356
357
КЛУБЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОРрешетки моста имели максима льную контрастность, агрессивно воздейс твуя на глаза шофера. С толь же неприятные ощущения вызывают шумозащитные ограждения вдоль трассы: машина как бы ныряет в ущелье – агрессивное, чуждое водителю – отсюда и головокру жения со вс еми вытекающими последствиями.НЕКРАСИВО – ЗНАЧИТ, НЕПРАВИЛЬНО!Человек, отторгну тый от живой природы, лишается ее ес тественной красоты. Но нормально жить без этой красоты он не может! Архитекторы прошедших эпох, возводившие ограду Михайловского сада в Питере или особняк Морозова в Москве, интуитивно чувствовали верный тон. В их творениях нет ни агрессии, ни монотонности – глаз легко переходит с одной детали на другую, не вызывая у человека раздражения. К сож алению, искусство создавать комфортную визуальную среду оказа лось принесено вж ертву у тилитарности, а чаще – чьей-то простой безграмотности. Типичный пример – «ракушки»! Ведь многочисленные дискуссии вокруг них не в пос леднюю очередь вызваны их откровенным уродством, невольно раздраж ающим зрение горож ан. То же относитс як исторически нелюбимым пешеходами подземным переходам – люди инс тинктивно избег ают д линных коридоров, выложенных безликим кафелем. И даже загородный автобан вызывает у водителя дискомфорт, ес ли по бокам дороги не мелькает ничего, кроме безразличных ко всему белой разметки и унылого отбойника… Всенародно любимый вопрос «Что делать?» на этот раз не возникает – вс е достаточно понятно. В разрушаемой природе, в прямоугольной цивилизации нет красоты, а без красоты нет жизни. Все, что некрасиво – это тупик в развитии. Природа же подсказывает правильный путь развития – через красоту. Любой водитель невольно улыбаетс я, ког да пос ле долгой езды по магис трали он наконец-то оказывается на дорог е, окру женной лесом. А в городе тот же плющ легко поможет шумозащитному экрану избавитьс я от своей «агрессивности». К сож алению, человек нагородил с только урод ливых соору жений, что большинству из них никакие озеленители уже не помог ут. Впрочем, взгляните на фото ис делайте вывод сами. А тем, кто считает наши опасения надуманными, напомним: еще несколько десятков лет назад с лово «экология» было в ходу разве что среди у зких специалистов. История повторяется?НагородилиЧем озабочена экология? Вредными выбросами – да, но еще есть отрава для глаз! Видимую среду как экологический фактор рассматривают доктор биологических наук Василий Филин и зав. отделом ЗР Михаил Колодочкин.Горожане – люди нервные. Их постоянные спутники – с трессы, психозы и даж е разного рода припадки. И все чаще нервных горож ан, а особенно автомобилистов, тянет на природу , к березовым рощицам и извилис тым тропинкам. С ентиментальность? Ес ть и другое объяснение.К ЧЕМУ БЫ ПРИЦЕПИТЬСЯ?Одна из при чин – в особеннос тях нашего зрения. Глаз человека – самый активный из его орг анов чувс тв – ус троен так, что постоянно долж ен за что- то цеплятьс я взглядом, хотя бы два- три раза вс екунду. Если же зацепиться не за что, глаз начинает мета ться ту да-сюда в поисках точки опоры, вызывая общее ощущение дискомфорта. Это – медицинский факт. При чем тут город? А при том, что человек, променявший изб ушку на квартиру , добровольно и сознательно обрек себя на существование в мире правильных геометрических форм, отказавшись от ду брав и плесов в пользу прямых уг лов и пара ллелепипедов. Вдвойне это относится к человеку за рулем: его родной пейзаж дополнен трейлерами, шумозащитными экранами, ограж дениями. Такая визуальная сре-да резко отличается от естественной, природной. Глаз как бы проваливается в бездну, словно нога в трясину. Вот почему вс е упомянутые с трессы и психозы за частую имеют вполне материальное объяснение. Что видит за окном городской водитель? Нагрузка на его зрение и так чрезвычайно велика, а ту т чу ть ли не люба я картинка «царапает» ему г лаза! Основную опасность предс тавляют два типа таких картинок – их называют соответс твенно гомогенными и агрессивными. Гомог енная – та, на которой вообще ничего нет: от безликой голой стены вдоль трассы до маячащей перед носом темной громады ф уры. Агрессивна я, напротив, испещрена множеством равномерно располож енных одинаковых элементов – б удь то рифленые шумозащитные экраны или д линнющие новос тройки с сотнями одинаковых окошек. Но эффект от обеих картинок по сути один – г лаз мечется по вс ем направлениям, не находя передышки. А что же водитель? Он в итоге срывается, иногда – даже в прямом смыс ле слова. Хорошо извес тен эпизод с водителем автобуса: у него с лучился припадок, вс ледствие которого машина сорвалась с моста. Произошло это в солне чный день, ког да356 За рулем 09/2007 ЭТО ХОРОШО ДЛЯ ГЛАЗЭТО ПЛОХО ДЛЯ ГЛАЗОдно из самых жутких по зрительному восприятию мест в Москве – съезд с Кутузовского проспекта на Третье транспортное кольцо. Водителю – если, конечно, он не Терминатор с камерами вместо глаз – просто физически хочется отсюда вырваться!Образец оформления европейской площади маленького городка – никакой зрительной агрессии, прекрасные условия работы для водителей.Во Франции сегодня тоже полным-полно стеклянных «коробок» и прочих параллелепипедов. Однако погоду делают такие вот улочки.Когда-то мы критиковали буржуазных фантастов, в мрачных красках описывавших будущее городов. Да, урбанизированная среда имеет много негативных факторов, но в последнее время визуальный фактор выходит на первое место.Ничем не примечательная, казалось бы, улочка Москвы будто излучает спокойствие. Визуальное поле, создаваемое старинным зданием, благоприятно для зрения. Где красота, там и безопасность – все просто.Тот редкий случай, когда жалеешь об отсутствии… рекламы! Точнее, рекламных щитов – между прочим, именно они очень удачно «разбавили» облицовку эскалаторных тоннелей в метро! Должна же быть от рекламы хоть какая-то польза для окружающих…На дороге такое, скорее всего, никогда не встретить – а жаль. Если вместо унылых гофрированных или гладких бортов трейлеры обретут подобное обличье, то и всем остальным водителям станет спокойнее.Газетный переулок столицы – контраст борьбы добра со злом. За здание старой постройки глаз легко цепляется, а вот по стекляшке начинает «плавать». Современные здания не насыщены элементами – вместо разнообразного декора лишь прямые углы и большие плоскости.За рулем 09/2007 357