202
203
ГРУЗОВИКИРЕТАРДЕРЫ VOITHВода в ступеТолочь воду в ступе всегда считалось занятием непродуктивным, но оказывается, из него тоже можно извлечь пользу. Какую – объяснит Андрей Сидоров.Динамика разгона – параметр, безусловно, важный, но куда более важен его антипод – динамика торможения. От первого зависит производительность автомобиля, удобство управления и отчасти удовольствие, получаемое от вождения. От второго – все остальное, включая жизнь водителя и тех, кто вдруг оказался на пути многотонного автопоезда. Поэтому тормоза надо беречь. Но как? Ведь закон сохранения энергии неумолим: если уж поднялся на гору, то при спуске всю затраченную на подъем энергию придется превратить в тепло. (Не будем мелочиться – пренебрежем ее потерями на сопротивление воздуха и качение шин.) Если спуск небольшой, поможетторможение двигателем. Часть энергии уйдет на сжатие и разогрев воздуха в цилиндрах. Процентов пять уклона оно еще может погасить. Круче – нет, придется подтормаживать колесами. Рабочая тормозная система, конечно, остановит машину на любом уклоне, только иу нее есть свои ограничения. На затяжном спуске тормоза перегреваются, стремительно падает их эффективность да и износ пар трения растет весьма заметно. Помочь рабочим тормозам призваны ретардеры – трансмиссионные замедлители. Конструкций их множество, суть одна – создать в трансмиссии тормозной момент и отвести энергию торможения (тепло) в атмосферу.Наибольшее распространение на автомобилях получили гидравлические ретардеры. Принцип их работы легко представить на приведенном примере: если толочь воду в ступе, продукт, конечно, не создашь, но воду немного нагреешь. А если вместо воды в сосуде вязкое масло, то разогрев пойдет еще интенсивнее. Вот это тепло, выработанное при торможении, иутилизирует ретардер. Роль ступы на автомобиле играет статор с жестко закрепленным в нем турбинным колесом гидромуфты, а пестик – насосное колесо, связанное странсмиссией. Тормозной момент регулируется количеством перемешиваемого масла. Оно же – теплоноситель, отводящий тепло в свой радиатор и далее в атмосферу. Конструктивное исполнение замедлителей различно. Есть ретардеры, собранные в отдельном корпусе, а бывают встроенные202 За рулем 10/2007 Поглощая момент 1450 Н . м, акватардер весит всего 30 кг.вкоробку передач: такие называют интардерами, то есть интегрированными. Они могут работать на том же масле, что и КП, или на своем. Есть электродинамические замедлители – мощные генераторы, преобразующие энергию торможения в вихревые токи и далее в тепло, но, пожалуй, самая перспективная разработка «Фойта» – акватардер. Главное отличие новинки в том, что установлена она не втрансмиссии, а на переднем конце коленчатого вала. Преимущества схемы очевидны: теплоноситель – охлаждающая жидкость двигателя, его же радиатор. Отсюда экономия веса и относительная дешевизна при весьма высокой эффективности. Пока акватардеры применяют только на грузовиках MAН, но, вероятно, скоро они появятся и на других марках.ЗАМЕДЛЕННОЕ ДЕЙСТВИЕОценить достоинства автопоездов, оснащенных ретардерами, предстояло, что называется, на собственной шкуре – «Фойт» позаботился о такой возможности. Полигон – серпантин на склонах вулкана Этна, что на Сицилии. Недавнее извержение не повредило дорогу, а небольшой дымок из кратеров – не помеха. У подножия горы выстроилось два десятка груженных балластом (танками с водой) автопоездов – на них и предстояло взобраться по десятикилометровому серпантину, а затем съехать «без тормозов», на ретардере.Наиболее эффективна совместная работа ретардера и моторного тормоза. На пару они обеспечивают высокий тормозной момент на любых скоростях.По жребию мне выпадает «МерседесБенц Актрос». Подъем в гору занимает минут 20 – затащить на такую высоту 40 тонн груза не так-то легко. Разворот на верхней площадке, и эти тонны начинают возвращать потенциальную энергию высоты, разогревая и без того горячие склоны действующего вулкана. Уклоны от 6 до 11% с тесными поворотами на 180° – местами больше 20 км/ч ехать просто нельзя, не впишешься. Ну, сбогом! Под горку «Актрос» идет весьма охотно. Еще бы: всемирное тяготение – это вам не «жалкие» 500 «лошадей», натужно тянувшие его наверх. К первому повороту скорость угрожающе растет, пора бы притормозить. Перещелкиваю подрулевой рычаг тормозазамедлителя сначала в первое положение, а потом и до упора. Но поздно спохватился – погасить инерцию уже набравшего ход автопоезда он не может, приходится осаживать машину рабочими тормозами. Крутой поворот – и новый спуск: теперь ретардер не выключаю вовсе. Совсем другое дело – автопоезд будто попал в песок. Скорость около 40 км/ч, итолько перед самым поворотом ее приходится чуть снижать рабочими тормозами. Одним словом, удобно. Но главное – рабочие тормоза не перегреваются и всегда готовы немедленно вступить в работу. Цена устройства – около 4500 евро. Немало, но на безопасности экономить грешно, а ресурс тормозов, как утверждает «Фойт», возрастает чуть не впять раз.123 4В основе конструкции замедлителя гидромуфта с заблокированным турбинным колесом. Схема ретардера: 1 – привод ротора; 2–ротор (насосное колесо); 3 – статор (турбинное колесо); 4 – маслобак. За рулем 10/2007 203