186
187
188
190
ГРУЗОВИКИ«ВОЛЖАНИН СИТИРИТМ-15»Ритм большого городаДлинный автобус – непременная деталь в картине мегаполиса. С 15-метровым «Волжанином» знакомился Анатолий Фомин. Фото автора.Знаете, какой автомобиль самый лучший с точки зрения экологии? Автобус! И чем он больше, тем экономичнее и добрее к природе. В пересчете на одного пассажира по расходу топлива и выбросам вредных веществ ни один легковой автомобиль – не конкурент.15 МЕТРОВ НАСТОЯЩЕГОБольшим городам нужны вместительные автобусы с низким уровнем пола, соблюдением современных норм токсичности и по приемлемой цене. Соотношение ценаэффективность наилучшее у 15-метровой машины. По европейским нормам, длина сочлененного автобуса не может быть больше 18 м, а его вместимость не намного больше, чем 15-метрового. Вдобавок сочлененный автобус намного дороже, в эксплуатации сложнее, в зимнее время и вовсе неудобен. У низкопольных машин ведущие колеса только в прицепной секции, скользкие подъемы – слишком тяжелы. Автобус длиной 15 м – тоже с тремя осями, но загрузка средней ведущей не в пример лучше. Будучи ненамного дороже 12-метрового, он способен перевозить на25–30% больше пассажиров. Вопреки распространенному мнению, 15-метровые машины столь же маневренны, как 12-метровые: ведь колесная база между первой и второй осью одинакова! Колеса третьей, неведущей оси – поворотные, с активным управлением немецкой фирмы ZF. Производство автобусов «Волжанин» растет: в 2005 году сделали 240, в 2006-м – 320 городских и междугородных машин. В 2007 году выпустят более 500, большая часть которых – городские. Собственно, 15-метровые «горожане» из Волжского уже не новость – трехосный «Волжанин-6270» на шасси «Скания» начали выпускать еще три года назад. Автобусы серии «СитиРитм» построены на собственном шасси – так значительно дешевле и больше возможностей для различных комплектаций. В задней части – проверенный временем рядный 6-цилиндровый «Дойц». В зависимости от исполнения он соответствует нормам Евро III или Евро IV. Последний, разумеется, дороже. Передний мост и рулевое управление – фирмы ZF, ведущий средний и поворотный задний мосты – тоже. А конструкция кузова заметно изменилась.КОЛИЧЕСТВО, КАЧЕСТВО, ЦЕНАПроизводителей автобусов в мире – сотни, большая часть широкой публике неизвестна. Ведь для изготовления нужен всего лишь стапель, сварщик и пара помощников. За неделю они запросто смастерят автобус, причем вполне приличный, если конструкция грамотно срисована с удачного аналога. Останется смонтировать агрегаты, привернуть саморезами пол из водостойкой фанеры, обить салон тем, что нашлось под рукой, привернуть сиденья и вставить стекла – их тоже придется закупить на стороне. Не слишком изящно, но подобная продукция находит спрос благодаря отличной ремонтопригодности. Однако кустарное по сути производство крайне трудоемко и может быть выгодным только при очень низкой стоимости труда. «Волжанин» уже шагнул от постовой сборки к линейной; настала очередь новых технологий для кузова. Стальной каркас с последующей обтяжкой листом уступил место пространственной конструкции из алюминиевого профиля и алюминиевым же наружным панелям. Со186 За рулем 10/2007 ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ «ВОЛЖАНИН СИТИРИТМ-15» Общие данные Размеры, мм: длина...............................................14 685 ширина ..............................................2550 высота................................................2970 база...........................................6900/1500 Полная масса, кг ............................23 800 Число мест для сидения/всего...................33+4*/135 Конструкция: несущий кузов с интегрированной рамой Двигатель: турбодизель Deutz, BF6M1013FC (Евро III), Р6, 7,15 л, 195 кВт/265 л.с. при 2300 об/мин, 954Н . м при 1600 об/мин, расположен сзади, продольно Трансмиссия: автоматическая гидромеханическая шестиступенчатая ZF ECOMAT 2 PLUS 6 HP 502 C Ходовая часть: подвеска Wabco зависимая пневматическая с системой электронного управления и функцией книлинга. Передняя ось ZF RL 85А, средняя ось ZF AV-132/90°, задняя ось ZF RL85A activе; шины 295/80R22,5*Откидные места.стальными элементами конструкции они соединены болтами через изолирующую пленку – чтобы избежать электрохимической коррозии в месте контакта разных металлов. Алюминиевые профили не дешевы, их импортируют из Швейцарии (отечественных аналогов нет), но трудоемкость сборки кузова значительно ниже. В плюсах – повышенная коррозионная стойкость, от-личный внешний вид и возможность снизить массу. Пока, правда, алюминиевый автобус получается не намного легче стального: 12-метровая машина только на 500 кг. Расчет прочности клееной и клепаной конструкции требует серьезной проработки, инженерной и математической. Алюминиевый кузов из стандартных элементов позволяет в полной мере реализовать модульную конструкцию с раз-ной длиной и количеством дверей. Пока «СитиРитм» существует в двух вариантах – 12 и 15 м. В ближайших планах – компактный 10-метровый автобус для тесных центральных улиц и сочлененный 18-метровый. Количество дверей – по выбору заказчика: две для пригородных и ненапряженных городских маршрутов и три для высокозагруженных. В машине для аэропорта можно сделать двери с двух сторон.Атермальное остекление не роскошь, а необходимость. Три двустворчатые двери гарантируют быструю посадку и высадку пассажиров. ГРУЗОВИКИ«ВОЛЖАНИН СИТИРИТМ-15»15-метровый автобус может в один заход развернуться на площадке такой же ширины. Главное, чтобы не было высоких бордюров!Рабочее место водителя вполне традиционно для городского автобуса. Единственный рычаг – ручного тормоза. Управление автоматической коробкой передач – кнопками.Привыкнув к габаритам, водить «СитиРитм-15» так же легко, как легковой автомобиль. Важно лишь помнить, что за спиной еще 14 метров алюминиевого кузова.ВПЕЧАТЛЕНИЯ О БУДУЩЕМЗа рулем автобуса дорога представляется уже и короче. Мощности расположенного далеко позади двигателя – 265 л. с. – хватает, чтобы достаточно быстро разогнать машину до разрешенных 60 и даже до 80 км/ч. Конечно, с салоном, полным пассажиров, динамика будет поскромнее, но достаточна, чтобы не создавать помех городскому движению. Кое-кто из коллег умудрился выжать даже сотню по спидометру. Для городского автобуса явный перебор – ограничитель максимальной скорости не помешает. Тот, кто ездил на грузовиках с пневмоприводом тормозов, не испытает проблем и здесь. Система «Вабко» не только позволяет четко дозировать замедление, но и сокращает время реакции устройства благодаря электронному управлению. Однако гораздо приятнее (и полезнее для бюджета автопредприятия) использовать тормоз-ретардер. Рычажком справаВ нарядном салоне всего 33 сидячих места. Еще четыре сиденья откидываются на центральной накопительной площадке.Эти места на «галерке» явно для молодежи. Пенсионеры на них вряд ли будут претендовать – высоко карабкаться.от руля выбирают один из трех режимов замедления при подъезде к остановкам, им же ограничивают скорость на уклонах без использования рабочей тормозной системы. Кстати, ретардер для городского автобуса имеет другие характеристики, нежели замедлители грузовых автомобилей и туристских автобусов: он эффективен в диапазоне более низких скоростей – 5–30 км/ч. Тормоза, разумеется, с ABS. Пневмоподвеска – сфункцией книлинга (англ. kneeling): позволяет машине приседать на правую сторону на остановках, облегчая пассажирам и без того не тяжелый, без ступеней, вход в салон. Пассажир в инвалидной коляске сможет воспользоваться вмонтированной в пол у средней двери откидной рампой. Увы, но даже такое немудреное устройство надо заказывать за границей. Низкопольные автобусы специально созданы для того, чтобы ускорить посад-188 За рулем 10/2007 ГРУЗОВИКИ«ВОЛЖАНИН СИТИРИТМ-15»Автобусы с алюминиевым каркасом лучше приспособлены для линейной сборки.Для дизельного топлива предусмотрена тройная фильтрация. У этого отстойника есть и подогрев, и ручная прокачка на случай образования в топливопроводе воздушной пробки.Алюминий и сталь – не лучшая пара, когда речь заходит о коррозии в агрессивной среде. Синяя изолирующая прослойка позволяет без риска соединять болтами стальные и алюминиевые элементы конструкции.Единую крышку моторного отсека поддерживают целых четыре газовых упора. Зато доступ – отменный.Руководитель дизайн-бюро «Волжанина» Вячеслав Махов: «Я стараюсь, чтобы машина выглядела чуть дороже, чем стоит. Это особенно важно для российского рынка – дать людям хоть немного того, что нельзя пощупать, а можно лишь ощутить».ку и высадку пассажиров. Об этом стоит подумать и городским властям, внедряющим громоздкие системы для контроля оплаты проезда. Ведь разделение зон посадки и высадки снижает эффективность использования техники, уменьшает среднюю скорость, увеличивает расход топлива и количество вредных выбросов. У создателей «Волжанина» – свои виды на будущее. Завод планирует производство машин с гибридным приводом, позволяющим улучшить экологические показатели. Пока эти планы выглядятфантастичными, но кто знает, какими станут наши города через несколько лет? В конце концов, конкурентоспособный автобус всегда найдет спрос. В прошлом году на выставке в Ганновере двухосный «СитиРитм-12» уже обратил на себя внимание не только конкурентов, но изарубежных заказчиков. Несколько машин уже находится в опытной эксплуатации за рубежом. Но в России «волжан» намного больше. Лучший городской автомобиль – это автобус. В большом городе – свой ритм. Будет ли это «СитиРитм-15»?190 За рулем 10/2007