164
165
РЕМОНТ И СЕРВИСЭЛЕКТРИККанал связи1 32ВОгромная роль в работе зажигания принадлежит высоковольтным проводам. В их хитросплетениях разбирался Геннадий Непряжин.места» исправных проводов (например, термоусадочной пластиковой трубкой) отнюдь не вредит! Оберегать провода от повреждений очень важно – неспроста на многих автомобилях их дополнительно крепят и одновременно разделяют между собой пластмассовыми держателями – гребенками. Некоторые «рационализаторы» их выбрасывают – и зря! Для удобства обслуживания машины высоковольтные провода, как правило, оснащают быстросъемными наконечниками – присоединил их к катушкам, модулю зажигания, распределителю и свечам, не надо крутить гайки. Но давайте сразу отметим, чего делать нельзя. Часто начинающий «механик», снимая провод со свечи на работающем двигателе, тянет за провод, выдирая его из обжимного контакта наконечника. Он боится электрического удара! Такая опасность, действительно, есть, но не лучше ли вообще отказаться от подобных «опытов»? Уже не раз говорено: сняв питание со свечи работающего двигателя, мы вынуждаем катушку работать с предельной нагрузкой, при которой возможен пробой в любом месте, где изоляция слабей. Значит, можно «получить по полной», даже держась за провод. К тому же есть риск так повредить зажигание, что новая проблема затмит все прежние! В прошлых беседах мы эту тему затрагивали. Если уж проверять высоковольтную цепь, то предназначенным для этого прибором – разрядником. Нет его – соорудим сами. Плотно вставив в наконечник провода подходящий болт или отвертку, надежно закрепим рядом с «массой», оставив зазор 8–10 мм. После этого4автомобиле столько проводов, что высоковольтные на общем фоне выглядят очень скромно. На четырехцилиндровом двигателе, в зависимости от схемы, их всего четыре-пять! Немало нынче и моторов с отдельными катушками на каждой свече, где высоковольтных проводов (кстати, вместе с их капризами!) вообще нет. Что принципиально отличает высоковольтный провод от всех прочих? Это жесточайшие требования к надежности изоляции, способности гарантированно, без утечек, передавать от катушки на свечу напряжение около 30 киловольт, да еще с запасом! На практике это означает, что, в отличие от других электрических цепей, заменить высоковольтный провод с поврежденной изоляцией каким-либо обыкновенным проводом или их комбинацией не удается. Даже если в арсенале водителя есть хорошая изоляционная лента, надежной передачи высокого напряжения на свечу добиться очень трудно – «искра уходит в  баллон». По опыту, надежно защитить изоляционной лентой можно цепи с напряжением не выше 1 кВ. Возлагать на нее более сложные задачи нет смысла – дешевле купить новый высоковольтный провод. Важно и то, как проложены провода под капотом. Вероятность электрического пробоя изоляции выше там, где она «поджарена» о горячие железяки или хоть немного протерта ими. Даже если провода трутся один о другой, это плохо. Так стоит ли провоцировать пробой собственной неаккуратностью? Кстати, дополнительно защитить «проблемные5Высоковольтный провод 1 подает напряжение к свече 2. На концах соответствующие наконечники, свечной справа. Пластмассовые держатели 3 помогают правильно расположить провода, снижая риск повреждения; 4 – еще два вида высоковольтных наконечников, большой – от двигателя ВАЗ-2112 (1,5 л, 16 клапанов); 5 – резиновый наконечник и токопроводящая пружина индивидуальной свечной катушки двигателя ВАЗ-21124 (1,6 л, 16 клапанов).можно пустить мотор – системе уже не грозит пробой, а хозяину – электрошок! Итак, снимаем высоковольтные провода, потянув только за наконечники. Конечно, специалистам по диагностике эти секреты известны – тем более что при поиске неисправности снимать и надевать провода иногда приходится по многу раз. Значит, надо их беречь.Заодно откроем еще один секрет: обычно наконечники катушки, распределителя, свечей – разные, так что вы вряд ли их перепутаете. Но курьезы – например, на старых «Жигулях» – все же возможны: если перепутать концы провода между катушкой и трамблером, можно ослабить контакт провода с центральным выводом трамблера или на ходу связь вообще пропа-123Высоковольтная часть распределителя зажигания 4-цилиндрового двигателя: 1 – пластмассовая крышка с центральным входом для провода от катушки зажигания и четырьмя выходами проводов свечей; 2 – бегунок (между центральным и боковым контактами виден помехоподавительный резистор); 3 – центральный контакт («уголек») крышки. Повреждение любой детали приводит к перебоям в работе двигателя или его остановке.164 За рулем 01/2008 дет. Короче, тут будьте внимательны! Как правило, длина свечных проводов разная. Это понятно: кто же будет закладывать в конструкцию лишние сантиметры дорогого провода! Некоторые производители, заботясь о покупателе, наносят на провода маркировку. Но далеко не все. Поэтому при установке новых проводов сразу прикиньте, какой пойдет куда. Это особенно важно для современных систем зажигания высокой энергии: короткий провод при колебаниях двигателя может оборваться, соскочить со свечи или трамблера, что грозит пробоем изоляции, повреждением коммутатора и т.п.Надежность проводов зависит от условий их работы. В  мороз они дубеют, в жару болтаются. Изоляция стареет, трескается. После первого пробоя в ней образуется токопроводящий канал – проводу конец! Теперь искра будет не на свече, а между проводом и ближайшей деталью «массы». Конструкции проводов постоянно совершенствуются. Но неприятности владельцу могут доставить любые. Глядишь – силиконовый провод цел, придраться не к чему. А омметр показывает настолько выросшее сопротивление, что о нормальной работе не может быть и речи. А вот более коварная неисправность: сопротивление хо-Вариант высоковольтного провода для систем зажигания старых карбюраторных двигателей: 1 – стойкая к нефтепродуктам оболочка; 2 – слой высоковольтной изоляции; 3 – железоникелевая проволока, намотанная на льняную нить; 4 – льняная нить, придающая высокую прочность токопроводящей жиле. Сопротивление – около 2 кОм на 1м длины.2 13Одна из современных конструкций высоковольтного провода: 1 – химически стойкая оболочка; 2 – слой высоковольтной изоляции; 3 – токопроводящая центральная жила (хлопчатобумажная пряжа, пропитанная сажевым раствором). Сопротивление такого провода – от 15 до 40 кОм на 1м длины.4 5Варианты контактов для высоковольтных проводов. Обычно они скрыты под внешними пластмассовыми или резиновыми деталями. Здесь 1 – наконечник для модуля зажигания; 2 – наконечник свечи (например, «классики» ВАЗ); 3 – наконечник свечи 16-клапанных двигателей ЗМЗ-406 и ВАЗ-2112; 4 – контактная гайка свечи; 5 – наконечник провода в распределителе зажигания и катушке.лодного в норме, а когда нагреется, вырастает в разы – мотор начинает лихорадить. Система зажигания – серьезный источник радиопомех. Их подавление – это комплекс мер. Для борьбы с радиопомехами в бегунок распределителя обычно встроен резистор – около 5 кОм. Кроме того, высоковольтные провода имеют распределенное по длине дополнительное сопротивление. Когда от распределителя избавились, поиск неисправ-ностей стал проще. Пример – впрысковые «десятки». Тут всего четыре провода. Наконец, в  автомобильном мире уже очень давно известен совсем иной подход к подаче высокого напряжения на свечи. Зачем ставить высоковольтные провода, если можно обойтись без них? В России это сделали на шестнадцатиклапанном двигателе ВАЗ-21124: на каждую свечу надета своя катушка зажигания.ПРОКОЛ СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЬ «ПРИОРЫ»С водяным охлаждениемГВ ладимирАр бу зовда с ветрового стекла попадает прямиком на моторедуктор стеклоочистителя! И  не какнибудь хаотично, случайными брызгами, а целенаправленно, через водосточное отверстие в левом углу «жабо». Отверстие это ориентировано так, что в хороший дождь вода из него хлещет точно на электродвигатель. Ни капли мимо!оворят, что улучшений и усовершенствований в «Приоре», по сравнению с «десяткой», не счесть, однако вместе с ними в машину, похоже, заложили немалый ресурс для последующих модернизаций. Умышленно или нет – не берусь судить, но появилась у нее такая особенность: во время дождя во-Ведь могут сделать, если захотят! А электродвигатель, за исключением небольшого чехольчика на редукторе, ничем, заметим, не защищен. Живет он в таких условиях недолго – многие счастливые обладатели «приор» уже успели в этом убедиться. Ну а тем, кто еще не знает об этой особенности, советуем закрыть моторедуктор простейшим жестяным или пластиковым щитком, или куском клеенки – хотя бы так, как этосделано на «классике».нестареющейЗа рулем 01/2008 165