184
185
186
187
ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯлось, вовсе не в банальном испарении металла. Электронный микроскоп выявил его хитрую кристаллическую структуру, которая при высокой температуре самопроизвольно изменяется, стремясь к состоянию с минимальной поверхностной энергией. Так гладкая нить превращается в уродливое с нашей точки зрения образование, которое к тому же работает как радиатор, охлаждая спираль и уменьшая световой поток. Это – стадия износа лампы, за которой следует ее отказ. Из-за потери прочности рыхлая спиралька разрушается, и в месте разрыва образуется дуговой разряд: он расплавляет вольфрам и сваривает соседние витки. Лампа скачком начинает светить ярче и  потреблять повышенную мощность. Таких скачков до полного перегорания бывает обычно 3–4. Вопреки расхожим суждениям оказалось, что на срок службы «галогенки» мало влияют вибрации, гораздо опаснее превышение напряжения в бортсети. Причем в формуле показатель степени достигает 12–14! Так, если повысить напряжение на 10% или в 1,1 раза, это приведет к сокращению срока службы лампы в 1,113=3,45 раза. Но самый интересный сюрприз принесло исследование того, как влияют на долговечность лампы ее медленное включение и выключение популярными нынче диммерами. До сих пор считалось, что плавный разогрев и остывание спирали продлевают ей жизнь – ничуть не бывало! Напротив, резкое остывание как бы «закаливает» нить, а медленное – ведет к ее пластической деформации и преждевременному замыканию витков, пятикратно (!) сокращая срок службы. Что ж, пока на смену «галогенкам» окончательно не пришли «ксенон» и светодиоды, результаты работы ученых будут представлять не только академический интерес.По спирали«Эка сложная вещь – лампочка накаливания», – скажут некоторые. И ошибутся. Ученые Берлинского университета и специалисты «Фольксвагена» и «Филипса», исследовав «внутреннюю жизнь» нити накаливания в галогенной лампе Н7, выявили немало неожиданного и интересного. Нить накаливания (спираль) изготавливают из вольфрама с температурой плавления 3410°С – самого тугоплавкого из известных металлов. В чистом виде он очень трудно поддается обработке, поэтому спиралька сделана из сплава с добавлением калия. Это придает необходимую пластичность при комнатной температуре и прочность при работе лампы. Колба галогенной лампы заполнена смесью азота, аргона, криптона и ксенона, состав которой подбирают так, чтобы максимально снизить испаре-ние вольфрама. К  ней добавляют немного брома или йода: вступая в реакцию с испарившимся металлом, они обеспечивают прозрачность колбы и осаждение вольфрама обратно на спираль. Тем не менее рано или поздно любая лампочка перегорает и дело тут, как выясни-График «перегорания» спирали: отчетливо видно плавное снижение потребляемой мощности и ее скачкообразное нарастание.Плавное гашение света приводит к «сколиозу» спирали.Так изменяется металл спирали в течение срока службы.184 За рулем 01/2008 МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ Алексей Воробьев-ОбуховНа правах рекламыРеменные вариацииНевзрачный с виду ремень – главный в бесступенчатом вариаторе. Именно на его долю приходится основная нагрузка при передаче крутящего момента от двигателя к колесам. О его прочность спотыкаются разработчики, намереваясь оснастить вариатором очередной, еще более мощный и скоростной автомобиль. Заметный прорыв удался фирме «КонтиТех»; она продемонстрировала в Ганновере так называемый гибридный ремень (Hybridring), способный работать в вариаторе всухую. Существующие ремни – по сути, набор металлических пластин – требуют постоянной смазки, что уменьшает трение – приходится сжимать конические половинки шкивов с огромными усилиями. Эти усилия развивают гидроцилиндры, которым нужен отдельный насос – а все это вместе – дополнительный расход топлива. С новым «гибридом» управляющая гидравлика не нужна, сухое трение позволяет лишь слегка сжимать ремень для передачи достаточно большого крутящего момента. КПДНовый ремень на рабочем месте.ременного вариатора вырос до 90–95% против типичных до сих пор 60%, а это – прямая экономия топлива! Новинка устроена довольно хитро: два параллельных двусторонних зубчатых ремня при сборке вдвигаются снаружи в пазы пластинчатых блоков, которые и создают необходимое сухое трение. Разумеется, никто не расскажет вам, из чего они сделаны, да это сейчас и не важно. Главное – такой сборный ремень при общей ширине 25  мм и расстоянии между осями шкивов 150–170 мм передает момент от 100 до 130 Н.м. Причем кратковременные перегрузки до 180 Н .м ему не страшны. Передаточное число изменяется шестикратно за счет сдвигания конических щек шкивов с помощью электромотора – никакой гидравлики, жидкости, уплотнений, высокого давления!А это – его «внутренний мир».За рулем 01/2008 185 ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯЧудо объемного звукаЖурналисты, собравшиеся в ноябрьские дни в международном конгресс-центре Мюнхена, могли воочию оценить достижения цифрового авторадио DAB (Digital Audio Broadcasting), дополненного системой Surround – объемного звучания. Передача звукового сигнала в цифровом формате имеет неоспоримые преимущества перед аналоговой – радиостанции зазвучат не хуже, чем записанная на CD программа, без тресков, искажений и других эфирных помех. Рады будут не только слушатели, но и радиостанции: при новой технологии на одной несущей частоте можно одновременно транслировать несколько программ, а значит, в радиоэфире станет свободнее, будет проще получить лицензию на вещание. Но еще интереснее – сам сигнал может нести гораздо больше информации, чем аналоговый. В тот с трудом удалось запихнуть два стереоканала, а в цифровом легко разместились пятьТак размещается комплект для приема объемного цифрового звука.каналов объемного звука стандарта 5.1 (для четырех динамиков по углам салона и сабвуферов в центре). Оценить новинку в работе посетителям предложили в салоне демонстрационного БМВ-Х5, напичканного цифровой аудиотехникой. Впрочем, увидеть ее можно лишь на нашей схеме. В жизни все элемен-ты, разумеется, скрыты за обшивкой и под полом багажника. Автомобильный «радиосарраунд» пока не числится в списках опций, но цифровойтюнер для приема сигналов DAB уже доступен примерно за 400 евро. Увы, в России он работать не будет – нет пока таких передатчиков.Охотник за привидениями«Гайстерфарер» – водительпривидение, так немцы называют тех, кто по недомыслию оказался на встречной полосе автобана. То ли не разобрался в развязке, то ли много выпил, не важно. Главное теперь избежать смертельной опасности лобового столкновения на скорости, может быть, и за двести – в Германии пока не ввели повсеместного ограничения. Кстати говоря, встретиться с привидением не так уж и сложно: в год их фиксируют до 1800! А узнавали о них до сих пор лишь из радиосообщений о дорожной обстановке. Но времена меняются. Исследовательская группа концерна БМВ специально занялась проблемой предупреждения – нет, не только других водителей – самой возможности ненамеренно выехать на «встречку». Основанный на системе GPS-навигации и устройстве распознавания дорожных знаков, новый ассистент предупреждает водителя громким звуком и яркими вспышками, если он повернул не на тот лепесток развязки. Не внял предупреждениям? Тогда автомобиль начнет передавать информацию о своем явно ненормальном водителе на навигаторы в машинах, которым предстоит встреча с «привидением», на местную радиостанцию, в полицию, наконец!«Привидение» становится видимым прямо на дисплее навигатора, причем с указанием его скорости и направления движения. Технически несложно даже принудительно заглушить двигатель, но тут возникают юридические проблемы, решать которые пока не умеют никакие даже самые умные компьютеры.Это – первое предупреждение новой интелектуальной системы заплутавшему водителю: вы едете не туда!Если не помогло, то на мониторах других авто появится вот такая картинка. Ее смысл: навстречу движется «привидение» со скоростью 124 км/ч!186 За рулем 01/2008 И стал свет!Английская фирма Astucia SolarLite озаботилась повышением безопасности движения в темное время суток и предложила необычное решение. Оказывается, дорогу можно подсветить, не тратя ни одного киловатт-часа в уличных фонарях. Необходимо лишь одно условие: ночь в регионе не должна быть полярной. Идея проста: в дорогу «закатывают» светодиодные светильники с солнечной батареей и микроаккумулятором. Днем они не горят, зато накапливают энергию для ночной смены. Ясная погода при этом не нужна (а на родине изобретателей она и бывает-то нечасто!). С наступлением сумерек шоссе иллюминируется подоб-но взлетно-посадочной полосе аэродромов. Разноцветные огоньки показывают водителю, куда ведет дорога. Теоретически, с учетом отсутствия колдобин (Европа все-таки), можно было бы уверенно ехать по ней даже с выключенным светом, если бы не необходимость обозначить свое транспортное средство для других участников движения и, конечно же, видеть пешеходов. Видимость трассы достигает 900 м, что вСмена зеленых фонариков красными говорит о необходимости сбросить скорость – это еще одна полезная функция новинки.Поворот отлично виден лишь благодаря «умным шляпкам». Не будь их, водитель вполне мог бы проехать прямо.десять раз больше, чем позволяют встроенные в асфальт пассивные катафоты. Новые модули, игриво названные «умными шляпками» (smart studs), установили в порядке эксперимента на 120 участках английских дорог. Результаты оказались ошеломляющими: количество ДТП в ночное время в этих местах снизилось на 70%! Неплохо выглядят и оценки живучести шляпок – от 8 до 10 лет (если, конечно, кто-нибудь не вздумает выковырять симпатичный ночничок себе на фазенду). Впрочем, для использования новинки на российских трассах есть еще одно препятствие: постоянная грязь в смеси с противогололедными реагентами способна не только быстро ослабить яркость светодиодов, но и вывести из строя солнечные батареи.На правах рекламы