прохоров уверен, что к моменту на чала с ерийного производс тва «Приора» б удет уверенно соответс твовать «четырех звездочному» уровню. «Будут еще и еще крэш-тесты – как наши, так и независимые», – пообещал он. А машинки-то как жалко!326 За рулем 09/2007