314
315
316
318
ТЕХНИКАТЕНДЕНЦИИ ЭКОЛОГИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬБереги людей смолодуФирма «Ниссан» обучает свои модели человеколюбию. Некоторые секреты воспитания из Страны восходящего солнца привез Максим Сачков. Фото автора и «Ниссан».Япония занимает одно из лидирующих мес т по продолжите льности жизни. Поговаривают, что де ло, в первую очередь, в образе жизни и кухне из рыбы и морепродуктов. Но благотворно в лияют и… мес тные ав томобили, которые из поколения в поколение все больше заботятс яо люд ях. В доказа тельство разработчики фирмы «Ниссан» продемонстрировали дос тижения в облас ти активной и экологи ческой безопаснос ти на полигоне Оппама, расположенном в 50 км к юго-западу от Токио.ДОВЕРЯЙ, НО ПОМОГАЙОпираясь на с татистику, специа листы «Ниссан» предполагают, что к 2015 году количество дорожных коллизий (в том числе и тяж елых) сокра тится по сравнению с 1995-м вдвое. И в да льнейшем показатели будут плавно с ходить на нет, несмотря на растущий ав томобильный парк. Надеж ды возлагают на умные электронные системы, готовые напомнить водителю об опасности и даже предотвратить аварию. Одна из таких помощниц, препятс твующая уходу с полосы, – LDP (Lane Departure Prevention). Камера, ус тановленная в верхней час ти ветрового с текла,Система LDP, следящая за соблюдением рядности, появится на «Инфинити-EX» уже через несколько месяцев. Не исключено, что вскоре ее смог ут попробовать и российские автолюбители.314 За рулем 10/2007 Автомобиль с панорамным парктроником смотрит на окружающий мир четырьмя камерами: спереди, сзади ив наружных зеркалах. Обработанные изображения выводятся на монитор. Выбирайте, что удобнее – привычная картинка или взгляд на автомобиль свысока. Кстати, можно посмотреть на экране вид с любой из четырех камер.следит за разметкой. Стоит отклониться от курса, в са лоне возмущаетс я негромкий, но настойчивый зуммер. Если водитель не реагирует, управ ляющий блок связывается с системой ABS, которая слегка прихватывает тормозами колеса справа или с лева, в зависимости от того, в какую сторону смещается машина. Это аккура тное воздействие зас тавляет ав томобиль изменить направ ление. Ес тественно, ес ли включен указа тель поворота, LDP позволяет беспрепятственно перестроиться.Я нарочно направ ляю ав томобиль под углом к прерывистой разметке. Звучит предупреждающий сигнал, машина очень мягко, будто изменился рельеф дороги, уходит от белых линий. При этом руль неподвижен – забавные ощущения. Бесспорно, полезная штуковина – она не только оградит от неприятностей, но и приучит водителей ездить строго по полосам (многим соотечественникам это дается с трудом) и правильно пользоваться светотехникой. Но как быть, если разметка не четкая или вовс е отсутст-С AVM новичок научится парковаться за одно занятие в автошколе. Главное, чтобы и экзамен сдавать на машине, оборудованной таким «парковщиком». За рулем 10/2007 315 ТЕХНИКАТЕНДЕНЦИИ ЭКОЛОГИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬСистема, регулирующая дистанцию, предупреждает об опасности и даже при необходимости тормозит. Правда, только плавно – экс тренная остановка остается за водителем. Никакая электроника не освобож дает нас от ответственности.вует? Мож ет, «Ниссан» посовету ет что-нибудь российским дорожникам…СЕРИАЛ «ПАРКОВКА»Устройство A VM ( Around View Monitor) призвано решать непрос тую задачу парковки. По с ути, это дальнейшее развитие известных парктроников. По периметру автомобиля установлены четыре камеры с высоким разрешением, по кра ям бамперов врезаны ультразв уковые датчики, фиксирующие расс тояния до препятс твий. Информация, полученная от органов зрения и осязания, попадает в блок, который обрабатывает картинку и выводит на экран. Что ж, попробую припарковаться.Никаких поворотов головы, поисков по зеркалам – гляжу только в телевизор на центральной консоли. Первая серия – занять мес то около маг азина. Камера заднего вида с большим уг лом зрения показывает не только мое парковочное место, но и сос едние машины. Кс тати, к искаж енному изображ ению привыкаешь довольно быстро. При этом на экране пролож ены и траектории, изгибающиеся при повороте руля – можно заранее выбрать ну жный угол и заеха ть, как по с трунке. Д ля сомневающихс я на монитор вывод ят еще одну картинку – с высоты пти чьего полета. По ней запарковаться смож ет даж е ребенок, ведьименно так он управ ляет игруше чной машинкой. Вторая серия – параллельная парковка. Тут я показал себя не в лучшем свете. Надо было полнос тью доверитьс я ус тройству, а я засомневался в его кругозоре и возможностях. Мимо передней машины уверенно пролез в нескольких миллиметрах – спасибо камере, показавшей вид из мертвой зоны у противоположного кра я бампера. А потом, с тараясь смотреть одновременно на изображения ис зади, и сверху, припарковал машину не по- японски, а немного кривовато. За то сочинил про с ебя хокку: погнался за двумя зайцами, электронику не слушал – в бордюр некрасиво уперс я.Вынюхивающие алкоголь датчики установлены рядом с подголовниками – индивидуальные на передних сиденьях и общий для задних пассажиров.Еще один датчик встроен в рычаг коробки – он исс ледует пот водителя. Если норма алкоголя превышена, электроника блокирует трансмиссию.316 За рулем 10/2007 ТЕХНИКАТЕНДЕНЦИИ ЭКОЛОГИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬЧИСТОТА – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯКогда говорят о безопаснос ти современного ав томобиля, подразумевают в том числе и экологи чность. О дно из пос ледних дос тижений «Ниссана» – дизель M9R для европейских моделей. При завидных мощностных характерис тиках выбросы NOx и твердых час тиц – на уровне перспективных требований Евро V. Топливо, подаваемое под дав лением до 1600 бар, четко дозируют ив нужный момент впрыскивают пьезоэлектри ческие форс унки,дополнительный ба лансирный ва л снижает вибрации и шум, а пу ть твердым частицам преграж дает DPF-фильтр (Diesel particulate filter). В лабора ториях Оппамы уже нама тывают моточасы и дизели с ледующего поколения SULE V (Super-ultralow emission vehicles), у довлетворяющие строжайшим экологи ческим тре бованиям Калифорнии. В сравнении с современными моторами выбросы сниж ены на 90% по углеводородам и на 70% по оксидам азота! Помимо усовершенс твованно-го рабочего процесса и управ ляющей программы, в этом помог новый ка талитический нейтра лизатор (он ус тановлен между окис лительным нейтра лизатором и фильтром твердых частиц). В отличие от традиционных ус тройств, сниж ающих только показатели по оксидам азота при работе двиг ателя на бог атых смес ях, новинка содержит дополнительный с лой; в нем накапливаются углеводороды, участвующие потом в нейтра лизации оксидов азота (см. рис.).Дизель M9R предлагают в двух вариантах – 127 кВт/173 л.с. и 110 кВт/150 л.с.Принцип работы нового каталитического нейтрализатора «Ниссана»: А (при работе двигателя на обедненной смеси) – оксиды азота окис ляются (соединяются с кислородом) и оседают в NO x-слое нейтрализатора. Углеводороды задерживает СН-слой; В (двигатель работает на стехиометрической смеси) – кислород (O2) и углеводороды (СnНm) вступают в реакцию, образуя водород (Н 2) и окись углерода (СО), которые участвуют в нейтрализации оксидов азота (NO x). На выходе получаются азот (N 2), вода и углекислый газ.ПОПРИДЕРЖИ КОНЕЙОпытный водите ль, предвид я опаснос ть, заранее переносит ног ус педа ли г аза на тормоз. Примерно так пос тупает и DCA (Distance Control A ssist), контролирующа я дистанцию до ав томобиля впереди. Р асстояние отс леживает радар, ус тановленный в бампере. Ес ли оно опасно сокращается, система вступает в действие... Дистанция до едущего впереди «Ниссана-Фуга» стала пугающей. И тут почувствовал, что педаль акселератора сама приподнимается, причем довольно настойчиво. Лишь только я убрал ногу с газа, электроника подключила тормоза, и ав томобиль замед лился. «Эта сис тема лишь помогает водителю, но ни в коем разе не противится ему , – пояснил сид ящий рядом инженер. – Если человек не послушается и продолжит давить на газ, DCA не будет тормозить». Р азумно, ведь в некоторых ситуациях тяга на колесах мож ет здорово выручить. Кс тати, новинка призвана не только обезопасить жизнь, но и облегчить управление в пробках, где приходится то и дело переносить ног ус одной педали на друг ую. Причем, даже ес ли водитель отпустил тормоз, устройство продолжает удерживать автомобиль, но разведет колодки, стоит лишь нажать на газ.ВЫПИЛ – ЗА РУЛЬ НЕ САДИСЬДатчики рядом с подголовниками нюхают воздух в салоне. Проверяют не только сидящего за рулем, но и ос тальных, чтобы безошибочно выявить ис точник «выхлопа». Пассажирам электронный нарколог и слова не скажет, но если аромат исходит от водителя, ж елезный голос пристыдит нарушителя, а машина заблокирует зажигание. В той же лабора тории, располож енной на территории полигона, предс тавили еще одну любопытную систему, задача которой следить, чтобы человек не уснул за рулем. Камера на панели приборов постоянно смотрит вг лаза водителю. Ес ли веки слипаются, включается будильник – сначала голосом, а потом несколько раз дергает за ремень безопаснос ти. То же самое – ес ли водитель отв лекся от дороги и автомобиль загулял по полосе, наезжая колесом то на прав ую, то на лев ую разделительные линии. Большинство устройств, которые представил «Ниссан», вот-вот появятс я на с ерийных машинах, причем не только в комплектации д ля вну треннего рынка, но и для других стран. Возможно, тогда отставание по продолжительнос ти жизни меж ду лидером и догоняющими сократится.Камера на приборной панели неусыпно следит за водителем. Не пугайтесь, это опытный образец – прибор, который установят на серийных машинах, будет компактнее и симпатичнее.Пока идут испытания, результаты можно наблюдать на мониторе. Лишь только глаза закрываются более чем на пару секунду – водителя надо будить.318 За рулем 10/2007