232
233
234
235
236
РЕМОНТ И СЕРВИСТЕСТ-РЕМОНТ SKODA OCTAVIA TOURМузыкальная паузаСамая популярная «Шкода» носит музыкальное имя – «Октавия». Трудоемкость обслуживания модели разложили по нотам Игорь Козлов и Вита лий Урюков. Фото: Константин Якубов.КОМУ ЭТО НАДОПоявление в 2004 году «Октавии» нового поколения не вытеснило предшес твенницу с конвейера, а лишь добавило к ее имени «довесок» – « Тур» (Tour). Под этим названием прежнюю модель будут выпускать еще несколько лет. А значит, б удет рас ти и чис ло в ладельцев, предпочитающих чинить и обс луживать эту простую и относите льно недорогую машину самостоятельно. Расходники и дета ли ходовой для нее продаются чуть не на каждом углу. Коли поблизости не оказа лось «шкодовского» маг азина, можно отовариться в более дорогом, с эмблемой « VW» («Октавия» построена на базе «Фольксваг ена-Гольф IV»). Правда, в этом случае с тарую дета ль, как образец, лучше иметь при с ебе, так как продавцы нередко путаются из-за огромной номенклатуры. Специально покупать немецкую дета ль вмес то чешской не с тоит. Ведь многие владельцы «гольфов» зачастую предпочитают «шкодовскую» запчасть, по качеству (и ресурсу) ничем не ус тупающую оригиналу. Если за чем и придетс я ехать в фирменный маг азин,232 За рулем 09/2007 ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ ПО ЗАМЕНЕПозициятак это за кузовным «ж елезом» – оно не вс егда в достатке. О днако даж е при отс утствии ну жной дета ли срок ее ожидания «под заказ», как правило, не превышает дв ухтрех дней. Впрочем, внеплановыми работами, тем более кузовными ремонтами ( тьфутьфу) мы с егодня занима ться не будем.НЕ СТОЙ ПОД ГРУЗОМСамая час тая планова я процедура – замена мас ла в двигателе требуется раз в год или каждые 15 тыс. км. Без ямы или эс такады, увы, не обойтись – сверху к сливной пробке не под лезть. Мас ляный фильтр, напротив, легко доступен из-под капота. Ес ли имеется подход ящий шприц и время, в принципе «отработку» можно отсоса ть через трубку мас ляного щупа. Ес ли нет – лезем вниз и снимаем штатную защиту моторного отсека, убедившись в отсутствии на ней за лежей грязи. Не исключено, что дета ль с грязевым ба лластом окаж ется неподъемной ( дилер д ля демонтажа использу ет «трансмиссионную с тойку»). Сос тоит защита из трех час тей, а по форме напоминает огромную совковую лопа ту, вертикальные плас тиковые боковины-крылышки которой саморезами крепятся к нес ущему листу. Если на ав то мотор объемом 1,4 или 1,6 л, то эти саморезы можно не трог ать, снявдеталь вс боре. Ничего с ложного: три задних болта крепления легко дос тупны, а два передних прячутся за пластиковыми уголками бампера, которые надо аккура тно (чтобы не обломить их язычки) с проворотом выну ть из ответных прорезей. Боковиныкрылышки крепятс як лонж еронам пружинными шайбами (на более с тарых ав то вс тречаются плас тиковые г айки) в одной точке каж дая. Гайки, разумеется, отвора чиваем, а конструкцию с шайбами просто с треском оттягиваем вниз. Ес ли на машине мотор 1,8 л, то прав ую боковину крылышко лучше ос тавить на кузове (на ней закреплен воздуховод турбины), а вывернуть саморезы крепления к защите. Снимаем ее в этом случае вниз-в лево-назад, выводя передний правый кронштейн из отверстия в боковине. Возможно, при этом придется приподнять лев ую с торону машины и снять переднее колесо (зависит от ширины ямы или эстакады). Чтобы впредь не мучиться, совету ем пропилить в защите по мес ту отверс тие д ля доступа к мас ляной пробке (почему «шкодовцы» не предусмотрели ), закрыв его ? съемной заг лушкой или клапаном из резины. Впрочем, всех проблем это не решит, ведь защиту придетс я снимать и для других целей. Раз в два года надо менять антифриз (G12 TL VW 774D ).Единственную с ливную пробку, располож енную на ба чке радиатора, вывора чиваем против часовой с трелки с предварительным нажимом (радиатор придерживаем другой рукой, иначе, не ровен час, лопнет). Здесь ж е, снизу , проверяем уровень мас ла в МКП: контрольна я пробка (она же за ливная) – на задней крышке коробки, а с ливная – на картере г лавной передачи. Масло в «механике» рассчитано на весь срок службы, но ес ли ес ть опас ения, что в него попала вода или неизвес тны ис тинный пробег и ус ловия эксплу атации, его лучше сменить. В АКП же замена предусмотрена регламентом ТО (60 тыс. км), сливная пробка – на стальном поддоне картера, мас ло – G 052 990 A2 (по классификации VW). Контрольного щупа д ля проверки уровня нет, поэтому объем свеж его мас ла должен быть чуть больше или равен слитому. При ус тановке защиты на место не перепу тайте болты! Три коротких – задние, два длинных – передние, и никак иначе. И не под давайтесь соблазну оставить ее в гараже – лучше потерять время, чем потратить сотню долларов на приобретение хрупкого (он легкосплавный) поддона двигателя. К тому же штатная защита укрывает моторный отсек от грязи, прод левая век дроссельного у зла, шкивов и ремней.«Шкоду-Октавия» делают в Млада-Болеславе (Чехия) с 1996 г. В 2004-м название изменили на «Октавия Тур» (с выходом новой «Октавии»). Кузов: хэтчбек и универсал (комби). Двигатели: бензиновые 1,4, 1,6 и 1,8 лс турбонаддувом (75–150 л. с.). Коробки передач: 5-ступенчатая механическая, 4-ступенчатый автомат (только с мотором 1,6 л). Стоимость базовой комплектации – $14 990–22 290, в зависимости от мотора и кузова. С полным набором опций – $17 375–24 905.Периодичность, тыс. км (лет) 15 (1) 60 30 60 120* (2) (2) 60 30Масло в двигателе, масляный фильтр Воздушный фильтр Топливный фильтр Свечи зажигания Ремень ГРМ Охлаждающая жидкость двигателя Жидкость в приводе тормозов Масло в АКП, масляный фильтр Фильтр салона*В тяжелых условиях эксплуатации – каждые 90 тыс. км.СТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ РАБОТ У ДИЛЕРОВРабота Стоимость, руб.* Компьютерная диагностика двигателя 500 Замена масла и фильтра двигателя 750 Замена воздушного фильтра 480 Замена топливного фильтра 560 Замена салонного фильтра 350 Замена свечей зажигания 560 Замена поликлинового ремня 400 Замена ремня ГРМ 3500 Замена масла МКП 480 Замена тормозных колодок передних/задних 550/1300 Регулировка ручного тормоза 300*Без учета расходников. Примечание. Некоторые совмещаемые операции дилеры выполняют бесплатно, поскольку они входят в технологический процесс более сложных работ. Например, при замене ремня ГРМ приходитс я демонтировать ремень генератора, поэтому его натяжение отрегулируют при монтаже. А после замены задних тормозных колодок откорректируют привод стояночного тормоза.ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ ЗАПЧАСТЕЙ*Запасная часть Стоимость, руб.* Крыло переднее/заднее 2900/6100 Бампер передний/задний 4900/6400 Блок-фара 4200 Задний фонарь 1100 Капот 7050 Фильтр масляный/воздуш215/420/ ный/топливный/салона 350/370 Амортизатор (1 шт.) передний/задний 4100/1600 Свечи зажигания (комплект) 420 Тормозной диск передний (1 шт.) 1400 Тормозные колодки (комплект) передние/задние 1700/1250 Ремень поликлиновой 570 Ремень ГРМ 900 Ветровое стекло 4600Примечание. Некоторые продавцы указывают цену в долларах, при этом курс доллара к ру блю в разных фирмах неодинаков. При выборе и заказе будьте внимательны. Стоимость запчастей на рынке ниже на 4–12%.За рулем 09/2007 233 РЕМОНТ И СЕРВИСЧтобы отвернуть передние болты крепления защиты, снимаем нижние уголки бампера, для чего освобождаем защелку крепления к брызговику, и аккуратно выводим уголки из двух прорезей в бампере. Масляный фильтр отмечен кружочком. При его замене не обливайте маслом близлежащие шланги! Сливная пробка МКП показана красной стрелкой, заливная – зеленой.ТЕСТ-РЕМОНТ SKODA OCTAVIA TOURПеред заменой топливного фильтра сбрасываем давление, вынув из коммутационного блока предохранитель № 28 (15 А), после чего несколько раз проворачиваем коленвал двигателя стартером. Для замены тормозных колодок снимаем скобу, отворачивая два болта (стрелки, ключ – внутренний шестигранник «на 7»), и вынимаем колодки. В процессе работы следим, чтобы узел не висел на тормозном шланге. В задних механизмах сначала сводим колодки. Для этого через одно из отверстий крепления колеса сдвигаем вверх подпружиненный шток автоматического регулятора зазора. Фильтр салона прячется за правой половинкой «жабо», которую снимаем с фиксаторов вверх. Новый элемент укладываем в рамку так, чтобы стрелки на нем указывали вниз.Свечи зажигания (двигатель 1,6 л, накладка снята) спрятались между труб пластикового впускного коллектора. Натяжитель поликлинового ремня – в кружочке.Перед заменой воздушного фильтра снимаем колодку с датчика расхода воздуха, для чего нажимаем фиксатор на ней, затем......отворачиваем два винта крышки, подаем ее к перегородке моторного отсека и вверх. При установке следим, чтобы все четыре паза на крышке вошли в выемки на корпусе.С заменой ламп справится и дитя. Обивку просто отгибаем в сторону и нажатием двух фиксаторов вынимаем держатель из фонаря.234 За рулем 09/2007 ОЦЕНКА РЕМОНТОПРИГОДНОСТИ*Название Опис операцииЗамена масла в двигателе Замена воздушного фильтра Замена топливного фильтра Замена свечей зажигания Замена поликлинового ремня Замена ремня ГРМ Замена ОЖ двигателя Замена масла в МКП Замена масла в АКП Замена салонного фильтра Замена тормозных колодок Регулировка ручного тормоза Замена ламп наружного светаание операции+ Удобный доступ к щупу и фильтру – Нет отверстия в защите моторного отсека для доступа к сливной пробке + Мала вероятность неверной сборки – Надо отсоединять «лишний» электрический разъем + Не требуется специнструмента – Доступ возможен только снизу, нужна яма или эстакада + Удобный доступ, недорогие и недефицитные свечи – Громоздкие пластиковые накладки двигателя + Автоматический натяжитель усилия – Сложный привод, ограниченный доступ + Большой интервал замены – Велика трудоемкость снятия штатной защиты моторного отсека + Удобное расположение горловины бачка – Для доступа к сливной пробке надо снимать защиту, частая замена (через 2 года) + При нормальных условиях эксплуатации – только контроль уровня – Доступ к пробкам перекрыт защитой моторного отсека + Большой интервал замены (60 тыс. км) – Нет контрольного щупа + Простота операции, не нужен инструмент, хороший доступ – Вероятность занесения грязи в систему + Несложная процедура, большой ресурс – Нужен внутренний шестигранник «на 7» для суппортов и «Toркс-30» для барабана + Регулировка из салона – Требуется демонтаж большого количества деталей + Не нужен инструмент, хороший доступ Велико усилие фиксации патронов ламп передних указателей поворотаИтоговая оценка3 3,5 44 3,5 3,5 3,5 44 4,5 43 4,5*По 5-балльной шкале в сравнении с «Ладой-112», ремонтопригодность которой условно оценена на «четыре».СВЕЖЕЕ ДЫХАНИЕЕдинственный поликлиновой ремень привода навесного оборудования меняетс я элементарно, из-под капота. На корпусе ролика натяжителя находим специа льный прилив, надеваем рожковый ключ «на 16» и, потянув кс ебе, снимаем ветвь со шкива г енератора. Несложно поменять и све чи (порой они успевают «отравиться» суррогатным топливом к 15 тыс. км). Д ля замены снимаем две плас тиковые накладки на двигателе (7 гаек, ключ «на 10»). Если двигатель 1,6 л, то удобнее орудовать д линным све чным ключом, а на шес тнадцатиклапанных 1,4 и 1,8 л – средним (25–35 мм). Чтобы заменить воздушный фильтр, отворачиваем два винта крепления крышки и разъединяем электри ческий разъем датчика расхода воздуха (его провод мешает отвес тикрышку вс торону). Г лавное – не забыть верну ть его на место, иначе двигатель сам напомнит об упущении «недерж анием» холос тых ис умасшедшим расходом топлива. С толь же просто добраться до са лонного фильтра – при открытом капоте надо снять уплотнитель щита передка и прав ую половинку пластикового «жабо» (их просто с дергиваем вверх). До того как вынуть элемент, вычищаем в лажной ветошью весь мусор, который здесь накопился. Если полениться, не исключено, что час ть грязи осыплется в чис тую зону ( читай – попадет в салон).ГОТОВЬ САНИ ЛЕТОМЗамена передних тормозных колодок сюрпризов не преподнесет, ес ли, коне чно, в арсенале найдетс я вну тренний шестигранник «на 7». Им выворачиваем два болта с уппорта,На правах рекламы ТЕСТ-РЕМОНТ SKODA OCTAVIA TOURНа правах рекламыснимаем его вместе с колодками, пос ле чего вынимаем колодки из пос тели. Проверяем легкость перемещения направляющих, при необ ходимости – смазываем. Визу ально проверяем сос тояние уплотнительных а люминиевых колечек, их окис ление на «октавиях» – час тое яв ление. Съеденные коррозией меняем, новые после с борки покрываем по торцу антикором или краской. То же проделываем ис задними дисковыми тормозами. Если механизмы барабанные, то перед разборкой надо сперва свес ти колодки. Д ля этого отверткой через одно из резьбовых отверс тий крепления колеса с двигаем планку ав томатического рег улятора зазора вверх (предварительно неплохо его «нащупа ть» фонариком). Пос ле снятия барабана важно запомнить (зарисова ть, отснять) взаимное располож ение всех деталей. Каж дая пружинка и планочка должны занять единс твенно верное положение! Регулировочный узел ручника располож ен в са лоне в задней части накладки тоннеля пола (под под локотником). Чтобы до него добра ться, нужно снять нема ло плас тиковыхСПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙПочему вы обслуживаете и ремонтируете автомобиль самостоятельно?18% нравится 24% экономлю деньги не доверяю 28% сервису 30% сам не ремонтируюдеталей, и делать это лучше летом. Не только потому , что зимой темно и холодно – пластик на морозе чрезвычайно хрупок. С ломать защелки – пара пустяков, а вот выгна ть потом «сверчков» из са лона б удет тяжко. Впрочем, ес ли ес ть необходимость в регулировке, до лучших времен работу лучше не откладыва ть – теплый уголок отыскать не проблема. Благодарим компанию «АТЛАНТ-М ТУШИНО» за помощь в подготовке материала.236 За рулем 09/2007