3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
, « … « »; ,,!»; ».– 1928- . , 11, « » « » . , – , : –« 2008 . 80-, : , … – , . : 2008- . . :– : … 30, 50, 80.-? -,. – ?!, ..--01/20083 «ЗА РУЛЕМ» – 80ТЕСТ НАРОДНЫХ АВТОМОБИЛЕЙWillys MB,Ford-T,0,6 л, 28 л.с., 1958 г.2,2 л, 60 л.с., 1945 г.2,9 л, 20 л.с., 1913 г.Citroёn 2CV6,1,2 л, 64 л.с., 1972 г.ВАЗ-2101 «Жигули»,4За рулем 01/2008 Renault Logan,1,4 л, 75 л.с., 2005 г.Volkswagen Käfer 1200,Trabant 601S,1,2 л, 30 л.с., 1958 г.0,6 л, 26 л.с., год выпуска не установлен.Машины нашего времениВосемь десятилетий назад в стране, где автомобилей было ничтожно мало, появился журнал «За рулем», одной из главных тем которого с самого начала стал народный автомобиль. Карьера первого из них, американского «Форда-Т», как раз заканчивалась. Но другие прославленные модели, оставившие заметный след в истории, были еще впереди. К 80-летию журнала мы решили сделать вам и себе подарок – собрать вместе наиболее известные, легендарные машины. Конечно, этот тест – условный, в чем-то – ироничный. Невозможно впрямую сравнивать модели, между которыми почти 100 лет! Правда, мы все же проставили баллы, исходя из современных критериев. Интересная, кстати, получилась картина! Но главное – мы не только посмотрели на ветеранов глазами автомобилистов XXI века, но и постарались представить, какие ощущения вызывали машины у тех, кто их покупал новыми. Итак, на нашем тесте – автомобили, благодаря которым за руль садились целые страны и континенты. Компанию первому народному автомобилю «Форду-Т» составили «Фольксваген-Жук» и «Ситроен-2CV» (знаменитый «Де шво»), символы автомобилизации послевоенной Европы; «Виллис-МВ» – самый массовый полноприводный автомобиль прошлого столетия, а для многих первая машина, за рулем которой они оказались (на колеса «вставали» целые армии, а потом и страны); «Трабант» – символ социалистического автомобилестроения и одна из самых массовых моделей Восточной Европы; «копейка» – ВАЗ-2101, совершившая переворот в жизни Советского Союза, по массовости не сравнимая ни с одной из предыдущих отечественных машин; и наконец – «всемирный автомобиль» нынешнего столетия, быстро распространяющийся на пространстве от Урала до Северной Африки, от Индии до Бразилии – «Рено-Логан».За рулем 01/20085 «ЗА РУЛЕМ» – 80ТЕСТ НАРОДНЫХ АВТОМОБИЛЕЙFORD TМодель, рассчитанная на массового покупателя, дебютировала в 1908-м. С 1913-го впервые в мире ввели поточную сборку узлов машины, в 1914-м – конвейерную сборку всего автомобиля. Модель стала первой в истории действительно народной – недорогой, простой, выпускаемой огромными тиражами. С 1911-го «форды-Т» помимо США делали в Англии, с 1925-го – в Германии. До 1927 года изготовили 15 007 033 экземпляра. Двигатель: бензиновый 2,9 л (20 л.с.). Коробка передач: планетарная 2-ступенчатая. Комплек тация: специализированные фирмы строили самые разные кузова – от родстера до грузовика.Работать заводной ручкой – почти забытое искусство.Сиденья не только удобные – они кожаные. Вероятно, первый и последний раз в истории народных автомобилей.Кругляш на пробке радиатора – датчик температуры. О том, насколько нагрелась вода, судят по перемещению тоненькой стрелки.Передние габаритные огни «Форда» – керосиновые, а фары – ацетиленовые.ЖЕСТЯНАЯ ЛИЗЗИ ИЗ… ДЕРЕВАИ как на этом ездили? Да еще с женой, детьми, скарбом. Правда, кузов, как правило, был иным – открытым четырехместным, реже – купе (наш родстер – редкий, заказной вариант для пижонов). Но ведьрасстояния преодолевали нешуточные! Иногда в поисках работы и лучшей жизни – через все Штаты от побережья до побережья. Пыль, узенькая полоска шоссе, маленькие одноэтажные городки, между ними – кукурузные или хлопковые поля и снова – пыль…Но ведь едет! Наверное, купившие машину на заре века испытали примерно такой же восторг. А управление, от которого у меня мозги набекрень, им казалось вполне нормальным. Иного-то они не пробовали! Рычажок, расположенный под рулем и открывающий дроссель-ную заслонку, – без пружины. Слева такая же рукоятка ведает опережением зажигания. Левая педаль в нажатом состоянии – включена первая передача, отпущена – вторая. Посредине удается поймать нейтраль. Средняя педаль включает задний ход, причем даже если6За рулем 01/2008 Каков дорожный просвет! Слева от номера – керосиновый фонарь.Назвать это панелью приборов было бы преувеличением. Зато просторно, есть левое зеркало, а ветровое стекло можно опустить.Общая оценка2,8Ford T – чудо техники век назад, чудо техники – сегодня!Проще некуда! Удобная посадка. Обзорность – почти абсолютная.Мудреные органы управления, тормоза – условны, крыши не предусмотрено, не говоря об отопителе.За бензобаком – некое подобие багажника. Много, правда, в такой ящик не положить.ручка в нейтрали! Ну а правая педаль приводит задние тормоза. Запомнили с первого раза? Кстати, тормоза замедляют очень условно. А ведь разогнаться удалось до 55 км/ч! «Форд» готов был ехать и быстрее, да я побоялся. Пара неровностей – и автомобиль повел себя, словно велосипед с «восьмерками» на обоих колесах. «Форд» заходил ходуном, стал перекашиваться во всех измерениях. Так работает подвеска на хлипких поперечных рессорах, без амортизаторов. А сидеть здесь очень удобно. Кресло плотно облегает тело, разве что спинка низковата. Обзор – дивный! Но погода в машине – как на улице: к счастью, пока хорошая. Руль удобный, педали расположены вполне приемлемо. Интересно, что «жестяная Лиззи» едва ли не на треть… из дерева. Например, пол (который легко разобрать для ремонта или обслуживания – плюс за ремонтопригодность!), ящик-багажник, обод руля, сиденья и, конечно, тоненькие колеса. В начале прошлого века эта машина была чудом! Причем доступным даже совсем небогатым. Для них не составляла затруднений процедура пуска двигателя. Итак, открываем топливный кран под баком. Теперь включаем зажигание, повернув ключ магнето. Отворачиваем примерно на два оборота колесико на правой части «торпедо» – обогащаем смесь, примерно на треть открываем дроссельную заслонку. Теперь надо пару раз провернуть заводную ручку медленно – масло разойдется. Ну а теперь – порезче! Оглашая окрестности зычным басом звукового сигнала, делаю последний небольшой круг. Как ни жалко, но придется расставаться! С «фордика» хватит, пусть отдыхает. Он давно отработал свое – перевез миллионы граждан самых разных стран. Кстати, сделал еще больше – дал импульс к созданию иных народных машин.За рулем 01/20087 «ЗА РУЛЕМ» – 80ТЕСТ НАРОДНЫХ АВТОМОБИЛЕЙWILLYS MBСерийные «виллисы» стали поступать в войска в 1941-м. Параллельно во время войны выпускали аналог – «ФордGPW». С ноября 1941-го по сентябрь 1945-го изготовили более 330 тысяч «виллисов». После войны автомобили под маркой «Джип», модернизируя, строили вплоть до 1980-х. Под разными названиями машины выпускали в Бельгии, Индии, Японии. Двигатель: бензиновый 2,2 л (60 л.с., на поздних версиях – 76 л.с.). Коробка передач: механическая 3-ступенчатая.Стекло можно приоткрыть или вовсе положить на капот.Заднее сиденье просторным не назову. Зато справа и слева емкие вещевые ящики.С органами управления непонимания нет, из панели приборов торчит ручка стояночного тормоза.Приборов вполне достаточно. Над ними спрятаны лампочки освещения циферблатов.БАЛЛАДА О СОЛДАТЕЛенд-лиз, второй фронт, освобождение Европы, парад Победы… Многие советские офицеры ни за что не хотели расставаться после войны с «виллисами». Я их отлично понимаю! За полтора десятилетия – от ухода «Форда-Т» на пенсиюдо рождения «Виллиса-МВ» – конструкторы многому научились. Скажем… экономить на эргономике. Ох! Это яс трудом втиснулся между табуреткообразным сиденьем и тоненьким рулем. Но если приноровиться, немного втянуть живот (лучше бы, ко-нечно, похудеть), ощущаешь: в общем-то здесь удобно. Педали, рычаги-коробки передач и раздаточной, ручки и тумблеры расположены «по уму». Для автомобилиста со стажем нажать носком кнопку стартера, а пяткой одновременно педаль газа – пара пустяков! И ужточно лучше, чем крутить «ручной стартер»! При этом у «Виллиса» и «Форда» есть интересная и очень важная общая черта – обе машины создавали с чистого листа, не оглядываясь на иные конструкции. В немалой степени поэтому они и получились столь удачными.8За рулем 01/2008 На канистре – брезентовое ведро. Очень удобно – проверяли!Залезать непросто, сидеть – тесно, но ездить – приятно. В правой части панели приборов – подставка для винтовки.Общая оценка5,1Willys MB – на бездорожье ив наши дни даст фору многим полноприводным потомкам. Прост, практичен, неприхотлив. Но это нынче… почти никому не нужно.Очень тесный, а зимой еще и холодный.Отличная проходимость, понятные органы управления, масса всякого скарба (лопата, ведро, кирка) в базовой комплектации.Как же все-таки скакнул прогресс от «Форда-Т» к этой простенькой машинке! Легкий руль, неплохая по меркам того времени динамика, коробка передач с синхронизаторами, цепкие тормоза. А еще – полный привод и геометрия, позволяющие лезть туда… куда сегодня этой антикварной машине путь заказан. Конечно, на неровностях короткобазный «Виллис» прыгает и скачет. Ведь он – предок всех «козликов» мира. Но делает это, не тяжело вздыхая, а – весело и задорно. Радует не только игривое поведение, но и то, что сломать в подвесках просто нечего. Правда, не буду забывать: реакции на руление и устойчивость высокого узенького автомобиля далеко не идеальны. Конечно, он в первую очередь солдат – но не солдафон. Неунывающий, веселый, а не занудный и строгий. Даже многочисленное, приложенное к машине добро – от лопаты до брезентового ведра – воспринимается сегодня немного игрушечным. А ведь в иных условиях этот набор, действительно, спасал жизни машины и экипажа. Четкому переключению передач, понятным педалям и легкому рулю позавидуют  некоторые владельцы гораздо более молодых и хорошо известных вседорожников. Но не будем о грустном… В общем-то, если простить ему спартанскую тесноту, весьма условную защиту от непогоды и невеликую по нынешним меркам разгонную и тормозную динамику, «Виллис» и сегодня вполне пригоден для выездов на природу в выходной. Для более регулярной эксплуатации лучше подойдет его нынешний потомок по имени «Рэнглер». В нем, помимо характерной родовой внешности, все гораздо современней. Нет только этого шарма…За рулем 01/20089 «ЗА РУЛЕМ» – 80ТЕСТ НАРОДНЫХ АВТОМОБИЛЕЙVOLKSWAGEN KÄFERРазработку народного автомобиля Фердинанд Порше вел с начала 1930-х. Первые товарные образцы появились в 1939-м. По-настоящему массовое производство развернули после войны. «Фольксваген-Жук» во множестве вариантов, не меняя, однако, основу конструкции, выпускали в Германии, Нигерии, Бразилии, других странах. Последний «Жук» сошел с конвейера в Мексике в 2003 году. Машина – одна из самых массовых за всю историю, построено 21 529 464 экземпляра. Двигатель: 0,985–1,6 л (23,5–50 л.с.). Коробка передач: механическая 4-ступенчатая. Комплек тация: за 50 с лишним лет выпуска неоднократно, хотя и не сильно меняли элементы кузова, отделку салона.Ранние «жуки» 1950-х можно отличить по большим фарам.К педалям привыкнуть несложно. Даже колесико, изображающее педаль газа, вполне работоспособно.Возле рычага переключения передач – ручка воздушной заслонки карбюратора.Гармоничность даже в мелочах – в этом «Фольксвагену» не откажешь.О ПОЛЬЗЕ НАСЕКОМЫХПослевоенная Европа: новые заводы и дороги, небольшие, но добротные квартирки, недорогие, но вполне приличные пиджаки и платья, веселые смышленые детишки и… семейный любимец «Фольксваген-Жук».Потом он стал своим в Бразилии и Мексике, в Африке и даже в США. Его считали маленьким, а он лишь чуть короче «Жигулей»; называли семейным, а он… Спереди в общем-то удобно: ноги легко находят далеко отодвинутые педали, рычаг коробкипередач – под рукой. Разве что слева давит дверь… Ой! И так же – сосед справа. Тесно? Вы еще не знаете, что такое тесно. Прошу на задний диванчик! Вот уж он-то явно для субтильных послевоенных детей. Взрослому почти невыносимо. По крайней ме-ре, надо иметь очень веские причины, чтобы здесь расположиться. Как же «жучки» в Мексике работали (да и сейчас ездят) в такси? Вроде бы с них снимали правое переднее сиденье. Сзади низко забасил 1,2литровый оппозитник воздуш-10За рулем 01/2008 Этот «Жук» переделывали. Оттого, в частности, неплотно прилегает капот. Но в целом автомобиль такой, каким был в конце 1950-х.Интерьер «Жука» тоже, к сожалению, не вполне оригинальный. Но общее представление о машине составить нетрудно. Ногам и рукам удобно, а вот в ширину – очень тесно!Общая оценка5,6Volkswagen Käfer – долгая и счастливая жизнь, как и добрая память после ухода на пенсию – вполне заслуженны.Очень тесное заднее сиденье, маленький багажник, шумный мотор.Приличная посадка водителя, удобные органы управления, тяговитый двигатель.ного охлаждения. Он хоть и не велик, но тянет машину неплохо. Даже подхлестывает: а давай еще быстрее! Рычагом коробки работать несложно. Конечно, по нынешним меркам люфты великоваты, но если ездили на «Запорожце» – справитесь. Тормозит «Жучок» тоже вполне сносно, хотя до современных эталонов, разумеется, очень далеко. Особенно приятна работа подвесок (полностью независимых!) – сочетание неплохого комфорта, приличной энергоемкости и сносных кренов в поворотах. На такой машине не только на южноамериканские дороги, даже на российские можно выезжать! Конечно, по рулению автомобиль… даже немного веселит. Напоминает симпатичного, шаловливого щенка, который вроде бы реагирует на команды и рывок поводком, но делает это без особого рвения, а порой и вовсе двигаясь не совсем в ту сторону, куда вы его направляли. И все-таки у «Фольксвагена» были очень веские достоинства, сделавшие его столь долгоиграющим. Он – крепок, прост, надежен, недорог. Танки Фердинанду Порше удавались не очень, а это «насекомое» – получилось! В 1930-х он концептуально заметно опережал свое время, в 1940–1950-х – был в первых рядах, в 1960-х – на уровне, в  1970-х и даже в начале 1980-х еще вполне устраивал жителей не самых богатых стран. «Жук» постоянно наводит на ассоциации с малогабаритной квартирой. Тесно, но тепло, уютно и даже по-своему удобно: каждый гвоздик, каждая полочка – на своем месте. С такой квартирой ис такой машиной, даже имея возможность приобрести просторней, светлей, мощней, грустно расставаться. Как с легкомысленной, дурашливой, небогатой молодостью…За рулем 01/200811 «ЗА РУЛЕМ» – 80ТЕСТ НАРОДНЫХ АВТОМОБИЛЕЙCITROËN 2CVПрототипы народного, максимально простого автомобиля появились в конце 1930-х. Серийное производство начали в 1948-м. Позднее автомобиль выпускали почти полтора десятка стран. Во Франции производство свернули в 1988 г. Дольше всего – до 1990-го модель 2CV строили в Португалии. Всего выпустили около 5,5 млн. экземпляров. Двигатель: 0,375–0,6 л (9–28,5 л.с.). Коробка передач: механическая 4-ступенчатая. Комплек тация: за 40 лет автомобиль незначительно модернизировали по деталям кузова и салона.Провода к фарам проложены в блестящих трубках.Посредине – напоминание алгоритма переключения передач. На первых порах очень не вредное.Багажник в «Ситроене» намного вместительней, чем кажется на первый взгляд.Снизу ручка, открывающая дверь, в прямоугольной нише – фиксатор, запирающий замок.НЕ ГАДКИЙ УТЕНОКПарижские бульвары, узенькие провинциальные шоссе, привязчивые мелодии низкоголосых шансонье и, конечно же, французские комедии о «маленьком человеке»… С первого взгляда он кажется каким-то хилым, не на-стоящим. Тоненькие колесики, тщедушные дверки, окна, у которых поднимается верхняя часть, под играющим в руках, словно лист картона, капотом прилажен малюсенький оппозитный моторчик. Неужели этот клоунский экипаж может ехать?Экономия экономией (именно ей в первую очередь подчинены все технические решения «Де шво»), но отказаться от фирменного «ситроеновского» стиля категорически, конечно, не смогли. Скажем, руль – односпицевый, как у не менее именитого иболее престижного собрата «Ситроена-DS». Увы, вся история народного автомобиля в Европе – поэма о тесноте. Хочется сжаться во всех измерениях, чтобы поменьше веселить коллег, хихикающих над тем, как мы срослись с «Ситроеном». Впрочем,12За рулем 01/2008 Подъемные нижние части окон дали экономию на стеклоподъемниках. Кажется, проще уже некуда! При этом в «Ситроене» уютно, а руль – фирменный односпицевый.Общая оценка5,7Citroën 2 CV – вовсе не гадкий утенок, а добрый родственник нынешних народных любимцев.Валкий, посредственная обзорность, спартанская отделка.Приемлемая посадка на всех сиденьях, отменная плавность хода.чуть приноровившись, ездили на «Ситроене» даже вдвоем с не менее плотным пассажиром. Ручка переключения передач поначалу привела в трепет. Как орудовать этой кочергой, торчащей из панели приборов? Несмотря на схему перед носом, приноровился не сразу. Потом ощутил: алгоритм переключения – обычный, просто на первой и третьей передачах нужно утапливать «кочергу». Вскоре рост собственной квалификации стал даже доставлять удовольствие – оказалось, что передачи на «Де шво» переключаются легко и четко. Смешно застрекотавший моторчик потянул маленькую машинку совсем не резво, но гораздо лучше, чем ожидал. Отменная плавность хода! Не знаю уж насчет яиц на пашне (якобы именно с расчетом на то, чтобы крестьяне по дороге на рынок не разбили товар, проектировали полностью независимую подвеску на длинных рычагах), но по комфорту машина действительно даст фору многим… Пока не окажется в быстром повороте. Здесь «утенок» то и дело норовит неуклюже задрать заднее колесо. Зато «Ситроен», не в пример «Жуку», действительно семейный. На заднем диванчике, куда ведут отдельные двери, удивительно просторно: высокая крыша, тоненькие спинки передних сидений. Экономия иногда тоже на пользу. И багажник у машинки приличный. Наверное, французские кинорежиссеры, любящие, чтобы «Де шво» на экране разлетался на куски, были недалеки от истины. С точки зрения пассивной безопасности (вернее, современных представлений о ней) эта скорлупка – скверная защита. Нынешние крэштесты «утенку» противопоказаны. Но он успешно прошел не менее серьезную проверку – временем. Высокий кузов, тонкие сиденья, экономящие место для ездоков, плавность хода… Узнаете черты современного народного автомобиля?За рулем 01/200813 «ЗА РУЛЕМ» – 80ТЕСТ НАРОДНЫХ АВТОМОБИЛЕЙTRABANT 601Модель Р50 дебютировала осенью 1957-го. Концептуально она продолжала «Цвиккау-Р70», появившийся в 1955-м. «Трабант-Р50», затем с 1962-го – Р60, а с 1964-го – 601 выпускали вплоть до 1991 года (последние машины – с 1990 г. – с 1,1-литровым мотором «Фольксваген»). Всего изготовили более 2,8 млн. экземпляров – это одна из самых массовых моделей Восточной Европы, ее поставляли почти во все социалистические страны. Двигатель: 0,5–1,1 л (18–41 л.с.). Коробка передач: механическая 4-ступенчатая. Комплек тация: помимо двухдверных седанов, строили трехдверные универсалы, меняли элементы отделки.Передняя панель, крыло, капот – из дуропласта.«Кочергой» под рулем со временем можно научиться переключать передачи.Подвесные, а не напольные педали – прогрессивная конструкция. Но колесная арка очень мешает.Задние фонари сделаны по моде, характерной для «взрослых» моделей 1950-х – начала 1960-х.ПО ТУ СТОРОНУ СТЕНЫФотографии берлинской телебашни, нескончаемый сериал «Телефон полиции 110» киностудии ДЕФА, мужеподобные пловчихи, коим на Олимпиадах нет равных… Над восточногерманским «Трабантом» нынче мод-но насмехаться. Да, с позиций 1970-х, тем более 1980-х он выглядел динозавриком. Но в 1950-х и даже 1960-х – вполне прилично. Двухтактный мотор лет через 15 после войны стал архаизмом, но в Италии ив Западной Германии подобной техники было немало. В плю-сах: полностью независимые подвески, передний привод, 4-ступенчатая коробка передач да и 20 л.с. (с 1962-го – аж 23!) для такой машинки – вовсе неплохо. Фенольнопрессольформальдегидная смола (восточные немцы неблагозвучно величали ее дуропластом) на-ружных панелей – не самый плохой материал: легок и не гниет. В наших руках – универсал, у которого еще и вместительный багажник. За рулем «Трабанта» тесно ровно настолько, насколько ив более именитых собратьях. Лишь арка левого перед-14За рулем 01/2008 По дизайну «Трабант» вполне взрослый автомобиль. Но именно это и придает ему не очень серьезный вид. Комфорт минимальный, но жить можно. Справа от спидометра – эконометр!Общая оценка5,7Trabant 601 – в 1950-е и даже в 1960-е был вполне достойным конкурентом знаменитым западным моделям. Ему бы вовремя уйти на пенсию…Переключение передач по принципу «а ну-ка угадай»; двухтактный мотор – постоянная забота о масле и его правильном смешивании с бензином.Просторный багажник (универсал!), приличная посадка на заднем сиденье, комфорт на неровностях.него колеса очень уж мешает: педали смещены так, что ноги нужно хитро изгибать вправо. Зато обзорность относительно неплоха. Привод коробки передач немного напоминает «ситроеновский», но работает куда хуже. Учтем, однако, что этот «Трабант» не реставрировали. Сзади сидеть лучше, чем в «Жуке», но похуже «Ситроена». Аскетизм салона – вполне в духе народных машин середины прошлого века. Очень повеселил топливный бак (бачок!) под капотом, куда помимо бензина следует заливать масло, нынче – сгодится то, что для бензопил. Знатоки «трабантов» говорят, что пропорция может быть довольно свободной. Ехать машинка будет, лишь немного сильнее подымит. Это она делает очень колоритно! Аккуратно закрываю капот – монументальностью он не отличается. О пассивной безопасности даже думать не хочется… Впрочем, калечились на этих машинах не чаще, чем на нынешних. Стрекоча, словно большойбольшой сверчок, оставляя сзади сизоватый шлейф – едет! И, кстати, довольно резво! Только удивительно: как такой низенький автомобиль ухитряется быть столь валким? Зато на прямых вполне комфортно – подвески-то независимые! Ну а люфт руля, ненавязчивые тормоза в целом ничем не хуже, чем у «Ситроена» и «Жука», родившегося по ту сторону берлинской стены.КИЛОГРАММЫ И СИЛЫНа одну лошадиную силу мощности приходится некая часть снаряженной массы: чем она меньше, тем в общем случае динамичнее автомобиль. «Рено-Логан» ..........................13 кг/л.с. ВАЗ-2101 «Жигули» .............14,9 кг/л.с. «Виллис-МВ» ...........................17 кг/л.с. «Ситроен-2CV6» ...................20,9 кг/л.с. «Фольксваген-Жук» ...............24 кг/л.с. «Трабант-601S» ...................32,7 кг/л.с. «Форд-Т» ..............................34,9 кг/л.с.За рулем 01/200815 «ЗА РУЛЕМ» – 80ТЕСТ НАРОДНЫХ АВТОМОБИЛЕЙВАЗ-2101 «ЖИГУЛИ»Модель – заметно модернизированный ФИАТ-124 – выпускали с 1970 по 1983 год. Она стала одной из самых массовых в СССР – построили 2 710 930 экземпляров. Многочисленные потомки ФИАТ-124 разошлись по миру тиражом около 21 млн. и выпускаются поныне в Тольятти и Ижевске. Двигатель: 1,2 л (64 л.с.). Коробка передач: механическая 4-ступенчатая. Комплек тация: модификации 2101 оснащали более мощными моторами, меняли элементы оформления.Приемник, как и все остальное, – работает!О тахометре и даже показателе суточного пробега владельцы «копеек» и не думали.Багажник – совсем не маленький. На задней стенке – богатый набор инструмента.Такие фонари и катафоты ставили лишь на «копейку». А что? По-моему – гармонично.МАЛ МАЛА БОЛЬШЕДлина автомобилей, мм: «Виллис-МВ» .................................3335 «Форд-Т» .........................................3556 «Трабант-601S» ..............................3595 «Ситроен-2CV6» .............................3830 «Фольксваген-Жук» ......................4070 ВАЗ-2101 «Жигули» .......................4073 «Рено-Логан» .................................425016За рулем 01/2008 Мечта миллионов советских автомобилистов! Багажник на крыше – непременный атрибут семейной любимицы. В целом вазовская «классика» за 40 лет изменилась мало.ВАМ И НЕ СНИЛОСЬ!Съезды КПСС с бесконечными речами «дорогого Леонида Ильича», борьба за урожай и овощные базы, дефицит, блат и… вожделенные «Жигули».Общая оценкаНеужели у нас умели делать хорошие автомобили? Да, дорогие представители молодого поколения – умели! Двигатель ВАЗ-2101 с пробегом около 50 тысяч заводится спол-оборота, работает плавно и негромко. Трогаюсь, четко ощущая алгоритм работы педалями – ни заминок, ни рывков, машина ровненько, хотя далеко не спринтерски разгоняется. Пе-7,2ВАЗ-2101 «Жигули» – по праву занимает заметное место в истории отечественного автомобилестроения.Приемлемые размеры салона и багажника, легкое переключение передач, отличное качество сборки. Слабенькие мотор и тормоза.редачи перебираю буквально легким касанием, в салоне ничего не дребезжит и не гремит. Почему-то, не в пример современной «классике», здесь – легкий руль! Хороший автомобиль! Меня заела ностальгия? Отчасти, наверное, да. Но ведь по комфорту, в том числе акустическому, легкости органов управления ВАЗ-2101 действительно всерьез поспорит с некоторыми отечественными современниками. А ведь он спроектирован 40 лет назад, а нашему темно-синему экземпляру стукнуло 35! Конечно, разгон по современным меркам слабоват, на затяжных подъемах приходится переключаться на третью (да-да, представляю: какое раздражение вызвал бы у едущих сзади на дороге общего пользования), тормоза без усилителя требуют привычки и собранности. В быстрых поворотах – ощущение, памятное по всем вазовской «классике»: корма, словно не поспевая за передком, переставляется небольшими, но заметными рывками. В актив запишем вполне приемлемый по простору салон (особенно учитывая, что ВАЗ-2101 всего на 3 мм длиннее «Жука»!) и вместительный багажник. А еще вспомним добрым словом «жигулевскую печку», обратим внимание на обзорность – в лучшем смысле этого слова… Обижать машины, которые мы свели на тесте с «копейкой», не буду. «Жигули» моложе «Трабанта» на 10 лет, «Ситроена» – на 20, «Фольксвагена» – почти на 30, а старины «Форда» и вовсе на 60! Выстроим их еще раз в таком порядке и получим наглядную динамику народного автомобилестроения.За рулем 01/200817 «ЗА РУЛЕМ» – 80ТЕСТ НАРОДНЫХ АВТОМОБИЛЕЙRENAULT LOGANВ 2004-м автомобиль дебютировал как Dacia Logan румынского производства. С 2005-го под маркой Renault его выпускают ив России. Также сборка налажена в Марокко, Колумбии, Иране, Бразилии, Индии. Двигатель: 1,4–1,6 л (75–87 л.с.). Коробка передач: механическая 5-ступенчатая. Комплек тация: Authentique, Expression, Privilege, Prestige.ИМЕНА И ПРОЗВИЩАПеребрав немало букв латинского алфавита, Генри Форд, создавая принципиально новую модель, обозначил ее банальной Т. Остряки придумали множество прозвищ, высмеивающих прыгучесть машины. Ее дразнили «Подпрыгивающей Бетти», «Галопирующим Снэйли» и даже «Духом Святого Витаса». Но чаще всего «Форд» поминают под насмешливо-добродушным именем «Жестяная Лиззи». «Виллис-МВ» (до августа 1941-го выпускали чуть отличающуюся версию МА) после войны переименовали в «Джип» (Jeep). О происхождении этого имени нет единого мнения. Некоторые утверждают, что слово произошло от general purpose (общее назначение), другие говорят, что в первооснове глагол jump (прыгать). Имя «Фольксваген» (дословно – «народный экипаж») появилось еще на стадии доводки машины. Однако затем его заменили на KdF – «Сила через радость» – название одной из нацистских трудовых организаций; после войны вернули первоначальное  название. А «Жуком» (Käfer, в США – Beetle) его нарекли лишь в 1954-м. Ранние послевоенные машины, которые теперь особенно ценят коллекционеры, называют Brezelfenster (дословно – окно кренделем, за двухчастное заднее стекло).18За рулем 01/2008 «Рено-Логан» вполне можно назвать «гадким утенком» современности. Интересно, какой оценки он заслужит через 80 лет?И все же социальное происхождение не скрыть. У автомобилей «стран народной демократии» есть характерные общие черты. Если бы вазовская «классика» и «Трабант» вовремя ушли с конвейеров в музеи, воспоминания о них были бы светлее и теплее. Такие оставила у нас темно-синяя «копейка».В ИТОГЕ ВЕКАКонечно, не стоит всерьез сравнивать ветеранов с ярким представителем народного автомобилестроения начала XXI века – «Рено-Логан». И все-таки – напоследок прокатимся и на нем. Конечно, этот не в пример просторнее, комфортабельОбщая оценканее, быстрее старичков. Даже после тормозов ВАЗ-2101 (не говоря о других «дедушках») на «Логане», останавливаясь в первый раз, заставил пассажиров клевать носом. И все же… Своим высоким итоговым баллом он обязан им – смешным, жестяным, дуропластовым предкам. Перед вами картина прогресса: каждый следующий автомобиль впитывал лучшие черты предыдущего; при этом отдельные решения трудно превзойти до сих пор. Высоким кузовом и подобающей ему посадкой «Логан» напомнил «Ситроен-2CV», простотой и понятностью органов управления – «Фоль-ксваген» и «Жигули», размерами багажника – «Трабант»универсал. «Логан», конечно, отнюдь не вседорожник. Но по непробиваемости подвесок его, пусть ис натяжкой, впору сравнить с «Виллисом». Даже с «Фордом-Т» у  «Рено» нашлось общее – сама концепция недорогого, но вместительного, экономичного, но надежного, как теперь говорят всемирного – рассчитанного на высокий спрос в  самых разных странах автомобиля. Эти критерии в основе не изменились за 80 лет, которые минули с тех пор, как «За рулем» начал писать о народных автомобилях.8,3Renault Logan – достойный представитель народного автомобилестроения XXI столетия.Просторный салон, большой багажник, прочная подвеска. Уж очень аскетичная отделка, базовая комплектация – совсем убогая.На стадии проектирования народный «Ситроен» назывался «Бекас», затем TPV (совсем маленький автомобиль). После начала серийного производства за машиной закрепилось прозвище «Де шво» (2CV – две налоговые лошадиные силы), а остряки стали звать ее «гадким утенком». За долгую жизнь «Ситроена» выпу-стили несколько ограниченных серий с измененной отделкой и веселыми именами, например «Чарльстон» и «Кукареку». Предшественника «Трабанта» звали «Цвиккау» – по месту рождения. Известное ныне имя появилось после запуска советского спутника (trabant – спутник). После падения берлинской стеныназвание в быту стали сокращать до «Траби». Ничего удивительного – если уж генерального секретаря ЦК КПСС называли Горби… Конкурс на лучшее имя новому советскому автомобилю, организованный редакцией «За рулем», принес множество писем (ЗР, 2007, № 10). Имя «Жигули» (вы-бранное, кстати, в противовес результатам конкурса) во многих иностранных языках оказалось неблагозвучным, поэтому на экспорт уже в начале 1970-х автомобили шли под маркой «Лада». В  быту машины часто называли «жигуль», а ВАЗ-2101 – «единичка». Прозвище «копейка» прижилось чуть позже.За рулем 01/200819 «ЗА РУЛЕМ» – 80 ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯТЕСТ НАРОДНЫХ АВТОМОБИЛЕЙОбщие данныеFORD TWILLYS MBVOLKSWAGEN KÄFERCITROËN 2CVTRABANT 601SВАЗ-2101 «ЖИГУЛИ»RENAULT LOGANРазмеры, мм: длина/ширина/выс. база колея спереди/ сзади Объем багажника, л Радиус поворота, м Масса снаряж./ полная, кг Время разгона 0–100 км/ч, с Максимальная скорость, км/ч Топливо/запас топлива, л Средний расход топлива, л/100 кмДвигатель3556/1676/н.д. 2553 1448/ 1461 – н.д. 698,5/н.д. н.д. 67,5 н.д./20 143335/1585/1830* 2032 1230/ 1230 – 5,9 1020/1270 н.д. 104 А-70/57 114070/1540/1500 2400 1290/ 1260 н.д. 5,6 720/1110 38 112 н.д./40 8 сзади продольно Оп4/8 1192 6,6 22/30 при 3400 об/мин 77 при 2000 об/мин заднеприводная М4 3,60/2,07/1,25/ 0,80/–/–/н.д. 4,43 независимая торсионная независимая торсионная винт–гайка барабанные барабанные 5,60–153830/1480/1600 2400 1260/1260 220 5,5 585/895 46 110 н.д./20 6,53595/1510/1470 2020 1206/1255 450–1400 н.д. 850/1040 18** 100 А-88 и масло/26 7,94073/1611/1440 2424 1349/1305 н.д. н.д. 955/1355 22 140 АИ-91/39 8 спереди продольно Р4/8 1198 8,5 47/64 при 5600 об/мин 89 при 3400 об/мин заднеприводная М43,75/2,30/1,49/ 1,00/–/–/3,87 4,34250/1742/1525 2630 1466/1456 510 5,3 975/1535 13 162 АИ-91-98/50 6,8 спереди поперечно Р4/8 1390 9,5 55/75 при 5500 об/мин 112 при 3000 об/мин переднеприводная М5 3,73/2,05/1,39/ 1,03/0,79/–/3,554,21Расположение Конфигурация/ число клапанов Рабочий объем, смз Степень сжатия Мощность, кВт/л.с. Крутящий момент, Н. мТрансмиссияспереди продольно спереди продольно Р4/8 2895 4,5 14,7/20 при 1800 об/мин н.д. заднеприводная М2 2,74/1,00/–/ –/–/–/н.д. 3,64 зависимая рессорная зависимая рессорная винт–гайка – барабанные и трансмиссионный 760–80 Р4/8 2199 6,48 44/60 при 3600 об/мин 142 при 2000 об/мин полноприводная М3 2,665/1,564/1,0/ –/–/–/3,554 4,88 зависимая рессорная зависимая рессорная червячное барабанные барабанные 6,00–16спереди продольно спереди поперечно Оп2/ 4 602 8,5 20,6/28 при 6750 об/мин 40 при 3500 об/мин Р4/– 594,5 7,8 19/26 при 4200 об/мин 54 при 3000 об/минТип Коробка передач Передаточные числа I/II/III/IV/V/VI/ з.х. Главная передачаХодовая частьпереднеприводная переднеприводная М4 М4 5,203/2,657/1,786/ 1,316/–/–/5,2034,1254,08/2,32/1,52/ 1,03/–/–/3,943,95Подвеска: спереди сзади Рулевое управление Тормоза: передние задние Размер шин* С тентом. **До 80 км/ч.независимая торсионная независимая торсионная винт–гайка барабанные барабанные 125/SR15независимая рессорная независимая пружинная винт–гайка барабанные барабанные 5,20–13независимая пружинная зависимая пружинная червячное дисковые барабанные 6,15–13независимая пружинная упругая поперечная балка реечное дисковые барабанные 165/80R14РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ «ЗА РУЛЕМ»Ходовая частьСнаряженная масса, кг Нагрузка на ось, кг (%): переднюю заднюю Дорожный просвет, мм* На нестандартных шинах.1135 599,5(52,8) 536(47,2) 2601119 578(51,7) 541(48,3) 215750 291(38,8) 459 (61,2) 124620 363(58,5) 257(41,5) 159621 344(55,4) 277(44,6) 97*985 529,5(53,8) 455,5(46,2) 1751091 670,5(62) 420,5 (38) 163ЧТО ПОЧЕМ?Чтобы автомобиль стал действительно народным, он должен быть доступным! Так, на протяжении своего долгого века «Форд-Т» постоянно дешевел – редчайший случай в истории бизнеса. В 1910 году автомобиль стоил 950 долларов, в 1914-м – $650, а в 1920-м – лишь $440. Тогда же Форд ввел минимальную оплату на своих заводах – 5 долларов в день, то есть примерно $130 в месяц. Благотворительность? Нет, жесткий и точный расчет на массовый сбыт: рабочий может позволить себе произведенный им же товар! В начале 1970-х цена «Фольксвагена-Жук» в Западной Германии начиналась от 5000 марок, «Ситроен-2CV» стоил менее 4000. Зарплата аспиранта составляла 600 марок, квалифицированного рабочего – около 1000, ведущего сотрудника научного института – более 2000.20За рулем 01/2008 ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА АВТОМОБИЛЕЙTRABANT 601S CITROËN 2CV6 VOLKSWAGEN KÄFER TRABANT 601S CITROËN 2CV6 VOLKSWAGEN KÄFER Модель WILLYS MB FORD T Модель ВАЗ-2101 «ЖИГУЛИ» WILLYS MB RENAULT LOGAN FORD T ВАЗ-2101 «ЖИГУЛИ» RENAULT LOGANРабочее место водителя Сиденье 6 Органы управления 3 Обзор 8 Салон Передняя часть 3 Задняя часть 0 Багажник 1 Ходовые качества Динамика 2 Тормоза 1 Поведение на дороге 14 763256676 777337665 656776655 676686667 876677678 88999888Комфорт Шум 15 Плавность 26 хода Климат 00 Приспособленность к России Геометрическая 9 10 проходимость Сервис 24 Эксплуатация 24 Общая оценка2,8 5,13 738565,66 838355 637358 778987,28 889888,35,7 5,7Сергей Канунников: «Разумеется, с нынешних позиций народные автомобили прошлого тесны, тихоходны, попросту примитивны. Но без опыта этих простеньких машинок, ставших для миллионов первыми собственными авто, не было бы и нынешних – комфортабельных, быстрых, безопасных».Баллы проставляются коллегиально, группой экспертов ЗР. Оценка не является абсолютной, она показывает место машины в данном тесте с конкретными соперниками. Максимальная оценка – 10 баллов (идеал). 8 баллов – норма для этого класса машин.РАЗМЕРЫ АВТОМОБИЛЕЙ, ммМодель L1 L2 Н H1 H2 B1 B2 L3min/max B3min Н3 Н4 Vбаг., лFORD T 935 – – – – – – 258 660 177 – –* «Виллис» – без тента, в испытанном «Фольксвагене» нет обивки потолка. ** В багажнике – нештатное оборудование.WILLYS MB 885 755 –* –* –* 1385 1400 – – – – –VOLKSWAGEN KÄFER 895–1000 555–710 1260* 1030* 955 1185 1200 – – – – –**CITROËN TRABANT ВАЗ-2101 RENAULT 2CV6 601 S «ЖИГУЛИ» LOGAN 865–1030 900–990 870–1020 920–1095 535–720 570–665 670–900 645–865 1145 1145 1135 1200 1015 960 950 997 910 905 945 960 1040 1205 1338 1387 1065 1160 1335 1412 645/710 670 700/970 1015 940 915 960 1400 620/685 – 490 570 455 650 550 440 260 216 332 392Редакция благодарит за предоставленные автомобили Давида Назарова («Форд-Т»), Александра Клишина («Виллис-МВ»), Алексея Арчакова («Фольксваген-Жук»), Александра Дьяконова («Ситроен-2CV»), Михаила Юмашева («Трабант-601»), Дмитрия Октябрьского («Жигули» ВАЗ-2101) и Илью Сорокина за помощь в подготовке материала.В ГДР 1970-х «Трабант» стоил около 11 000 восточных марок (подорожав с рождения примерно в полтора раза) – приблизительно 10 месячных зарплат высокооплачиваемого рабочего. Ин-тересно, что машину можно было купить ив ФРГ – примерно на 200 марок дешевле французского «утенка». ВАЗ-2101 тоже продавали в Западной Германии – за 7500 марок. В СССР за «Жигули»нужно было отдать 5500 рублей. За радиоприемник – плюс 100. Средняя зарплата в  СССР еще не достигла 150 рублей, 200 считали очень хорошей. Тем не менее за машинами вскоре выстроились очереди.Парадоксы социалистической экономики… Оценку нынешней цены «Логана» – от 263,5 тыс. руб. у нас, от 6400 евро в Румынии – вы, полагаем, дадите самостоятельно.За рулем 01/200821