398
399
КЛУБПУТЕШЕСТВИЕПо диким степям ЗабайкальяНИгорь Морж ареттоаверное, каж дый чита тель хоть раз да с лышал, что ес ть така я трасса в России – «Амур» и идет она от Читы до Х абаровска. Одна из немногих, чье строительство не прекращалось в пос ледние годы. В программе развития дорожного хозяйс тва с траны записано: «Ф едеральная ав томобильная дорога «Амур» Чита–Хабаровск имеет особое социально-экономическое, стратегическое и оборонное зна чение». Заключаетс я оно не только в том, что наконец- то ав томобильная дорога должна связать всю страну с запада на вос ток; отсюда на чинаются дороги, что иду твс еверном направ лении – в Якутию, западные районы Маг аданской области и на Чукотку; в южном – к Благовещенску, Забайкальску, автомобильным пунктам пропуска на границе с Китаем, а также к тихоокеанским портам. Четыре года назад автор был учас тником первой ав томобильной экспедиции, котора я на обычных городских ав томобилях прошла по с троящейся дороге весь маршрут. С тех пор официально открылось сквозное движ ение по всей трассе – правда, местами пока используется мес тная транспортна яс еть. А чтопроисходит на дорог ес егодня, ког да до торжественного открытия на вс ем протяжении остается чуть больше года?ПО СТРОЙПЛОЩАДКЕПо-прежнему на чало знаменитой трассы разочаровывает, хотя от Читы на восток ведет вполне приличная асфальтовая дорога. Она то поднимается в горы, то ныряет в поросшие лесом уще лья... Красота! Так бы и летел со скорос тью 100 и больше – благо гаишников в здешних мес тах меньше, чем медведей. Но с частье оказываетс я недолгим – через сотню километров ас фальт сменяет грунтовка. Она ту т особенна я – очень твердая (в основе скальные породы) и с трашно пыльна я. В с ухие, ж аркие дни надо держаться крайне осторожно, ведь из пыльного облака мож ет запрос то вынырнуть навс тречу тяж елый самосва л. И ли на вашем пути окажется огромная строительная машина. Ведь на вс ем почти дв ухтысячекилометровом пу ти иду т гиг антские по масштабам строительные работы, которые не прекращаются ни днем, ни ночью – даже зимой, в лютые морозы. Дорожники пробивают трассу через горы, океан тайги, пере-брасывают сотни мос тов через бес численные реки и ручьи. При чем короткие учас тки отли чного ас фальта ( даже с разметкой по всем правилам и дорожными знаками!) прерываются учас тками очень тяж елой грунтовки, а те упираютс яв строительные площадки, г де работает техника и грем ят взрывы. Как правило, такие площадки и приходится объезж ать «с использованием местной транспортной с ети» – порой по тропам, которые могут резко взлетать в гору или пересекать бурный ручей. Через какое-то время привыкаешь к этому и уже не шарахаешься от табли чек типа «Ос торожно, взрывные работы!» или «Внимание, работают БелАЗы!»... Кстати, самым тяжелым участком дороги оказался не один из тех, где взрывают и копают, а 120-километровый кусок старой грунтовки от поселка Тогда до города Шимановска. Дорога так разбита, что на полноприводных ав томобилях мы ползли по ней больше четырех часов...ЯПОНСКАЯ ДОРОГАКогда едешь по трассе от Читы до Хабаровска, невольно задаешьс я вопросом: а дляЕсли верить навигатору, мы пробираемся по глухой тайге. На самом деле здесь уже проложена дорога, правда, пока только грунтовая. Редкие отрезки асфальта сменяются долгими участками грунтовой дороги.кого за теяли эту грандиозную с тройку? Ведь пока по дорог е на вос ток движ ется совсем мало машин – так, незна чительные перевозки грузов, местные ездят по своим делам, да еще редкие за летные пу тешественники вроде нас. За то навс тречу – непрерывный поток подерж анных праворульных машин. Говорят, по трасс е сейчас проходит до тыс ячи (!) ав томобилей в день. Честно говоря, пугают они ужасно – периодически выходят в лоб, когда бросаются на обгон грузовиков (а видимос ть у водителя праворульной машины в этой ситуации очень ограничена). Ночью – еще хуже, ведь фары «японок» светят прямо в глаза водителям встречного потока. Встречаются и автовозы, но чаще легковушки иду т своим ходом, притом каж дая третья тянет на ж есткой сцепке еще одну. Выглядят они страшновато – сверху донизу обшиты лис тами картона, оклеены пленкой, обвешаны огромными брызговиками, у многих сняты бамперы... Цель понятна – на тяж елой дорог е (вернее, бездорожье) постараться сохранить товарный вид: машины везут на продажу. Но что будет с подвеской городской машины (а в основном везут такие) пос ле дв ух тыс яч километров тяжелой трассы? Ведь на нее не рекомендуется даже выезжать, если нет в запасе двухтрех колес – резина на острых камнях летит моментально, а шиномонтажи редки... Почему вдруг плотным потоком пошли с востока на запад «японки» – понятно: пока цены на них ниж е, чем на европейские модели, а комплектации много богаче. При том, что государство недвусмысленно обещает перекрыть ту т кислород, народ с тремится за тариться впрок. Цена перевозки по железной дороге за последние годы выросла многократно (скажем, сейчас отправить машину из Владивос тока в Новосибирск стоит 44 тысячи рублей, срок доставки – от двух недель). Вот и пошли по трассе перегонщики – у них путь до Новосибирска занимает около пяти дней (гонят немилосердно!), на бензин уходит тыс яч двадцатьрублей. Спят, ес тественно, в машинах. А в объявлении наверняка будет написано «без пробега по России»... Но трасс у «Амур» с троят, ес тественно, не для них. Просто перегонщики первыми воспользовались теми преимущес твами, которые дает нова я транспортна я артерия. За ними потянулись другие – за последние три-четыре года вдоль трассы появились уже десятки АЗС, в том чис ле и современных, кафе, автомастерские, пункты шиномонтажа... Говорят, фермеры с тали брать в аренду близлеж ащие зем ли, и на трассе теперь в авг усте можно почти везде купить мес тные овощи и арб узы. Когда наладится хороша я трасса, обычно на чинают расти поселки, открываться кемпинги, в эти районы приходит ма лый и средний бизнес. И вообще, у экономистов есть такая формула: на ру бль, вложенный в автомобильную дорогу, приходит примерно три ру бля инвес тиций. В б удущем году планируется открыть дорогу на всем протяжении (пока грунтовую), а еще через два года, к 2010-му вся она будет сдана с твердым покрытием. Но это – зав тра, а пока две тыс ячи километров по бездорожью и разбитым грунтовкам – то еще испытание для людей и техники. Тем более что гос тиниц тут пока нет. Зато такая красота вокруг – прос то дух захватывает! И какие виды открываются! Когда меня уже во Владивостоке спросили, поеду ли еще по этой дороге, я категорически ответил – нет. Тяж ело. Да и зачем – самолетом от Москвы до Владивостока вс его вос емь часов лету! Но потом подумал и решил: ес ли еще раз позов ут – обязательно поеду. Потому что проеха ть по России из конца в конец на автомобиле – это просто здорово! Официально трасс у «Ам ур» откроют лишь в 2008 году, но уже сейчас по ней проходит свыше 1000 ав томобилей в сутки.На правах рекламыЗа рулем 10/2007 399