130
131
132
ЭКОНОМИКАОБОЗРЕНИЕ РЕЙТИНГИ АВТОПРЕДПРИЯТИЙЛокомотив набирает ходВ конце года сразу несколько крупнейших аналитических служб («Эксперт-РА», «Форбс» и др.) представили рейтинги ведущих российских предприятий. Роль автомобильного бизнеса в отечественной экономике оценивают Александр Агибалов и Игорь Моржаретто.Каждому школьнику извес тно: экономику США пос ле кризиса 30- х годов прошлого века, а такж е Германии и Японии – после войны буквально вытащила автомобильная промышленность. Ведь традиционно считается, что одно рабочее место на с борочном заводе создает до 10 мест в смежных производствах. Но каж дому школьнику извес тно и то, что Россия вс егда шла своим пу тем. Традиционно «ве чным движителем» российской экономики были сырьевые отрас ли. Растут мировые цены на неф ть иг аз – у нас экономи ческий подъем; ес ли вниз пойдут – тож е не с трашно, ведь ес ть еще запасы уг ля, никеля и прочих полезных ископаемых... Но нельзя же вечно рассчитывать только на добычу сырья, тем более что оно достается все дороже. Так вот, пос тепенно ситуация вс тране стала меняться. Нефтегазовый сектор, который в прошлые годы демонс трировал стабильный рос т, нынче похвас тать такими успехами уже не может. А вот в обрабатывающих отраслях промышленности, наоборот, ожив ление! Хотя дают с ебя знатьстарые проблемы: техническая отсталость предприятий, изношеннос ть основных фондов и т.д. По подсчетам экспертов, машиностроение стало третьей (пос ле ТЭКа и черной металлургии) отрас лью по вкладу в экономику. Пока – третьей... Но по оптимистическим прогнозам, через 5–10 лет машиностроение мож ет с тать ведущей отраслью. Акции машинос троительных предприятий неожиданно оказались наиболее ус тойчивыми к финансовым ка таклизмам, им даже удается расти, когда другие катятся вниз. Только за три летних месяца цена акций «С еверсталь-Авто» выросла на 27,4%, КамАЗа – на 34,6%, АВ ТОВАЗа – на 40,3%! Первые пять позиций в списке крупнейших машинос троительных компаний страны занимают производите ли автомобилей. При чин тому множ ество, но немалую роль сыгра ла гос ударственная политика, призванная стимулировать развитие сборочных производс тв, в перв ую очередь иностранных, на территории России. Тут-то они и развернулись...ПРОИЗВОДИТЕЛИВообще ав томобилестроение – «лицо» с егодняшнего российского машинос троения. Именно автозаводы задают тон в динамике роста. Даже в самые тяж елые времена, ког да промышленные гиг анты других отраслей «леж али на боку», ав томобильные продолжали работать в две-три смены. Ведь потихоньку , понемног у, но доходы значительной части населения страны росли, увели чивался и спрос на ав томобили (сыграл роль и огромный отлож енный спрос, накопленный еще с советских времен!). Все это привело к взрывному (на десятки процентов еж егодно) увели чению продаж новых автомобилей в России. Только за 2006 год их было продано 1,8 м лн. – на 23,6% больше, чем годом раньше (а если считать в деньгах – то на 45%). Понятно, что только оте чественные производители с таким б умом не справились бы (а кто им и позволил!). Ведь некоторые из них и до того работали на пределе возможностей. В минувшем году впервые было продано больше иномарок (в этом нема лый вклад новых с борочных130 За рулем 12/2007 предприятий), чем «чисто» российских «лад» и «волг». Первыми начали строить свои заводы в России компании «Форд» и «Рено», но когда в апреле 2005 года вышло постановление правительства РФ о промышленной сборке автомобилей, этот процесс принял массовый характер. Уже действующие заводы ежегодно увеличивают объемы выпуска (есть спрос!), а новые, начиная с конца 2007 года, будут вводиться в строй чуть не ежеквартально. По оценкам экспертов рынка, нынешняя тенденция — постепенное сокращение доли, а затем и абсолютного числа автомобилей «традиционных» марок – будет только усиливаться. Это видно и по рейтингу. АВТОВАЗ, хотя устойчиво занимает 1-е место в списке крупнейших машиностроительных компаний, продемонстрировал за 2006 год рост «всего» в 15% (а рынок вырос на 24%!). Другие традиционные российские компа-нии развиваются куда динамичнее: «Группа ГАЗ» показала прирост 25,6%, КамАЗ – 41,5%, «Северсталь-Авто» – 26,1%. ЗР регулярно информирует, как эти автопроизводители развивают и реструктурируют производство, приобретают лицензии на выпуск новых моделей, новые технологии и т.д. Словом, у них неплохие перспективы; положение АВТОВАЗа куда более сложное. Менеджмент автогиганта до сих пор не сформулировал внятную стратегию развития. Сама компания, теряя рынок, балансирует между спадом икраткими периодами подъема, причем последние становятся все короче. По сравнению с прошлым рейтингом удалось добиться определенного позитива: в2006 году обороты выросли на 15% (годом ранее — всего на 5%), но, похоже, это достигнуто лишь за счет повышения розничных цен. Ныне этот лимит практически исчерпан.Рост экономических показателей уже обеспечивает не только АВТОВАЗ... ...но в первую очередь предприятия, где собирают бюджетные иномарки (сборка «КИА-Спектра» на «Иж-Авто»).На правах рекламы ЭКОНОМИКАОБОЗРЕНИЕ РЕЙТИНГИ АВТОПРЕДПРИЯТИЙ...но один за другим открываются дилерские центры – не хуже, чем в Европе (новый с алон «Лексус» в Краснодаре).Хотя в стране по-прежнему работают сотни авторынков («Автогарант» в Подмосковье)...Быстрее вс его рас тут и двиг аются вверх по с тупеням рейтинг а новые российские ав топроизводители. По темпам развития равных им найдетс я немного. Пять лет работает в Ленинградской области завод «Форд» – и вот у же компания на пятом месте среди всех российских машиностроителей по объемам реа лизации продукции; при этом прирос т за 2006 год составил 90,2%! Ес ли у дастся сохранить такую динамику (а для этого есть все основания), то уже года через два «Форд» обгонит АВТОВАЗ по оборотам. У «Ав тофрамоса», российского филиала компании «Р ено», темпы еще выше: 104,5% за год. Но быс трее всех развивался калининградский «Ав тотор»: рос т – 266,5% за год! Хватает работы и российским пос тавщикам комплектующих. К примеру , на 133-м мес те среди 400 крупнейших в стране – группа «Амтел-Фредештайн» (производство шин), а на 336-м – «АВ ТОВАЗагрегат» (комплектующие). Правда, серьезному увеличению закупок у национальных компаний мешают проблемы с качеством их продукции. Поэтом у новые с борочные проекты треб уют создания с нуля современных производс тв автокомпонентов. Собс твенно, этот процесс уже пошел.Например, в Тюмени с ейчас работают 18 дилеров российских и иностранных марок. Вообще, по разным оценкам, в этой сфере тру дятся по с тране не менее 300–400 тыс. человек, при чем в крупных компаниях на лажена современна я сис тема подготовки и переподготовки кадров. Cреди крупнейших розни чных с етей России ав томобильные – на ведущих мес тах. Так, группа компаний «Рольф» с оборотом 74,2 млрд. руб. в 2006 году стала пятой среди вс ех компаний розни чной торгов ли (впереди только «Эльдорадо», «Еврос еть», «Перекресток» и «Метро»). Очень быс тро развиваются многие конкуренты – «Мэйджор», «Ав томир», «Атлант-М», «БизнесКар»… По данным «Форбса», показывают серьезный рос т доходов и такие дилерские центры, как «ГЕМ А», «Нью-Йорк Мо-торс Москва», «Инком-Ав то», «Д женсер», «Арманд»... Появились в рейтинге и региональные фирмы: петерб ургская транспортно-экспедиторская компания «Евросиб» и казанский «Транстехсервис». К сожалению, многие компании до сих пор не разглашают свои финансовые показатели, поэтому остались пока «неохваченными». А ведь ав томобильный бизнес не ограничивается производс твенными предприятиями и дилерскими центрами, это еще и огромное коли чество средних и малых предприятий (АЗС, мас терские, автомойки, магазины запчастей, шиномонтажные конторы и т.д.). И у же ясно: сколько бы ни говорили, что у России «свой путь», автомобиль должен с тать одним из тех локомотивов, что вытащит российскую экономику на мировой уровень.КРУПНЕЙШИЕ АВТОМОБИЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ КОМПАНИИ РОССИИМесто Компания среди 400* 21 26 39 41 43 87 137 219 247 336 349 393 АВТОВАЗ «Группа ГАЗ» КамАЗ Группа СОК «Форд мотор компани» «Северсталь-Авто» «Автофрамос» ТагАЗ «Джи-Эм-АВТОВАЗ» «АВТОВАЗагрегат» АМО «ЗИЛ» «Автотор» Объем продаж в 2006 г., млрд. руб. 152,5 118,8 76,6 76 74,5 33,5 21,7 14,7 12,8 8,6 8,1 7 Объем продаж в 2005 г., млрд. руб. 132,5 94,6 54,1 64,4 39,2 26,5 10,6 12,5 13,1 7,8 6 1,9 Темп прироста, % 15 25,6 41,5 17,9 90,2 26,1 104,5 18,3 -2,5 10,1 35 266,5 Место 123456789 10 11 12ПРОДАВЦЫРечь пойдет о совс ем новых люд ях – ведь каких-то пятнадцать лет назад такой профессии, как ав тодилер, не с уществовало. Ныне их с ети покрыли практи чески всю территорию России. Дилер не просто продавец дефицитного товара, его зада чи куда шире – дос тавить продукт до мес та, подготовить к продаж е, пред ложить клиенту лучший вариант оформ ления покупки, потом – грамотно обслужить, отремонтировать, помочь продать и т.д.*Рейтинг 400 крупнейших российских компаний, агентство «Эксперт-РА», октябрь 2007 года.КРУПНЕЙШИЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ КОМПАНИИ В СФЕРЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИМесто Компания среди 400* 45 100 105 138 239 360 Группа компаний «Рольф» Группа компаний «Автомир» Холдинг «АтлантМ» СП «Бизнес-Кар» «Нью-Йорк Моторс Москва» «Вольво Восток» Объем продаж в 2006 г., млрд. руб. 74,1 29,1 27,7 21,4 13,4 7,7 Объем продаж в 2005 г., млрд. руб. 56,2 21,8 16,9 16 7,4 4,9 Темп прироста, % 31,9 33,7 63,9 34,3 81,9 56,9 Место 123456*Рейтинг 400 крупнейших российских компаний, агентство «Эксперт-РА», октябрь 2007 года.132 За рулем 12/2007