142
143
144
145
ЭКОНОМИКАЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮМы должны срезать на поворотах!Олигархи у народа, вообще говоря, не в почете. Ях ты, «Феррари», казино… Тем интереснее поговорить с тем, кто в ложил свои деньги не в британский ф утбол, а в наш автопром – на что он надеетс я? Главный редактор Петр Меньших вс третился с генеральным директором О АО «С еверсталь-Авто», в ладельцем 58% акций компании Вадимом Швецовым.Обойти тему сочинской Олимпиады с егодня невозможно – о чем бы ни шла ре чь. Участие в ней на любом уровне ив любом качестве – это знаковое событие. Ну а если марка удостоится титула официального авто Олимпиады – это, конечно же, супердостижение. Готовы поборотьс я, Вадим Аркадьевич? – Да, но выс тавлять на такой конкурс нужно только то, что производится в стране! – уверенно за являет Швецов. – Мотивация отличная, спору нет – это всегда помогает в бизнес е. Впрочем, с читаю, что своего рода олимпиаду – вернее, цель, к которой с тремишься, – каж дый задает себе сам. И не только цель, но и время для ее достижения. Отечественная машина – это, коне чно, хорошо, но… останутся ли к тому времени, скажем, УАЗы? Вадим улыбаетс я и... уходит от прямого ответа. Д ескать, ос танутся, конечно – только вот что под этим понимать? Имя? Так мы сейчас переименовываем «Северсталь-Авто» – проводим ребрендинг! К осени новое название б удет окончательно определено – тогда, возможно, и многие наши автомобили будут называться иначе. Насчет ЗМА и ЗМЗ пока решение не принято – первым крещение примет холдинг , а там – посмотрим.142 За рулем 09/2007 НАША СПРАВКАШВЕЦОВ ВАДИМ АРКАДЬЕВИЧ, генеральный директор ОАО «Северсталь-Авто»Они родились в Набережных Челнах – российские «ФИАТ-Добло» и «Саньён-Рекстон».В Елабуге чего только не было. Точнее, ни чего и не было – все громкие проекты помирали на глазах. Если же попытка Швецова окажется удачной, то в декабре первые российские «д укато» начнут борьбу за выживание с «газелями», «транзитами» и прочими сородичами.Напоминаем – компания Вадима Швецова владеет контрольными пакетами акций ОАО «УАЗ», ОАО «ЗМЗ» и О АО «ЗМА». Ульяновский ав тозавод, помимо извес тных вс едорожников, выпускает грузовые автомобили «Ис удзу», в Заволжье де лают двигатели, а ЗМА в Набережных Челнах занимается лицензионной с боркой «саньёнов» и ФИАТов. А на новой производс твенной площадке вЕ лабуге с декабря 2007 года б удет выпуска ться коммерческий гру зовичок «ФИАТ- Дукато». Кроме того, создано первое российско-японское СП «Северстальавто-Исудзу». – Запросы российского потребителя через два-три года с танут европейскими, – отмечает Вадим. – Покупателю в первуюочередь важны универса льность, экономичность, с тиль. А креа тив на чинается как раз с клиента – поэтому в идеале хотелось бы дела ть ав томобили конкретно под заказчика. Это примерно как в Дрездене, г де «Фольксваг ен» делает «фаэтоны» – мож ешь прийти и прос ледить, как собирают именно твой ав томобиль. Новый завод в особой экономи ческой зоне «Алабуга» как раз позволяет это дела ть. Еще отмечу, что жизнь ав томобиля после его продажи едва ли не важнее, чем до нее. Шоу-румы, сервис, трейд-ин – все это у нас вс тране практи чески не развито. А покупателю ну жно помогать! Он за частую не мож ет самос тоятельно оценить свои реальные потребности!Родился 30 авг уста 1967 года в Череповце. Закончил Московский инс титут стали и сплавов, в 2001-м получил с тепень MBA университета Нортумбрия (Великобритания). Свою карьеру на чал на Череповецком металлургическом комбинате. Занимал должнос ти коммерческого иг енерального директора компании «С еверсталь-инвест», возг лавлял дирекцию по продажам ОАО «Северсталь», затем был назначен первым замес тителем г енерального директора «С еверстали». В 2000 году с тал инициатором приобретения компанией «С еверсталь» активов Ульяновского ав томобильного завода и Заволжского моторного завода. Весной 2002 года на базе приобретенных ранее активов было создано ОАО «СеверстальАвто» – с этого момента Вадим Швецов является генеральным директором компании. Под его руководс твом выведена на рынок нова я модель российского вседорожника UAZ PATRIOT, а такж е начата реа лизация проектов с компаниями SsangYong, FIAT и Isuzu. В нас тоящее время, помимо У льяновского ав томобильного завода и Заволжского моторного завода, «С еверсталь-Авто» такж е владеет производс твенной площадкой ОАО «ЗМ А» в Та тарстане и заканчивает строительство нового ав томобильного завода на территории особой экономической зоны «Алаб уга». В период с 2002-го по 2004-й Вадим Швецов был первым предс едателем Объединения автопроизводителей России. Владеет английским языком. У влекается пилотированием самолетов и дайвингом. Имеет двух сыновей – 14 и7 лет.За рулем 09/2007 143 ЭКОНОМИКАЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮНабережные Челны: идет окраска кузова...Перерезание ленточек в Елабуге намечено на декабрь.... и пластика – это менее романтично.Хорошо бы, конечно… И все же странно – зачем уважаемый бизнесмен вообще связался с непонятными, в общем-то, компаниями? Ведь как ни кру ти, а реа лен сегодня только вс е тот жеУ АЗ, а зависимость от корейцев да китайцев – дело ненадежное. Да и «Албеа» ну никак не тянет на автомобиль-мечту. Странный выбор, не правда ли? Но бизнесмен думает иначе. – «Саньён» – это амбициозна я компания, – у тверждает он. – Д есяток лет они фактически тренировались, клепая чужие модели, а затем взялись за разработку сами. А мы протаскиваем их бренд в Россию – им это интересно. Что касается ненадежности корейцев как деловых партнеров, то мы на своем опыте у бедились в обра тном, – тем более, что за этой компанией стоит крупнейший китайский ав топроизводитель – САИК (SAIC – Шанхайская автомобильная корпорация), иными с ловами, самые дешевые комплектующие изделия в мире. Под них можно выстраивать сеть и проводить… локализацию! Локализацию? Модное с лово, за которым, как правило, почти ничего не стоит напрактике. Что конкретно смож ет с делать фирма Швецова и как она собираетс я конкурировать по цене с теми же китайцами? – Да, дешев ле с делать невозможно, – соглашается Вадим. – Но каж дый долж ен заниматься своим де лом, поэтому мы б удем сами производить большие дета ли, которые за тридев ять земе ль прос то не навозишься. Цель ясна: 30% – лока лизация, 70% – импорт. Что касается ФИАТа, то «Дукато» – это у же наш ав томобиль! Мы его купили целиком, с потрохами. Штампы, платформа – в общем, теперь это полностью наш, российский продукт. И локализация здесь на чнется конкретна я – штамповка, пластмасса и т.п. Итак, на данный момент завод микролитражных автомобилей в Че лнах выпускает трех «корейцев» – «Р екстон», «Кайрон» и «Актион». С егодня это примерно 120 автомобилей в сутки. Запущен участок сварки ФИАТов – «Албеа» и «Добло». А российскую-то «Оку» за чем похоронили, Вадим Аркадьевич? – Из-за цены, – пожимает пле чами Швецов. – Понимаете, простые вещи вообще де-лать сложнее – это удовольствие себе могут позволить только очень крупные компании, ис тинные исполины ав торынка! Тогда в ма лютках реа лизуется целый симбиоз различных решений, а в «Оке» – абсолютно все тупиковое. Е е цена сопос тавима с «пятерками» и «шес терками» – г лавным образом, из-за двигателей. Если даже «406-й» заволжский мотор дешев ле вазовского – о чем можно говорить? В общем, сегодня нам интереснее другие ниши – скажем, «B» и «Вплюс». Кстати, на УАЗе мы рассчитываем заниматься фейс лифтингом автомобилей наших партнеров. В б удущем хотим бра ть подходящий ав томобиль и дораба тывать его до требований российского рынка. А затем займемся разработкой своего, российского авто! «Саньён» смог – чем мы х уже? Вообще Швецов у бежден, что успех в бизнесе способна принес ти только нес тандартная иде я. Мол, можно сколь угодно долго производить хороший с тандартный продукт, но других при этом не догна ть никогда. А нам сегодня остается одно – рисковать, среза ть на поворотах! Тот же завод в Набережных Челнах пос троили вс читан-144 За рулем 09/2007 ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮНа этом конвейере ЗМА теперь можно собирать чуть ли не любые безрамные автомобили.VIN появляется на свет здесь.Это уже не отверточная сборка, а реальная сварка «рекстонов»!ные мес яцы, решительно уни чтожив вс е следы того, что некогда выпускало «Оку». – Я с детс тва боялс я самолетов! – неожиданно за являет Вадим. – Не то что за штурвалом сидеть, а прос то пассажиром летать боялся. Но ни чего – протопта л дорожку на мес тный аэродром, даж е свой самолетик потихоньку соору дили. Теперь же, как говоритс я, кайф от полета лов лю, новые д ля себя навыки обретаю. Скаж ем, прием отключения двигателя при посадке – в бизнесе такие ситуации на каждом шагу. Впрочем, одновременно это и отдых. Швецов вообще предпочитает активный отдых – авиацию дополняют горные лыжи. В пресс у даж е просочились байки, что он, деска ть, в отли чие от других олигархов, ездит не на S-класс е, а на ульяновском «Па триоте». Олиг арх улыбаетс я – ерунда, мол: что за бизнес без «Мерс едеса»? Но на У АЗе дейс твительно отъездил чуть ли не целый сезон: захотелось самому почувствовать русское ав то, оценить его проблемы. А любима я ли чная машина – «Эм-Джи»: разогнаться под 240 – очень даже приятно. Но символом технологи чно-сти Швецов считает «Тойоту»! А вот по части дизайна выше других он с тавит «Мазерати», по техническому наполнению – БМВ и, опять-таки, «Мерседес». – Я – бизнесмен, но не на волне приватизации! – отме чает он. – Кредо прос тое: сколько протопал, столько и полопал. Сам заработал на свой бизнес и купил то, к чему лежит душа. Но при этом я ориентирован не на технику , а на рынок. Высоких слов не люблю: болеть за ав томобиль не стану. Потому что не болеть надо, а работать! А одна из проблем России – крайне низкая компетенция управленцев! И вообще, меня очень волну ет российское образование – вот хорошее направ ление д ля новых инвес тиций. Вырас тим управ ленцев, а они будут развивать нужный бизнес – хоть автопром, хоть «социалку». Отметим, кстати, что для работы в своей команде Швецов прив лек ряд зару бежных специалистов с именем. Скаж ем, Г ерхард Хильгерт – нынешний руководитель проекта по развитию собс твенной дилерской с ети «Северсталь-Авто» – до этого в те чение многих лет возг лавлял «Даймлер КрайслерАвтомобили Рус». Питер Тиссингтон – руководитель центра лока лизации – пришел из «Форда». А Витторио С аита – техни ческий директор «С еверстальавто-Елабуга» – долго работал в компании ФИАТ. – А в политику пода ться ж елания нет, Вадим Аркадьевич? Ответ уверенный – нет! Во-первых, это, мол, «не мое», а во-в торых, по убеждению Швецова, бизнесмен теоретически не должен быть чиновником – ина че он неминуемо начнет «протаскивать» свой бизнес по доступным ему кана лам. К тому же один человек в системе ничего не сделает. Есть ли у него «миг алка»? Нет. Быва л ли в метро? Да, коне чно, но не понравилось – некомфортно… – Через семь лет у каждого из нас будет, если хотите, своя Олимпиада! – пов торяет бизнесмен. – Д ело не в Сочи – прос то всегда нужно ставить перед собой дос тойную цель и добиваться ее реализации. В нашей компании такие цели есть. Да, создание автомобиля – это зачастую стандарт и рутина, но у нас есть деньги и желание. А главное – уверенность, что мы справимся!За рулем 09/2007 145