210
211
212
БЕЗОПАСНОСТЬРЕЙД ОПЕРАЦИЯ «ПРИОРИТЕТ»Как на пожарВ«Скорая» на Невском в час пик. Успеет ли на вызов?Среднестатистический путь из пункта Ав пункт Б повсеместно превращается в гонку, и нет на этом пути пощады никому. Раньше такими «безобразиями» славилась Москва. А как с этим делом в Питере? Культуру вождения в культурной столице искал Максим Приходько.конце лета в ГИБДД по СанктПетербургу и Ленинградской области стали поступать жалобы от водителей пожарных автомобилей и другой спецтехники: мол, народ совсем распоясался. Огромный, ярко-красный пожарный автомобиль не спутать с чиновничьей иномаркой; тем не менее питерцы почему-то не горят желанием пропустить спецтранспорт! Идя навстречу пожеланиям МЧС, осенью в Санкт-Петербурге провели операцию «Приоритет». Мне не раз приходилось участвовать во всякого рода официальных мероприятиях в Москве, а вот в Санкт-Петербурге – ни разу.210 За рулем 01/2008 ВЗГЛЯД ИЗ-ПОД МИГАЛКИИ вот я напросился в экипаж 22-й пожарной части 13 отряда государственной противопожарной службы. Пожарный ЗИЛ шел в связке с милиционерами – его прикрывал экипаж 4 батальона спецполка ГАИ (в составе командира 1-го взвода Леонида Егорова и инспектора Виталия Кватченко). Сине-белая «пятнашка» будет ездить за нами по Приморскому району. Уговор таков: работаем до первого настоящего вызова на пожар, потому в машине расчет в полной боевой выкладке. Пытаюсь разговорить бойцов пожарной охраны на интересующую меня тему. – Ну, что сказать – наглеют люди, наглеют, – дипломатично отрезает начальник части, который отрекомендовался коротко и по-военному: «майор Рассказов В. Д.» На самом деле майор – человек с веселыми глазами и огромным опытом; его обязанность, в частности, – выстроить маршрут так, чтобы по возможности обойти проблемные места. Хотя в Питере такие – на каждом шагу… – А помнишь, мы на Школьной застряли, и хоть бы кто нас пропустил, – это уже водитель красного заслуженного ЗИЛа встревает в разговор. – Ладно, сейчас двинем прямо, а там посмотрим, – подвел черту Рассказов В.Д. Взревев сиреной, «зилок» отчаливает от стен пожарной части, выжимая из себя все оставшиеся соки. Тяжело в учении, как говорится… И тут же – не прошло и минуты! – нашелся товарищ на серебристой «десятке» (номер х 448 ас 78), который не пропустил наш автомобиль. Пронесся наперерез, как серебристая ракета; слава богу, у водителя ЗИЛа отменная реакция! Судя по дружному вздоху всего расчета – он далеко не первый, и – увы! – не последний. Но в этом случае расплата наступила быстро и неотвратимо: к пожарной сирене присоединилась милицейская. И вот уже нарушитель стоит у тротуара. Он, естественно, не ожидал столь скорого возмездия за содеянное и мнется, заученно повторяя инспектору: «Ну, видел я «пожарку», но если бы на скорости стал тормозить, в меня въехал бы кто-нибудь обязательно...» Между прочим, стаж у водителя ВАЗ-2112 Вячеслава Иванова аж с 1985 года! Уверен был, что «проскочит», и ему это почти удалось – «помешал» экипаж Егорова. Интересуюсь у Вячеслава, куда он так спешил. Ответ – наивный и чистый, как слеза младенца: «Да я вообще-то в отпуске…» Гениально! На протокол ушло десять минут; теперь наказание гражданину Иванову определит суд. А мы едем дальше по Примор-Леонид Егоров (в роли киномеханика) показывает нарушителю видеозапись содеянного – чтобы вопросов лишних не возникало.«Ну, видел я «пожарку», но если бы на скорости стал тормозить, в меня въехал бы кто-нибудь обязательно...»Питер из окна автомобиля мало чем отличается от Москвы. Разве что трамвайных рельсов больше. За рулем 01/2008 211 БЕЗОПАСНОСТЬРЕЙД ОПЕРАЦИЯ «ПРИОРИТЕТ»Ситуацию, подобную этой, можно увидеть в любом крупном городе страны. К сожалению…скому району Питера. Ровная, стандартная для этих мест осень: немного дождика, немного сырости, немного того грустного состояния души, которое много раз описывали классики русской литературы. Т-образный перекресток. Включаем «люстру», сирену, затем аккуратно поворачиваем налево, «перерезая» основной поток. Стоящая впереди маршрутка притормаживает, а вот синие «Жигули» (номер к 974 кв 98) – нет, не пускают: видимо, водитель тоже куда-то очень спешит. И  вновь пожарный расчет в один голос выдает много добрых слов в его адрес. На деле с ним быстро разберется старший лейтенант Егоров. Но быстро не получилось – водитель Константин Силанчев уверяет, что он ничего не нарушал: «Пожарная включила сирену, когда яс ней уже поравнялся!» Егоров приглашает моЦЕНА ПРИОРИТЕТА Согласно статье 12.17 ПДД, непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 500 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 до 3 месяцев.лодого человека в салон милицейской машины и показывает на экране ноутбука «кино», где в главных ролях молодой водитель Костя, коренной житель культурной столицы, его «Жигули» и наш пожарный ЗИЛ. Константин, оказывается, очень торопился на работу… И опять мы «барражируем» по району. Пытаясь найти побольше фактуры, чуть не прилипаю к лобовому стеклу, снимая дорожную обстановку и то, как реагируют на нас водители. Майор Рассказов, видя, как картинно замирают машины, давая нам внеочередной проезд, посмеивается: «Корреспондент! Ты не свети раньше времени своим объективом – это как на рыбалке, спугнешь». И то верно – останавливаются даже пешеходы, чтобы дать дорогу трудяге ЗИЛу. С грацией слона пожарная машина, подвывая сиреной, сворачивает на Ланское шоссе. Однако на очередном перекрестке нас снова не пропускают! Теперь отличилась «Газель» (номер с 458 рм 98). Водитель Алексей Поемшин оказался единственным, кто сразу же понял, почему его остановили, и не пытался придумать «отмазку». Короткий видеоролик все-таки посмотрели вместе, но и без него понятно, чем дело оборачивается. Инспектор Виталий Кватченко в очередной раз заполняет протокол, а водитель «Газели» шепчет кому-то в телефонную трубку: «Я позже приеду, я тут в ГАИ; потом, потом все расскажу!». И вот так – целый день……Питерская операция «Приоритет» длилась почти месяц. Ее итоги подведут чуть позже, хотя уже сейчас можно прикинуть цифры: за две недели октября только в одном Приморском районе СанктПетербурга водителей, которые не захотели пропустить «скорую» или пожарных (и тех, кого на этом «накрыли» милиционеры), набралось 35 человек. Много это или мало? Для Москвы, автомобилистов которой часто и по делу упрекают в «безбашенности», наверное, немного. Но для «культурной столицы России», скорее всего, многовато.С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВОДИЛЫЧтобы соблюсти баланс справедливости, на следующий день я решил одолжить у старинного приятеля машину – просто поездить по городским улицам и на своей шкуре почувствовать, как «живется» в потоке. Заодно попытался понять, отличается ли дорожное движение Питера от Москвы. Честно говоря, отличий мало. Пробки – практически такие же; народ нарушает не реже… Разве что сановных «мерседесов» и БМВ с мигалками куда меньше, тебя не норовят время от времени выпихнуть из левого ряда, как у нас на Кутузовском. Красота! Звук сирены поэтому не раздражает, и в общей сутолоке дать дорогу «скорой» или пожарной машине большинство водителей считают делом чести. Согласно общечеловеческим правилам, не говоря уж про Правила движения дорожного…212 За рулем 01/2008