248
249
250
КЛУБГАИ ЗА РУБЕЖОМНазовем их GIBDDДорожная полиция в разных странах именуется по-разному. Еще один вариант названия уважаемой службы – эдакий «международный» – предлагают в своем обзоре Алексей Воробьев-Обухов и Михаил Колодочкин.Пообщаться лишний раз с представителями Закона не жаждет ни один водитель мира – это, в общем-то, понятно. С другой стороны, каждому хочется, чтобы ни одно чужое нарушение не оставалось безнаказанным. В итоге представители GIBDD – независимо от формы одежды и марки транспортных средств – встречаются нам на самых разных дорогах непохожих друг на друга стран. Сравним?ЗАКОПЕРЩИКИУвидев такую машину в зеркале, хочется резко нажать на газ… Нет – все проще: принять вправо, остановиться и положить руки на руль.Трудно сказать точно, где впервые родилась идея соз-дать некое силовое ведомство, специально предназначенное для регулирования дорожного движения. Французы, например, считают, что их дорожная жандармерия старше всех – она появилась в 1337 году. Встретить в те времена автомобиль было, скажем так, затруднительно – вместо них по дорогам носились всадники, повозки и кареты… Никаких ПДД, понятное дело, тогда еще не написали, зато лихих людей на больших дорогах было немало. Именно отсюда берет начало традиция всех нынешних GIBDD: в первую очередь – охранять и защищать водите-248 За рулем 01/2008 лей, а не только ловить и штрафовать. Нынче функции «гаишников» во Франции разделены между все той же жандармерией (вне городов) и дорожными отрядами национальной полиции (внутри них). Заметим, что именно во французской дорожной полиции довольно много дам – французы все-таки… Надо полагать, получать штрафную квитанцию водителяммужчинам приятнее из дамских рук. А женщинам? А женщины пусть едут к нам!СТРАДАТЕЛЬНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕС первых послевоенных лет итальянская GIBDD именуется Polizia Stradale, но страдания тут ни при чем. Просто русскому уху привычнее предыдущее наименование – Milizia della Strada: тут привязка к автострадам вполне очевидна. Это полицейское подразделение – ровесник ЗР – существует тоже с 1928 года! Ни крутые погони за преступниками, ни аресты в его обязанность не входят: главное – помогать участникам движения. Отвезти пострадавших в больницу, оказать первую помощь, оградить место ДТП – все это для итальянских «гаишников» не экзотика, а повседневность. Наверное, поэтому фирма «Ламборгини» сделала «сострадающему» подразделению шикарный подарок – единственный в мире полицейский «Галлардо». Там, конечно, есть и мигалки, и рация, но важнее… медицинское оборудование, какого не найдешь ив иных наших реанимобилях.Сообщить о нарушителе по мобильнику для них – святое дело. А для полиции – столь же святая обязанность немедленно отреагировать. Может быть, именно поэтому здесь так мало ДТП с тяжкими последствиями? Кстати, уважительность к «герру полицаю» прописана в законе. Попробуйте покрутить ему пальцем у виска, не говоря о более грубом жесте или, боже упаси, слове – суд, штраф, тюрьма вам обеспечены! А порой так хочется. Как, например, преклонных лет инвалиду, ехавшему на кресле, развивавшем 9 км/ч вместо положенных 5 км/ч. Несертифицированное транспортное средство тут же оказалось на штрафстоянке. Орднунг, одним словом!У немецких «гаишников» полосатых палочек нет. Вместо них специальный жезл с надписью «Хальт, полицай!». Штраф в Германии готовы взять и на месте – прямо на капоте. Мобильный терминал принимает пластиковые карты.«МЕДВЕЖАТНИКИ»Между прочим, в Британии единой дорожной полиции до сих пор… нет! Каждое графство суверенно в своем праве решать, содержать ли на деньги налогоплательщиков собственную «ГАИ». Зато если уж содержит, то наделяет серьезными полномочиями: любой британский полицейский вправе арестовать, обыскать, перекрыть дорогу, остановить авто и даже временно отобрать его для неотложной операции. Вот только перекрывать дорогу ради проезда большого чина они не могут – не прописана такая мера нигде! Впрочем, сами чиновники на спецпроезд и не претендуют. Был случай, когда Ее Величество опоздала на военное авиашоу из-за того, что монарший лимузин не мог обогнать плетущийся по узкой дороге учебный автомобиль, не нарушая правил. Заметим, что генералы при этом не стали задерживать начало показа! Англосаксы, знаете ли… А еще в английской печати регулярно сообщают, что, например, в прошлом году в Лондоне полицейские заплатили в казну штрафов за неправильную парковку, превышение скорости и пр. на 325 ты-Есть в Англии единственная скоростная дорога – М2: эдакая лондонская КАД. На нее скоро выйдет пятисотсильный формульный болид «Капаро Т1» с максималкой более 320 км/ч. Если бы не торчащая мигалка, он ехал бы еще быстрее! Полицейский «Додж-Чарджер» оснащен мощным тараном-кенгурином и имеет полное право воспользоваться им по назначению! Если, к примеру, вы упорно делаете вид, будто не слышите воя сирены и команды остановиться…ПЕДАНТИЧНА ДО ИДИОТИЗМАПеданты – это, конечно же, немцы? Правда, увидеть в Германии дорожного полицейского непросто – пока не нарушил «феркерсорднунг». А согрешил – вот они, как черти из табакерки. Дело в том, что порядок охраняют не только слуги закона, но и рядовые бюргеры.За рулем 01/2008 249 КЛУБГАИ ЗА РУБЕЖОМВ Новом Орлеане любят ездить на трех колесах – как у электросамоката Т3. Они используются в основном на территории аэропорта. В тесных мегаполисах скорости невелики – вполне подойдет «Смарт» или электрический «Тинк». И ведь не стесняются!Даже велосипедист должен быть трезвым! Спорить насчет цвета трубочки не нужно: умный алкоанализатор распечатает официальный результат «продувки». Японский городовой разруливает потоки транспорта и пешеходов светящимся изнутри жезлом.За нарушителями-пешеходами сподручнее гоняться на двухколесных «сегвэях»: 20 км/ч тут вполне достаточно. Заодно можно и пробку объехать…сяч фунтов! Что касается оперативных машин, то англичане любят все новое: тут и «смарты», и электромобили, и гибриды, и даже электровелосипеды. Все авто оснащены основным реанимационным оборудованием, плюс… плюшевым медвежонком! Мишка призван снимать стресс у детей, попавших в ДТП.ЯПОНСКИЙ ГОРОДОВОЙВежливость – вот главная черта уважающего себя и других японца. Упаси бог обидеть человека намеком на умственную неполноценность – пусть он даже и совершил аварию. В обязанности дорожных полицейских в Японии, как иу нас, входит «разбор полетов» на месте для последующего страхового возмещения ущерба. Интересно, что практически никогда один из участников инцидентане становится единственным виновником. Ведь это означало бы, что он, г-м, недалекий человек! А потому хоть 10% вины, но окажется на втором водителе. Соответственно и выплаты будут составлять 90% и 10% на каждого! А еще у местных «гаишников-сан» нет полосатой палки. Их жезл светится изнутри оранжево-красным светом – взмахи в темноте классно смотрятся.С ПОГОНЕЙ В ГОРЯЧЕЙ КРОВИЭто, конечно же, про американских дорожных копов. Догонять и задерживать – их любимое занятие. Для первого служат мощные «восьмерки» под капотами полицейских седанов, для второго – специальные тараны-кенгурины. Это не жалкие тюнинговые железякина наших джипах. Полицейский кенгурин надежно крепится к раме и рассчитан вовсе не на кенгуру, а скорее на носорога! Во всяком случае, полицейских специально обучают правильно идти на таран нарушителя (по умолчанию он считается преступником) и не ругают за частый кузовной ремонт. Права у здешних «гаишников» широки. А обязанности? Отметим, например, что «гаишник» обязан остановиться и предложить помощь, если увидит автомобиль с включенным аварийным сигналом, вызвать эвакуатор, отвезти водителя на ближайший сервис или АЗС. Бывает, знаете ли, бензин неожиданно кончается…НЕОТВРАТИМОСТЬ ПО-СЛОВЕНСКИПознакомиться с работой словенской дорожной полициидовелось на практике... Черт дернул задать местному таксисту вопрос насчет «максималки» – показалось, видите ли, что его дизельный «Мерседес» не тянет… Водитель на вопрос обиделся и быстро уложил стрелку спидометра на отметку «200». А через пару минут нас лихо обогнал глухо тонированный «Опель-Вектра», на заднем стекле которого зажглась надпись: «Полиция – принять вправо и остановиться!» Водитель тут же получил бумажку, из коей следовало, что он лишился месячной зарплаты (500 евро) и был счастлив, что обошлось без лишения прав (а значит – работы). Оказывается, словенские «гаишники» постоянно курсируют по дорогам страны на самых обычных с виду авто – и как только… В общем, не нарушайте!250 За рулем 01/2008