256
257
258
КЛУБ«ЗА РУЛЕМ» – 80 БОЕВЫЕ ПЕРЬЯ«Из всех годовщин, которые, надо надеяться, будет отмечать наш журнал, наиболее важная и показательная – первая. «В течение первого года формируется обычно самое основное в типе и облике журнала», – писал «За рулем» год спустя после выхода первого номера. А «основным» кольцовская редакция считала соединение в одном издании «технического и литературного», подразумевая под «литературой» в первую очередь то, что затрагивает самое злободневное, что более всего беспокоит читателя, – публицистику. В долгой истории «За рулем» эта линия журнала переживала взлеты и спады, но никогда не угасала. В минувшем году в рубрике «Боевые перья» мы представили своих коллег из этой обоймы, в разное время и по разным причинам оставивших редакцию. Теперь пришла очередь познакомиться поближе с теми, кто по-прежнему в строю и вместе с нынешним одаренным поколением «зарулевцев» (полагаю, читатели с этой оценкой согласны) делает самый читаемый в стране журнал.Виктор Панярский. Всегда о самом важномПредставлять Виктора Панярского нельзя без упоминания еще одного имени – Григория Зингера, первого шефа отдела БД «За рулем». Наблюдательный, общительный (о нем еще вспомним в этом году), он увидел в нештатном фотокоре, приглашаемом на разовые съемки, еще и способность хорошо писать. У молодого коллеги был собственный взгляд на вещи, склонность толково анализировать и при этом ясно, доступно излагать мысли. Григорий Аркадьевич стал наставником нашего новобранца, с первых же публикаций громко заявившего о себе. Пробой пера для Виктора Панярского стали отчеты о двух проведенных им рейдах: «Прошу помощи» и «Страдания у тротуара». Именно они продвинули тогда уже рвавшуюся на полосы журнала тему «Моральный климат дороги». Она требовала не просто констатации, а серьезного осмысления. Проведя два дня с нарядом ГАИ на трассе Ростов–Баку, а затем, помаявшись в центре столицы в поисках стоянки, автор говорит о новом требова-нии времени: того, кто не умеет вести себя за рулем, рассматривать как общественную угрозу. В автомобильной жизни – на дороге, стоянке, АЗС – элементарные правила человеческого общежития столь же обязательны, как ив обычной жизни. Этот тезис стал исходным ив ряде других статей Виктора Панярского. Каких бы острых проблем он ни касался, прежде всего обращался к человеку за рулем, к его сознанию – и, может быть, как никто другой рвался к информации, исходящей от главных участников движения – водителей. От шофера «Икаруса» автор узнает, что тот тысячи раз нарушал правила обгона и ничего не случалось – но вот… В аварии погибли отец и дочь – стали жертвой совершенного им «встречного обгона». Значит, заключает Панярский, нужно подавлять в себе привычку думать, что ничего не случится. Пока не поздно! Так он и озаглавил свой материал. Или другое: ребенок у дороги – сколько трагедий с этим связано! В соавторстве с Г. Зингером рождается «Тест по вашей просьбе» и основанные на его результатах размышления. «Когда на дороге погибает ребенок, это не только огромная беда – это почти всегда наша вина… Человек за рулем256 За рулем 01/2008 имеет возможность предвидеть опасное развитие событий, а следовательно и предупредить несчастье. Еще одна горячая тема – пьянство. Рейд ЗР – «Застолье у дороги», и снова четко обозначенная позиция автора: пока на дороге есть равнодушные, пока хоть один пьяница садится за руль и не слышит в свой адрес твердого «нет!» – сводки о ДТП будут фиксировать новые жертвы! Как все это актуально поныне. Заинтересованность и компетентность отличали выступления Виктора Панярского. Приобрести эти качества помогли два высших образования – экономическое в Институте железнодорожного транспорта и журналистское в МГУ, помог широкий круг увлечений: фотографией, литературой, путешествиями, спортом, а еще – напряженное, без устали самосовершенствование. Разносторонность оказалась востребованной в новое время, когда решалась судьба массовых изданий. Требовалось многое переосмыслить в автомобильной жизни, помочь читателю сориентироваться в совершенно иных условиях. «Автомобиль – знак беды?» – задавал вопрос Виктор Панярский в статье, открывавшей первый номер 1991-го года. И отвечал: «Наша автомобильная жизнь отлажена против покупателя, а за-Члены экипажа «За рулем» – В. Соловьев и О. Богданов после финиша в Лиссабоне. На фоне потерпевшего крушение японского автовоза. Фото В. Панярского.тем владельца самого дорогого потребительского товара… Автомобиль становится «знаком беды». Стремление отвести столь реальную беду от общества подсказало самые злободневные темы, начиная с безответственности автосервиса (со сданных в ремонт машин крадут дорогие детали) и кончая работой АВТОВАЗа – «Автогигант с протянутой рукой» – о его нерадивых смежниках. Кстати, Виктор нередко выступал в соавторстве с Петром Меньших – своим другом, будущим главным редактором журнала. Ничто не выпадало из поля зрения автора. Именно тог-В Сахаре за рулем. С фотокамерой, ручкой и блокнотом.да (ЗР, 1991, № 12) в статье «Заклятый друг» впервые прозвучало то, что и сегодня волнует всех: «Обеспечение безопасности на дорогах никогда, собственно, и не было главной задачей Госавтоинспекции… Главным образом ее работа многие годы была ориентирована на то, чтобы «выявлять» и наказывать водителя. Откровенная охота на человека за рулем под лозунгом борьбы за безопасность очень быстро привела к взаимной неприязни водителей и гаишников». Как современно звучит это сегодня! Удивительно, что даже в то время, названное многими «смутным», Панярскому и Меньших удавалось привлечь к своим выступлениям внимание высоких ведомств: ЗР публиковал ответы Генпрокуратуры СССР, МВД, Минавтопрома, по фактам выявленных нарушений возбуждали уголовные дела. Много еще хочется сказать о Панярском-журналисте в канун юбилея «За рулем». Упомяну лишь о двух событиях, которые вошли в летопись журнала и, надо полагать, известны читателям. Скоростном (на рекорд!) пробеге Москва–Лиссабон, когда команда «За рулем» обошлаколлег-португальцев, быстрее них покрыв расстояние между самой западной и самой восточной столицей Европы, и путешествии на «Ниве» по Сахаре. Здесь Виктору Владимировичу пришлось вовсю развернуться в своей первой журналистской профессии, унаследованной от отца, – мастера фотографии, известного в мире эстрады и цирка. Уже почти пятнадцать лет, как Виктор Панярский «сменил профессию» – возглавляет ОАО «За рулем» в качестве Председателя Совета директоров, оставаясь журналистом до мозга костей. В этом убедились читатели журнала, ознакомившись с его недавними публикациями о судьбе ВАЗа и причинах громких трагедий на наших дорогах, унесших жизни известных людей. В них тот же почерк, та же ясность и бескомпромиссность позиции, как ив годы его активного авторства в «За рулем». Сейчас на столе у главного редактора его новая рукопись «Бегущие по граблям». О чем – нетрудно догадаться. Виктор Владимирович попрежнему в журналистской обойме ЗР, которому верой и правдой служит уже три десятка лет.М ар к Ти лев ичЗа рулем 01/2008 257 КЛУБ«ЗА РУЛЕМ» В МОЕЙ ЖИЗНИРУБРИКУ ВЕДЕТ МАРК ТИЛЕВИЧТур первый, тур второйВ последнем номере ЗР прошлого года мы информировали о нашем решении: как только в апреле к годовщине журнала будут подведены итоги конкурса, начать его второй тур, который продлится до конца года. Там же мы сообщали, что победителей обоих туров ждет сюрприз. Теперь готовы раскрыть «тайну». Авторам лучших работ будет вручен юбилейный альбом «Страна за рулем. 1928–2008», где собрано более 250 фото, запечатлевших мгновения нашей автомобильной жизни на протяжении восьмидесяти лет. В «конкурсном портфеле» уже немало интересных откликов и воспоминаний, где в фокусе – наш с вами «За рулем». Но редакция, понятное дело, очень заинтересована, чтобы этот портфель пополнялся. В нем, если хотите, оценка нашего труда. А что может быть важнее для тех, кто делает журнал?Жюри конкурсаРусский ДюмуленСреди конкурсных писем порой встречаются неожиданные. Одно из них – от доктора экономических наук, профессора Ипполита Ипполитовича Дюмулена – нас очень заинтересовало. «За рулем» знаком ему с начала тридцатых годов прошлого века, но не как читателю – был еще мал. Он сын одного из ведущих в те годы авторов журнала, о котором мы мало что знали. Вот что он сообщает. «Мой отец Ипполит Ипполитович Дюмулен – известный автомобильный инженер, много сделавший для создания нашей автомобильной промышленности. Он участвовал в испытательных автомотопробегах, включая знаменитый «Москва–Каракумы–Москва», где был заместителем командора. До этого, в 1930-м, в составе группы инженеров во главе с Николаем Осинским изучал в США опыт американского автомобилестроения. По возвращении написал книгу «Американская автомобильная промышленность». С предисловием Осинского она вышла в библиотеке «За рулем» в 1932 году. В той же серии опубликован его труд на другую тему – «Как бороться за экономию горючего». Если память мне не изменяет, одно время отец был членом редколлегии журнала. Последнее место его работы – кафедра «Автобронемашины» Академии механизации и моторизации РКК. Доцент, военинженер 1-го ранга. Здесь вышла еще одна его работа – «Бронеавтомобили». Все книги хранятся в нашей домашней библиотеке. Отец увлекался мотоспортом, стартовал в гонках. Его жизненный путь оборвался в самом начале войны: 22 июля 1941 года по доносу забрали прямо с лекции. Погиб в заключении в 1942 году. Реабилитирован за отсутствием состава преступления».К тому, что прочитали в письме, можем теперь добавить: И. И. Дюмулен-старший – потомок врача наполеоновской армии, который после пленения остался в России и женился на русской. Автомобиль стал делом жизни будущего автора «За рулем». О чем только не писал он в журнале: «Правила движения в США и возможность использования их в СССР», «Пятидесятилетие автомобиля», «Сколько пройдет машина на трех литрах бензина», «Какие автомобили нам нужны». Большой популярностью пользовались его «Технические консультации». Среди нескольких фото, которые мы получили с письмом, одно – из газеты, с таким текстом: «Километровая гонка для закончивших пробег. В глубине И. Дюмулен (русский) на «Харлее» берет старт». Указание в скобках не случайно. В соревнованиях иногда участвовали зарубежные гости – один из них оказался однофамильцем Дюмулена, которого мы теперь ни с кем и никогда не спутаем – он наш, «зарулевский».Вот такой вышины…В 2008 году любимому журналу – 80 лет. Но иу меня знаменательная дата – 35 лет, как в нашей семье читают «За рулем». Вместе с письмом посылаю фотографию. Мой рост 190 см, так что можете представить размеры моей «коллекции «За рулем». Когда беру в руки журналы 20–30-летней давности (все номера с 1973 года) и перелистываю пожелтевшие страницы, кажется, будто читаю свежий номер – так все интересно. Пользу от общения с «За рулем» трудно переоценить: вся моя автомобильная жизнь переплетена с журналом, все, что я знаю об автомобилях, почерпнул в «За рулем». У меня две вазовские машины (последняя – ВАЗ-21093 2001 года), и хотя сейчас чаще хулят изделия отечественного автопрома, я ими доволен. Конечно, сыграли свою роль грамотная эксплуатация и аккуратная манера вождения: и то, и другое я постиг благодаря «За рулем». Много получив от журнала, считал долгом делиться опытом – несколько моих материалов опубликовано в «Советах бывалых». Владимир Хизев, Обоянь, Курская обл.258 За рулем 01/2008