140
141
ЭКОНОМИКАЭКСКУРСИЯ В БУДУЩЕЕПочему не ломаются «тойоты»ЗБолее того – эта марка принадлежит к числу самых надежных. В учебном центре и на с борочном заводе фирмы побыва л Юрий Нечетов. Фото автора.Center). Д ело нехитрое, но чтобы легко и без повреждений вставить те самые цилиндрики, нужно, оказывается, строго определенным образом с тоять, держ ать руку и «прицеливаться». А правильный звук работы пневмогайковерта – за учивать под метроном, как музыка льную фразу, иначе крепеж окажется недотянут или перетянут. Головной центр тренинг а персона ла GPS на заводе Мотомачи открыт в 2003 году. С тех пор здесь прошли обучение 3000 человек с 52 производс тв «Тойота мотор» во всем мире. В том числе 90 наших соотечественников, которых готовили д ля нового завода в Санкт-Петерб урге – в ряду других здесь висит и российский ф лаг с автографами. О дновременно здесь могут обучать 240 курсантов по двадцати основным специа льностям, с тоимость об у-В Тойота-Сити расположены десять из двенадцати японских заводов «Тойоты», а 70% из 400-тысячного населения города связано с производством автомобилей этой марки.адание было преде льно прос тым – за 25 с екунд вс тавить в отверс тия в стальной плите пять цилиндриков разного диаметра. Первые три воткнул за пару с екунд, четвертый вошел со скрипом, пятый, сколько я его ни дерг ал, заклинило – зазоры мизерные и чем больше диаметр, тем вероятнее перекос. Подошел инструктор: «Неплохо, многие нови чки не справляются ис четвертым». Тем не менее засчитал мне лишь три – на четвертом цилиндре оказались царапины.чения – 15 тыс. иен в день (около $124). Основной лозунг «Подготовка персона ла должна опережать глобализацию». Как правило, в головном центре GPS проходят обучение бригадиры и инс трукторы, которых здесь называют, соответс твенно, тим- лидеры (team-leader) и тимтренеры (team-trainer). Кроме головного, сформированы три региона льных центра в США, Ве ликобритании и Таиланде; небольшие учебные подразделения ес ть и на каждом действующем производстве.РОБОТОТЕХНИКА С ПАЛЕОНТОЛОГИЕЙ...Он ос тановился с разбег у, с ловно наткнувшись на невидимое препятс твие. Уловив движ ение, шес ть голов одновременно повернулись на длинных шеях и затем с шипением набросились на него со всех с торон, вновь и вновь вцепляясь мощными челюстями...ШКОЛА НАДЕЖНОСТИ«Тойоты» потому и не ломаютс я, что прежде чем пос тавить рабочего на с борку тормозного цилиндра, двиг ателя или са лона, его несколько недель обучают в производственном центре GPS (Global Produc tionНа этой линии в производственном центре GPS рабочие учатся правильно заворачивать болты М6 – это наиболее распрос траненный кузовной крепеж. Перед каждым курсантом ноутбук с видеоинструкцией.Кузов красят вместе с дверями, но потом их снимают, подсобирают на отдельной линии и устанавливают обратно уже после полной сборки кузова. Все рабочие на конвейере в белых перчатках.140 За рулем 12/2007 Эта «Тойота-Кэмри» сделана на заводе Тсумитсу – в традиционно богатой для Японии комплектации с мотором 2,4 л/167 л.с. она стоит 2,6 млн. иен ($21,5 тыс. или 540 тыс. руб.). ВРоссии такая машина сейчас вдвое дороже. Как изменит цену местное производство?Экспозиции музея «Тойота» очень познавательны, а школьные экскурсии здесь обычное дело. Лет через 15–20 эти ребята задумаются о покупке первой машины. Может, поэтому «Тойота» удерживает 30% внутреннего рынка с двукратным отрывом от ближайшего конкурента?Именно так выглядит автоматическая линия сварки кузовов на заводе «Тойота». Похожие на динозавров сварочные роботы вшестером накидываются на подошедший кузов: головы и коленчатыешеи изворачиваются и так, и эдак, топочти полностью погружаясь внутрь кузова, то выдергиваясь наружу. Проходит 57секунд – и они отпрыгивают в стороны, замирая вожидании следующей «жертвы». На двух линиях здесь 9и 11 постов, на каждом из которых по шесть роботов. Больше вокруг кузова просто не помещается, и так при наладке приходится следить, чтобы не зацепили друг друга. Удивительно, что на этих двух линиях собирают, соответственно, две и четыре совершенно различные модели с кузовами седан, трех- и пятидверный хэтчбек идаже мини-вэн! В принципе их может быть сколько угодно – информацию для пере-хода сварочного автомата на соответствующую программу несет установленный под кузовом электронный чип. Однако спростыми кузовами роботы управятся быстро, а один трудоемкий затормозит весь конвейер. Поэтому на одной нитке обычно собирают кузова, близкие по количеству точек сварки. Линии работают в две смены по восемь часов, третья ночная – для наладки, обслуживания и ремонта оборудования. Суточный «выход» сдвух линий – 1900 кузовов, авмесяц, с учетом пятидневной рабочей недели и множества праздничных дней, получается 36 тысяч! Не менее сильное впечатление оставил и основной конвейер – все сборщики здесь вбелых перчатках! Вокруг не увидишь не то что праздношатающегося, даже просто спокойно идущего человека. Все перемещаются почти бегом, движения отточены, как у автоматов, тележки с дета-лями несутся как угорелые. А сверху проложена дорожка для экскурсантов: вдоль нее – посты для подключения микрофона экскурсовода и дефлекторами автоматической вентиляции. В Японии есть поговорка: «Дорога совершенствования бесконечна». Такая философия и невероятное трудолюбие дают поразительное сочетание – в любом деле японцы ценят не только итог, но и сам процесс, доводя его до немыслимого совершенства и тем самым добиваясь потрясающих результатов. Можно не соглашаться стаким подходом, но с тем, что ярлычок «Сделано в Японии» стал синонимом качества, не поспоришь. В полной мере это относится ик «Тойоте», сумевшей привить высокую культуру производства своим работникам в других странах. Будем надеяться, Россия не станет исключением. Во всяком случае, убедиться в этом мы сможем уже очень скоро.На правах рекламы