282
283
284
286
РЕМОНТ И СЕРВИСТЕСТ-РЕМОНТ DAEWOO MATIZПони тоже кониУМаленькие машинки требуют не меньшей заботы и внимания, чем большие. За «Дэу-Матиз» ухаживал Игорь Козлов. Фото: Александр Батыру.злов и агрег атов у крохи «Ма тиза» ничуть не меньше, чем у гораздо более крупной «Лады-112», с которой мы обычно сравниваем ремонтопригодность моделей в этой ру брике. Поэтому и объем работ, предусмотренных регламентом техни ческого обс луживания, у этих машин примерно одинаков. Правда, выполнить некоторые из них на «Ма тизе» непросто: в иные закоулки не то что рука, палец не пролезет. Но это только на первый взгляд: глаза-то боятся, а руки делают. не накапать на расположенные ниже ремни генератора и насоса Г УР. При замене последних возникают проблемы, связанные с дефицитом мес та и нюансами регулировки натяжения. Его усилие задается вручную перемещением соответствующего агрегата, поэтому все решает не знание, что и ку да крутить, а чу тье. Без него за инструмент лучше не браться, а доверить работу специа листам. В крайнем с лучае ремни чуточку недотягиваем, после чего обяза тельно проверяем отс утствие как «закусываний» рулевого колеса, так и характерного свис та при включении мощных электропотребителей, например головного света и обогрева заднего с текла. С ресурсом главного ремня – ГРМ в сервисных книжках полный разброд: 40, 50, 60 и даже 80 тыс. км. Российский дилер нас таивает на замене через 40 тысяч: на эту цифру и стоит ориентироваться. Трудоемкость работы зависит от комплектации ав то. Сложнее всего, когда на машине есть ГУР и кондиционер – мешают их насос и компрессор. Вывешива ть силовой агрег ат нет нужды: пластиковая крышка ремня предусмотрительно разделена на две части. Снимаем их по очереди, на чиная с верхней, а ремень просовываем в зазор меж ду двигателем и «рогаткой» опоры двигателя. Однако преж де надо отверну ть болт шкива, а это непросто – сцепление буксует. Чтобы его не мучить, в картере предусмотрено отверстие: вставляем туда отвертку и за маховик с топорим коленва л. Пользуясь с лучаем, обязательно проверяем сальники коленчатого и распредва ла. При ма лейшей «сопливости» их сподручнее ту тже заменить, тем более что с тоят они вс его по 50 рублей. С натяжением ремня ошибитьс я сложно – оно задаетс я автоматически усилием пружины ролика. На пос леднем тоже лучше не экономить – на второй срок, бывает, его не хватает. Новый ремень приходитс я надева ть практически на ощупь – визу ально оценить качество работы мешает брызговик. Избежать сомнений позволяет испытанный прием: пос ле сверки меток проворачиваем коленва л на несколько оборотовИСКУССТВО МАЛЫХ ФОРМПоменять масло в двиг ателе особого труда не сос тавит. Но дополнительную защиту картера, ес ли в ней не предусмотрено отверстие под с ливную пробку ( такие встречаются), придетс я снима ть – благо, она крохотная. Масляный фильтр отворачиваем из-под капота. У добно, но тесно – чтобы не «под жарить» руку о выпускной коллектор, лучше обла читься в одеж ду с плотными рукавами. За ливаем мас ло и проверяем его уровень аккура тно, чтобы282 За рулем 10/2007 по часовой с трелке, враща я, например, вывешенное переднее колесо при включенной IV переда че. Ремень при этом выровняется на шкивах, заняв «удобное» для себя полож ение. За тем с легка отпускаем болт натяжителя и, перемещая ролик в пазу дугообразного отверс тия, помог аем пружине его под тянуть (компенсиру ем трение с сопряг аемой поверхностью). Отпускаем ролик и окончательно затягиваем болт моментом 15–23 Н . м. В целом, кроме тесноты, – ничего сложного.ния (ключ «на 16») и, подав трубку к двигателю, фиксируем в этом положении (не забудьте потом верну ть ее обра тно!). Затем подыскиваем широкую пос удину с бортами не выше 140 мм (ина че под машину не пролезет). В эту тару иб удем сливать старую жидкос ть, пос таравшись не промазать – этиленг ликоль, вход ящий в сос тав антифризов, ядовит! Остается лишь снять нижний шланг с пластикового па трубка-переходника на двигателе, с жав пасса тижами усики пластинчатого хому та и, собс твенно, выпустить жидкость. Если полилось невесть что – рыж ее, с тух ловатым запахом – промываем систему. Для этого собираем вс е заново, за ливаем воду (ж елательно дис тиллированную) и даем двиг ателю поработать 5–7 мину т пос ле открытия термос тата, о чем можно с удить по нагреву нижнего патрубка. Затем действуем по у же описанному сценарию, но не сразу – ожоги нам ни к чему. В фина ле отсоединяем вс е патрубки радиа тора, две верхние подушки его крепления ( два болта М6), разъем вентилятора ох лаждения (рядом с левой фарой), аккура тно, чтобы не повредить соты, вынимаем радиа тор вверх и наконец-то (!) сливаем остаток жижи. Перед установкой промываем соты несильной с труей воды. Чтобы проще было вставить нижние резиновые буфера радиатора в отверс тия на попере чине кузова, смачиваем их мыльным рас твором. При заправке сис темы с ложностей су далением воздушных пробок не возникает, достаточно лишь три-пять раз поочередно сдавить верхний и нижний патрубки. Этим машинка словно извиняется за доставленные неудобства.ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ ПО ЗАМЕНЕНаименование позицииПериодичность, тыс. км (лет) 10 (1) 20 10 30 40–80* 40 (2) 20 (2) 40** 70Масло в двигателе, масляный фильтр Воздушный фильтр Топливный фильтр Свечи зажигания Ремень ГРМ Охлаждающая жидкость двигателя Жидкость в приводе тормозов Масло в МКП Масло в АКП, масляный фильтр* Рекомендация российского дилера – каждые 40 тыс. км. ** Первая замена через 10 тыс. км.СТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ РАБОТ У ДИЛЕРАРаботаСтоимость, руб.* 750 360 200 260 320 600 1880 200 300 580 940 1010Компьютерная диагностика двигателя Замена масла и фильтра двигателя Замена воздушного фильтра Замена топливного фильтра Замена свечей зажигания Замена ремня генератора Замена ремня ГРМ Замена масла МКП Замена масла АКП Замена передних тормозных колодок Замена передних тормозных дисков (2 стороны) Замена задних тормозных колодок* Без учета расходников.ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ ЗАПЧАСТЕЙ У ДИЛЕРА*ЗапчастьСтоимость, руб. 2940 1790 5800 125 340 340 1400 1120 340 1150 920 1200 1120 370 330 1120 960НИЧЕГО ОСОБЕННОГОТепловые зазоры в приводе клапанов хоть и приходитс я рег улировать, но процесс этот нес ложен. Конструкция – как на «москвичах»: регулировочный винт на коромысле и контрг айка. Очень у добно; к тому ж е, как показывает практика, вмешательство в механизм треб уется не часто. А вот свечи зажигания на «матизах» до положенных 30 тыс. км доживают редко. Зато менять их – проще некуда, как, собственно, и многие другие рас ходники, будь то воздушный, топливный фильтр или тормозная жидкость. Особых неудобств не доставит и замена передних тормозных колодок. Пос ледовательность действий – как на «ладах», с той лишь разницей, что в скобе ес ть противоскрипные пластины, которые важно не потерять, очищая механизм от продуктов из-АКРОБАТИЧЕСКИЙ ЭТЮДА вот с заменой ох лаждающей жидкос ти все ужасно – на с ливной пробке завод сэкономил. Учитывая, что нижний па трубок радиатора располож ен дос таточно высоко, д ля с лива поллитровой «зана чки» из его нижней час ти машину впору переворачивать колесами вверх. Но лучше все же снять радиатор. Перед этим демонтиру ем корпус воздушного фильтра и резона тор впуска, д ля чего отворачиваем три болта М6, отсоединяем впускной па трубок и снимаем колодку с разъема датчика температуры на корпусе фильтра (ес ть только на моторах 0,8 л). При на личии Г УР выну ть радиа тор помешает трубка напорной магис трали, поэтому отпускаем на насос ег айку ее крепле-Блок-фара Задний фонарь Ветровое стекло Фильтр масляный Фильтр воздушный Фильтр топливный Амортизатор передний Амортизатор задний Свечи зажигания (3 шт.) Тормозной диск передний Подшипники и сальники передней ступицы (на одну сторону) Тормозные колодки (комплект) передние Тормозные колодки (комплект) задние Ремень генератора Ремень ГУР Ремень ГРМ Ролик натяжителя ремня ГРМ* Стоимость запчастей в магазинах ниже на 3–7%.носа. Замена тормозных дисков – не трудоемкая, но, увы, за тратная операция: надо снимать с тупицу ( диск крепитс я изну три), а при этом неизбежно повреж даются ее «одноразовые» подшипники и деформируются сальники.За рулем 10/2007 283 РЕМОНТ И СЕРВИСНа литровом моторе отвернуть свечи 3-го и 4-го цилиндров мешает резонатор впуска, но снять его очень просто (один болт М6). На 3-цилиндровом моторе доступу к свечам ничто не мешает. Воздушный фильтр меняем, отвернув два винта крепления крышки. При сборке проверяем посадку перепускного патрубка, расположенного ниже основного впускного (мотор 0,8 л). Ремни ГУР и генератора натягиваем поворотом соответствующих агрегатов. Сдвигать генератор, не отпустив нижний крепеж, рикованно – легко сломать его лапы.ТЕСТ-РЕМОНТ DAEWOO MATIZТопливный фильтр расположен правее бензобака. Для замены сжимаем клипсы на наконечниках трубок и аккуратно, чтобы не облиться бензином, сдвигаем их со штуцеров. Для доступа к сливной пробке МКП снимаем «лыжу» (три болта М8). Заливная пробка показана стрелкой. В кружочке – шток для регулировки педали сцепления.При известной ловкости рук до левой лампы указателя поворота можно добраться и не снимая корпус воздушного фильтра, но без него удобнее (три болта, один хомут и одна колодка). Чтобы добраться до ламп в заднем фонаре, отворачиваем два винта его крепления к проему пятой двери и сдвигаем с направляющих строго назад.Основное неудобство при замене ремня ГРМ – мало места для маневра. Усилие пружины (рядом со шкивом помпы) определяет натяжение ремня.На правах рекламы284 За рулем 10/2007 ТЕСТ-РЕМОНТ DAEWOO MATIZНа правах рекламыОЦЕНКА ТРУДОЕМКОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ*Название Опис операцииЗамена масла в двигателе Замена воздушного фильтра Замена топливного фильтра Замена свечей зажигания Замена ремней навесных агрегатов Замена ремня ГРМ Замена ОЖ двигателя Замена масла в МКП Замена масла в АКП Замена передних тормозных колодок Замена задних тормозных колодок Регулировка ручного тормоза Замена ламп наружного света + – + – + – + – + – + – + – + – + – + – + – + – + –ание операцииУдобный доступ к щупу Легко случайно накапать маслом на ремни двигателя, ограничен доступ Минимум крепежа (2 винта) Можно повредить провод датчика температуры (только с мотором 0,8 л) Легкосъемные клипсы-крепления Мал межсервисный интервал Удобный доступ Мал захват для снятия проводов Простая траектория укладки ремня Значительно ограничен доступ Есть отверстие для удержания коленвала от проворачивания Мал интервал замены, ограничен доступ Нет воздушных пробок при заправке системы Надо снимать радиатор Удобный доступ к заливной (контрольной) пробке Нет отверстия в «лыже» для сливной пробки Большой интервал замены Затруднена замена масляного фильтра Простота конструкции Легко рвущиеся шпильки крепления колеса Большой ресурс Надо регулировать ступичный узел. Легко рвущиеся шпильки крепления колеса Удобный доступ к регулировке тросов Сложная конструкция, необходимость профилактики колесных механизмов Удобный доступ к лампам фар Для замены ламп заднего фонаря надо снимать его корпусИтоговая оценка3,5 44 4,5 3,5 3,5 34 – 4 3,5 3 3,5*Авто с кондиционером, ГУР и мотором 0,8 л по 5-балльной шкале в сравнении с « Ладой-112», трудоемкость обслуживания которой условно оценена на «четыре».Задние барабаны объединены со с тупицами в единое целое, но подшипниковые узлы при демонтаж е здесь не разрушаются. О днако пос ле расшплинтовки и отворачивания центральной гайки снимаем барабан-с тупицу аккура тно, чтобы не уронить подшипники – пес чаные ванны им не на пользу. На практике этот узел чаще придется «навещать» не для замены колодок (они нередко жив ут до 90 тыс. км), а для очис тки и смазки храпового механизма ав томатического под держания зазора, который имеет склоннос ть к закиса-нию. Перед сборкой поворачиваем храповик настолько, чтобы колодки слегка касались барабана, и лишь после этого регулируем на тяжение тросов ручного тормоза (в салоне, под накладкой тоннеля пола). Как видите, ни чего сверхс ложного в обслуживании «Ма тиза» своими силами нет: при столь плотной компоновке могло быть и хуже. Благодарим техцентр «АВТОМИР НА ОЗЕРНОЙ» за помощь в подготовке материала.1,0 л (52 и 64 л.с.); коробки передач – 5-ступенчатая механическая, 4-ступенчатый автомат (только с мотором 0,8 л). Стоимость базовой комплектации (STD) – 196 100 руб., с ГУР и кондиционером (комплектация DLX) – 233 200 руб. Машины с АКП стоят 262 350–270 300 руб., а с двигателем 1,0 л – 241 150– 265 000 руб. (в зависимости от комплектации).ИСТОРИЯ МОДЕЛИ«Дэу-Матиз» делали в Корее с 1998 года, а с 2001-го прои зводство наладили в Узбекистане на предприятии «УзДэуАвто» (Асака). В 2001 году модель обновили («Матиз-2»), слегка изменив внешность и дополнив двигателем 1,0 л. Кузов: 5-дверный хэтчбек; двигатели – бензиновые 0,8 и