24
25
26
27
28
30
32
34
РЕПОРТАЖШКОЛЬНЫЙ АВТОБУС24За рулем 09/2007 Желтая мечта детстваВ том, что дети – наше б удущее, на словах не сомневается никто. Но как мы, водители, смотрим на свое б удущее, как к нему на деле относится власть и что само «наше будущее» думает о нас, в с ельском школьном автобусе выяснял Андрей Морозов. Фото: Александр Батыру. РЕПОРТАЖШКОЛЬНЫЙ АВТОБУСНе забыли, с какой стороны обходим автобус?ПРОТРИТЕ СТЕКЛА, «ГАЗЕЛИ»!Замазанная грязью по самые стекла пассажирска я «Г азель» выныривает из «с лепой» зоны слева. Обходит нас на полкорпуса и резко принимает вправо, тормозя лысыми шинами. Я бросаю взгляд в правое зеркало – мы едва не зацепили «газелиста», который кри чит нам вс лед что-то злобно-угрожающее. – Выйти да набить бы ему… – Вс ем не набьешь. И не стоит голос повыша ть, товарищ корреспондент. Д ети услышат, – водите ль С ергей невозмутим, х ладнокровен и педагогичен. Именно таким и долж ен быть водитель транспортного средства, на котором мы колесим по Новомосковску , что в Тульской облас ти. Вернее – не колесим, а «с ледуем согласно маршру тному лис ту» школьного автобуса из поселка Правда. Сергей Ершов – воУважаемые водители! Не создавайте помех школьному автобусу! Помните, в нем – наше б удущее.дитель, я – в роли ассистента. А в са лоне у нас – 12 заме чательных пацанов и дев чушек правдинской сельской школы, приехавших на экскурсию в новомосковскую ГИБДД. Не понять, что наш ж елтый «пазик» – школьный ав тобус, не смож ет, кажется, лишьслепой. Ту т тебе и надписи «Дети» по круг у, и специа льный знак, как предписывают Правила. И дюжина озорных, любопытных мордочек, не увидеть которые сквозь сияющие чис тотой окна невозможно. А вот «газелисты» – не видят!– Вот гад, – уже тихо, чтобы дети не расс лышали, продолжаю я комментирова ть с лучившееся на дороге. – Почему сразу – г ад? – Сергей невозм утим. – Ем ус емью кормить надо. Не успеешь конкурента обогна ть – пус тым поедешь, – С ергей расс уждает со26За рулем 09/2007 Школьный автобус невозможно перепутать с рейсовым.знанием дела. – Сам пробова л работать на маршру тке, но не выдержал. Понял – не мое. То гони, то тормози по первой прихоти клиента. А я такой человек – когда правила нарушать приходится, неприятно с тановится. С ловно ворую. С ловом, не подошла мне маршрутка.ПРОФЕССИОНАЛ НА ПОСОБИИВодительский стаж у Сергея – с 1983 года. Естественно, открыты вс е ка тегории, давно возит пассажиров. А ина че до руля школьного ав тобуса никто не допустит – таковы законы. Теперь предс тавьте, что, име яболее 10 лет с тажа работы на автобусе, получает школьный водитель две с половиной тысячи ру блей в мес яц! С ергей каждый день долж ен совершить вос емь рейсов по с ельским колдобинам, чтобы сначала привезти детишек в школу, а за тем отвезти домой. БезУ каждого школьника – свое кресло и свой поясной ремень безопасности.сменщика и права на бюллетень! Мысли о деньгах отвлекают меня от новомосковской дороги. Но не Сергея. Он о справедливой оплате труда не думает. Разумеется, в тот момент, когда детей везет. Дороги в Новомосковске – типичные д ля России. Не слишком узкие, но и недос таточно ровные и широкие. Р азметка по большей час ти с терта, и понять, где граница полосы, с ложно. Поэтому и скорость ограничена 40 км/ч. Наш автобус больше и не собирается ехать. Но его отчаянно обходят, обгоняют, разве что не притирают. – У нас в Новомосковске особых проблем не бывает, – анализирует отношение коллег водитель. – Вот ког да в Тулу ездили на экскурсию – там действительно сложно. Только успевай увора чиваться! Ну да ничего – в крайнем с лучае можем и по громкой связи ос ебе заявить, – Сергей подмигивает и протягивает мне микрофон. Да, школьный ав тобус оборудован внешней громкой свяЗа рулем 09/200727 РЕПОРТАЖШКОЛЬНЫЙ АВТОБУСМаршрутки часто игнорируют автобус с детьми.зью. По которой вс лучае экстренной необ ходимости можно прокри чать «на всю Ивановскую». Как делают те, кто в черных лакированных лимузинах разъезж ают по ос евой Кутузовского проспекта. – Работает? – спрашиваю. – Р аботает, вс е работает. Только я вс его пару раз пользовался – с лучая не было. Не орать же вс е время с ледования по маршру ту – куры нестись перес танут, – шу тит Сергей.Позднее, на с тоянке мы проверили громкоговоритель. Действительно, г уси пос елка Правда, мирно щипавшие сочную траву у колес, так и прыснули по канавам, возмущенно передразнивая звук динамика.ТРАГЕДИЯ ВМЕСТО УРОКАВообще-то этот рейс мы планировали иначе. Хотели ус троить ребятам лекцию о правилах движения, рассказа ть ос ложной работе инспекторов ГИБДД. Но жизнь – траги ческийВ экстренных случаях водитель мо- В каникулы весело ездить даже жет включить громкоговоритель. на школьном автобусе.корректор планов. С утра на одном из учас тков с лучилось тяжелое ДТП. Начальник райотдела, извинившись, у ехал на место происшес твия – не до лекций! Мы с инспектором отдела пропаганды пос тарались как могли. Волод я рассказа л ребятам о работе ГИБ ДД. Мы даж е проэкзаменовали школьников на знание основ Правил дорожного движения. На удивление, в ответах никто не пу тался. Наперебой отвечали, тянули руки. Инспекторы ГИБ ДД раз в два-три месяца проводят уроки по безопаснос ти в гос те-приимной правдинской школе, г де коридоры оформ лены красочными плака тами «по теме». Да и сам офицер – выпускник той же сельской школы (впрочем, как и его отец)… За отличные знания мы наградили школьников специальными призами – светоотражающими наклейками и брелоками, которые в ночное время с делают их видимыми в свете фар на темной дорог е. Подарки ребятам пришлись по душе. Теперь прикрепят на ранцы и рюкзачки – клятвенно мне обещали!28За рулем 09/2007 РЕПОРТАЖШКОЛЬНЫЙ АВТОБУСЛекция по устройству автомобиля для будущих водителей.Если кто-то встал на подножку – дверь не закроется!…25 лет назад, ког да я сам был школьником, ж елтые «скул-басы» впервые увидел в американском боевике. Названия фильма, ес тественно, не помню, но на ав тобусе почему-то гоняли лихие г ангстеры. Поездить в таком, а уж тем более поводить – осталось яркой мечтой советского школьника…АВТОБУС БЕЗ БЮДЖЕТАВот и выезд из Новомосковска. С ергей подмигивает: с ейчас узнаете, какие дороги вс его в трех часах езды от Кремля! Двадца ть километров от районного центра до пос елка Правда, бывшей центра льной усадьбы совхоза-миллионера, напомнили мне вспученную дорогу возле Тынды, по кото-рой довелось еха ть год назад. Но то была Вос точная Сибирь, и сидел я за рулем с ерьезного вседорожника. А ту т – автобус с детьми. Которые, между прочим, без напоминаний еще при посадке прис тегнулись ремнями. Дорожное полотно с ловно накануне бомбили! Скорос ть снижается до 20 км/ч, но и этонесильно спасает. За окнами то истинно саврасовский пейзаж, то разрушенные постройки. В советские годы в Правде жило около 1000 человек. Был детский сад с закрытым (!) бассейном. С егодня работу в Правде и окрестностях не найти. А если и найдешь – зарплату не платят по три месяца. ВотНа каникулах можно поставить «рожки» не только однокласснику, но и строгому директору. РЕПОРТАЖШКОЛЬНЫЙ АВТОБУСи ос талось здесь примерно 400 жителей. Самое светлое место – средняя школа, которой с открытия в 1968 году и по с ей день руководит Нина Сергеевна Ершова. По плану у нас далее поездка на любимое мес то отдыха. Пока ребята собираютс я, С ергей с гордос тью рассказывает о своем автобусе: – Здесь везде датчики. Двигатель не прибав ляет обороты, ес ли не закрыта дверь. Дверь не закрываетс я, ес ли кто-то с тоит на подножке. Попробуйте! Пробую – так и ес ть. При этом правдинской школе достался бензиновый ПАЗ; «кушает» это произведение оте чественного ав топрома 37 литров на 100 километров. Кроме того, выделив школе ав тобус, власти решили, что и так много с делали – про средства на бензин, виИз почты «За рулем»ОСТОРОЖНО, НАЦПРОЕКТ!… По президентской программе «Дорог ак школе» в конце 2004 года получили ав тобус КАвЗ-397662 (вездеход на базе ГАЗ-3308)… Автобус нам достался без масла в бачке гидроусилителя. На то, что тосол из отопителя салона хлюпал под ногами, мы вообще обраща ть внимание не с тали – вечерело, а до дома 400 км. Ес ли не с читать неотрегулированных фар, которые светили ку да угодно, доеха ли норма льно. Дома заве л бортовой ж урнал. С ейчас на одометре 22 000 км и итог не очень радостный… Сцепление работает отвра тительно, при трог анье автобус трясется… Коробка четырехс тупенчатая, переключение с двойным выжимом быстро выводит из строя механизм привода. В торая переда ча не выключаетс я, рычаг выскакивает из ползуна, а шестерня остается в зацеплении. Приходится вынимать рычаг и монтировкой выключать передачу. Слабое место – сальники, в жаркую погоду сочится масло. Задний и передний мост завывает так, что пос ле часа езды до районного центра прос то становишься глухим… Рулевое управление не дает скуча ть: то шланг лопнет, то выдавит прокладку из-под бачка насоса. Световая система негерметична, вода попадает ив фары, и в пов торители поворота… Ав тобус у же треб ует покраски – ржа лезет изо всех щелей. Вся эта «радость» стоила 670 тыс. рублей! Неужели за такие деньги не льзя с делать более ка чественный товар? Коне чно, программа «Дорог ак школе» – вещь ну жная. Но из своего опыта понимаю, что лозунг «Вс е лучшее – детям!» д ля наших производителей остается лишь лозунгом… Из письма водителя школьного автобуса Николая Голенко (Ростовская область)КАвЗ читателя из Ростовской области уже нуждается в капитальном ремонте.Рыбкой в Сатанинское озеро.Автобус водить – не заметки составлять!32За рулем 09/2007 РЕПОРТАЖШКОЛЬНЫЙ АВТОБУСНа скорость автобус штурмуют в каникулы или после уроков.димо, забыли. А как пройти техосмотр в ГАИ? Нужен гараж, механик. Физрук срочно окончил курсы и теперь получает за то, что он обс луживает школьный автобус, безумные деньги – пятьсот ру блей в мес яц. А как, скажем, проходить перед рейсом вра чебный контроль, ес ли правдинский медпункт не имеет лицензии на наркологи ческий осмотр? Все эти вопросы и решала целый год неу томимая Нина С ергеевна. Д епутат областной Думы помог с бензином – теперь школьному автобусу егоотпускают со скидкой. В школе вздохнули с облегчением…КОММУНАР – ПРАВДА – ТРАНЗИТВ правдинской школе чу ть более с та учеников. Половина – местные; остальные живут в поселке Коммунар, что в дес яти километрах. Ког да разва лился совхоз, дети в школу ездили на тех же маршру тных «г азелях». Теперь – счастье! У школы ес ть свой «пазик», который возит детей ивж ару, и в 30-градусный мороз. Заме чу, что С ергейи не думает на с удьбу ж аловаться. Ме чтает только, чтобы гараж д ля ав тобуса появилс я. Зима-то не за горами… Ребята у же толку тся у двери ав тобуса: «Д ядь С ереж! Ну , обещали же – поехали!» – Корреспондент, говорил, что у тебя права ну жной категории есть? Полезай за руль! Рывком забрасываю с ебя на водительское сиденье. Завожу мотор, заг лохнув пару раз – забыл про с уществование подсоса. О ткрываю кнопкой дверь – ма льчишки и дев-чонки с недоверием и ехидцей наблюдают за новым школьным водителем. На подножке никто не с тоит. Са лон заполнен. Все пристегнуты. Трогаемся! Выкручиваю баранку, выезжаю со школьного двора. Еще метров 50 – и выезд на с ельскую дорог у. Тормож у, тяну ручник, г лушу мотор. Нет, школьный ав тобус – не мес то для новичка. Водитель занимает привычное мес то, берет в руки микрофон: – С ледующая ос тановка – озеро!В сухое лето грунтовка словно шоссе. А если пойдет дождь?КСТАТИ«Группа ГАЗ» победила в тендере на пос тавку в 2007 году автобусов д ля перевозки школьников. Его проводило Ф едеральное агентство по образованию. До конца года 1000 ав тобусов ПАЗ и КАвЗ будут поставлены в 81 регион России. Они оснащены устройствами ограничения скорости до 60 км/ч и запрещающими движение с открытой дверью, кнопками сигна ла водителю в салоне, громкоговорителями, дополнительной подножкой пассажирской двери с пневмоприводом (высотой от земли 20 см), ремнями безопасности на пассажирских сиденьях. «Группа ГАЗ» пос тавляет школьные ав тобусы в образовательные учреждения страны с 2002 года. За это время российские школы получили свыше 5000 ПАЗов и КАвЗов. Напомним, что школьным ав тобусам было посвящено техни ческое обозрение в ЗР, 2007, № 4.Редакция благодарит ГИБДД Тульской области и начальника ГАИ Новомосковского района майора Евгения Лапкина за помощь в подготовке материала.34За рулем 09/2007